§ 2. Формы организации трудового обучения
Трудовое обучение во вспомогательной школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные, достигаемые в результате длительной работы. Если конкретные цели на каждом занятии могут меняться, то общие остаются неизменными для целого ряда занятий. В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний навыков: первоначальное ознакомление, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка устойчивых привычек.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятияд.
Чтобы достичь поставленных целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей. Завышение и занижение объема материала дает одинаково отрицательный эффект. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждое занятие, должен быть целостным по содержанию и иметь логическую законченность.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут наиболее эффективны. Иногда содержание занятия диктует необходимость выбора тех или иных методов.
5. Рациональное использование учебного времени. Данное требование имеет особое значение на уроках труда, так как учащиеся приобщаются здесь к практической деятельности, имеющей решающее значение для их будущей жизни и работы. Каждая минута занятия должны быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия, оптимальный для каждого класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять учебное время, необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка к занятиям. Рациональное использование учебного времени предполагает также исключение всех посторонних разговоров, беспричинных отлучек с занятия и всякого рода отвлечений.
6. Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения или создания соответствующих организационных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает учитель.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Есть занятия, где основное время отводится на практическую работу. Такие занятия называют практическими. Занятия, на которых изучается теоретический и практический материал, называют комбинированными.
Теоретическая часть комбинированных занятий может быть посвящена ознакомлению учащихся с новыми 'техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу. Методика работы на таких занятиях имеет определенные отличия, поэтому занятия, на которых изучаются технические и технологические сведения, называют теоретическими, а те, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу, — подготовительными. И в том и в другом случае теоретическая работа комбинируется с практической. Только отдельные теоретические занятия, на которых проводятся лабораторные работы или экскурсии, не комбинируются с практической работой по изготовлению изделий.
На комбинированных занятиях теоретический материал изучается небольшими частями, и если он связан с последующей практической работой, то это наилучшим образом влияет на его усвоение. Поэтому в комбинированных занятиях больше всего учитывается специфика трудового обучения во вспомогательной школе.
Точно также различаются и практические занятия:
на одних учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, на других — совершенствуются трудовые навыки и развиваются скоростные показатели и самостоятельность в труде. В связи с этим практические занятия можно подразделить на комплексные практические работы, практическое повторение и самостоятельные работы.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
С теоретических занятий обычно начинается усвоение учащимися технических и технологических знаний. Окончательное усвоение многих из них происходит в процессе практической работы и специально организуемого многократного повторения.
В ряде случаев учителю приходится в упрощенном виде знакомить учащихся с некоторыми физическими и другими явлениями, необходимыми для понимания того или иного технологического процесса, так как они не имеют знаний по физике, биологии, химии.
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций. .
254
4. Изучение производственных технологических процессов.
В пределах каждой группы методика проведения занятий имеет большое сходство.
При изучении орудий труда сначала знакомят с их назначением и применением, затем — с конструктивными особенностями, а также сообщают о материалах, из которых они изготовлены.
Свойства различных материалов изучают на лабораторных занятиях, а также путем демонстрации опытов и применения других методов. Подбор методов зависит от того, с какими свойствами материалов предполагается познакомить учащихся.
При первоначальном освоении новых технологических приемов основная цель заключается в понимании учащимися назначения приема, усвоении последовательности действий и правильном их выполнении с обоснованием этой последовательности.
Изучение производственных технологических процессов происходит с использованием методов демонстрации плакатов, диафильмов и кинофильмов в сочетании с объяснением и рассказом учителя. Многие технологические процессы можно изучать путем проведения экскурсий на производство.
Производственные экскурсии бывают общеознакомительные и тематические. Общеознакомительные экскурсии проводятся с целью знакомства с работой предприятия в целом или отдельных его подразделений. Тематические экскурсии предназначены для более глубокого изучения отдельных вопросов той или иной программной темы.
Экскурсии проводят по предварительно составленному плану. После экскурсии подводятся ее итоги в беседе, путем устных и письменные отчетов учащихся, а также составляются коллекции образцов материалов, используемых на предприятии, схемы технологических процессов.
Подготовительные занятия
Чтобы повысить степень самостоятельности умственно °'гсталых школьников при выполнении новых трудовых эаданий, необходимо определенным образом их подготовить. Известно, что самостоятельность учащихся вспомо-^тельной школы зависит от их умения ориентироваться в новых трудовых заданиях и планировать предстоящую
255
работу. Обучение этим умениям происходит на специальных занятиях, которые называются подготовительными. Такие занятия являются специфическими для вспомогательной школы, так как непосредственно направлены на решение задачи коррекции недостатков трудовой деятельности умственно отсталых школьников.
На подготовительном занятии учащиеся должны четно усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работа. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся.
После того, как учащиеся уяснили цель работы, усвоили детальную характеристику конечного результата труда, приступают к составлению плана, по которому они будут работать в течение нескольких занятий. План, предлагаемой для усвоения на подготовительных занятиях, должен включать все основные операции, глубина планирования должны быть такой, чтобы учащиеся данного класса могли мысленно представить последовательность операций. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия — технологические карты и применяются коррекционные приемы обучения, учитывающие особенности трудовой деятельности учащихся.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Это осуществляется в процессе изготовления изделий или выполнения серии практических работ, которые содержат элементы нового для учеников (новая технология работы, новая конструкция изделия, новый материал и др.) Этим комплексные практические работы отличаются от других практических занятий.
Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду во вспомогательной школе и на них
256
в программе отводится больше всего учебного времени. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно полезное значение. В методике проведения комплексных практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.
Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т. е. каждый ученик изготавливает изделие или выполняет комплекс работ от начала до конца.
Комплексная практическая работа каждый раз должна завершаться подведением итогов занятия. При подведении итогов очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии. По результатам опроса учащихся учитель может судить о степени усвоения этих знаний и о дальнейшей работе по уточнению их.
Практическое повторение
Практическое повторение — это такие практические занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основные педагогические задачи на таких занятиях заключаются в формировании и дальнейшем совершенствовании трудовых навыков, развитии скоростных показателей в труде у умственно отсталых школьников и умений работать в коллективе.
Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время. На вводный инструктаж отводится 5-10 мин, и только на первых занятиях несколько больше.
Объекты работ для занятий практического повторения подбираются заранее, при этом ориентируются на программу и на трудовые возможности учащихся данного класса, а также на потребности школы и местные производственные условия.
Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной, когда каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия, или с пооперационным разделением труда, когда звену Учеников поручается выполнять определенную операцию. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде и для ознакомления учащихся с организацией труда, принятой в производстве. В конце каждого занятия обсуждается ход работы и ее результаты, причем методические приемы обсуждения целесообразно периодически менять. Важно наладить учет изготовляемых на каждом занятии изделий (индивидуальный или по звеньям при пооперационном разделении труда) и отражать его наглядно на красочно оформленном графике, благодаря чему можно следить за темпом работы учащихся и за сроками выполнения заказа.
Практическое повторение может проводиться на предприятиях, если для этого имеются условия.
Выполнение производственных заказов или заказов школы-интерната и других учреждений на изготовление различных изделий на занятиях практического повторения, работа учащихся на предприятиях во время практического повторения, работа учащихся на предприятиях во время практического повторения — все это формы участия умственно отсталых школьников в производительном труде.
В процессе профессионально-трудового обучения учащиеся пользуются учебниками для повторения и закрепления технических сведений и различных правил, для составления планов предстоящей работы и др. Однако по некоторым темам возникает необходимость в записи отдельных сведений, в выполнении технических рисунков или чертежей. Для этой цели, начиная с Y класса, используются тетради, а в швейном деле — альбомы.
Записи в тетрадях должны быть краткими, объемом 20-30 слов в Y-YII классах и 40-50 слов — в YIII-IX классах. Учитель систематически проверяет правильность написания текстов и выполнения других заданий (рисунков, чертежей, расчетов).
Новые слова (технические и технологические термины) записываются с специальные словари в тех случаях, когда по данному виду труда нет учебников или в учебнике для данного класса они не выделены.
Рекомендуется также вести отдельную тетрадь учета выполненных работ в Y-IX классах. В тетрадь учета работы следует записывать полностью изготовленные изделия, для чего отмечают дату начала их изготовления, наименование изделий и дату окончания работы. При обучении видам труда, не связанным с изготовлением изделий, следует записывать не все осваиваемые операции, а те виды и объем работы, которые имеют определенное общественно полезное значение. Например, посадка картофеля — 100 кв. м, ремонт ранее оштукатуренной поверхности — 20 кв.м.
Во время производственной практики запись о содержании и объеме выполненной работы производится ежедневно.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Для самостоятельных работ объект труда указывается в учебной программе, т. е. он заранее известен учителю. Объекты труда для контрольных работ предлагаются городскими методическими объединениями учителей трудового обучения и становятся известными в школах в конце учебного года с запасом времени, достаточным для подготовки материалов, необходимых для выполнения контрольных работ. В остальном контрольные работы не отличаются от самостоятельных работ.
В зависимости от класса основа для ориентировки учащихся в заданиях при выполнении самостоятельных и контрольных работ может быть разной: предметные образцы, рисунки, чертежи и их сочетания. Четко предъявляются требования к качеству работы, которые должны быть хорошо усвоены учениками в начале занятия. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны полностью завершить задание и объясняет, что каждый из них может подходить к доске и рассматривать образцы и рисунки столько, сколько ему будет нужно. Никакой помощи в ориентировке, планировании и исполнении задания учитель не оказывает, не задает никаких наводящих и иных вопросов в процессе работы. В ходе занятия он внимательно следит за Действиями учеников, отмечает для себя их затруднения, но не дает никаких оценок ходу их работы, тем более не подсказывает порядок дальнейших действий. Замечания могут быть только по безопасности труда и организационным вопросам.
По окончании работы проводят анализ ее результатов. Работа каждого ученика тщательно проверяется, сравнивается с образцом и устанавливается соответствие тем требованиям, которые были предъявлены к качеству ее выполнения. Обсуждается также ход работы, учитель напоминает о затруднениях отдельных учеников и обсуждаются их причины, учитель отмечает также правильные действия учеников.
После прохождения полного курса обучения во вспомогательной школе учащиеся держат выпускной экзамен по изучаемой профессии. Выпускной экзамен состоит из выполнения практической контрольной работы и ответов на вопросы в пределах требований учебных программ по соответствующим видам труда.
Экзамены проводятся после окончания учебных занятий и производственной практики. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном 1 объеме программу профессионально-трудового обучения.
В тех случаях, когда учащийся по каким-либо причинам не освоил программу профессионально-трудовой подготовки по избранному профилю, вопрос о допуске его к выпускным экзаменам решается педагогическим советом школы.
Порядок проведения выпускных экзаменов определяется специальной инструкцией.
Отдельные учащиеся-выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или иной профессии и показавшие высокие результаты на производственной практике, могут быть подготовлены к квалификационному экзамену на предприятии. В этом случае экзамен принимает квалификационная комиссия предприятия в соответствии с существующим положением о присвоении тарифных разрядов на производстве. Такие учащиеся сдают также и выпускные экзамены.
Общественно полезный производительный труд во внеурочное время
Производительным трудом обычно называют труд, в результате которого создаются товарные ценности. Для производительного труда характерна систематичность и обязательность, она заложена в самой сути производительного труда: для постоянного потребления обществом какого-то продукта нужно его систематически производить. Эти характеристики производительного труда необходимо использовать в качестве мощного воспитательного средства школьников.
Производительный труд можно также рассматривать и как средство закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе трудового обучения. Издавна известно, что любовь к труду не является врожденным качеством человека, ее надо воспитывать. Поэтому воспитательное и учебное воздействие производительного труда может проявиться в том случае, если этот труд будет педагогически целесообразно организован, направлен на активизацию трудовой деятельности школьников и повышение уровня ее мотивации, совершенствование профессиональных навыков.
При организации производительного труда школа должна учитывать реальные возможности учащихся, оборудованность школьных учебных мастерских, а также наличие местного производственного окружения. При всем многообразии этих условий одно из них нужно соблюдать повсеместно: в старших классах производительный труд по своему содержанию должен соответствовать профилю трудового обучения. Для организации производительного труда необходим заказ на изготовление определенного количества однотипных изделий или выполнение одной и той же работы в течение определенного времени, а также наличие всех необходимых условий для труда учащихся (оборудование, материалы, рабочие места и др.)
Большое значение имеет подготовка учащихся к выполнению заказов: разъяснение важности предстоящей работы, назначения изделий, использование других побудительных факторов, например, проведение экскурсии в магазин, где будут продаваться или уже продаются изготовленные учениками изделия, или на завод, фабрику или колхоз, где используются результаты их труда. Не последнюю роль должен играть и экономический фактор, так как результаты производительного труда учащихся оплачиваются в установленном порядке. Использование заработанных средств происходит в интересах учащихся.
Выполнение заданий учащимися в порядке производительного труда имеет сходство с работой учащихся на занятиях практического повторения, которое заключается в большей свободе использования рабочего времени, усилении коллективистских начал в труде и деловых контактов между учащимися.
Так как изготавливаемые изделия или выполняемая работа будут приниматься заказчиками в установленные в договоре сроки, то своевременное окончание работы и высокое ее качество приобретают первостепенное значение, и это обстоятельство нужно эффективно использовать в учебно-воспитательных целях. Для этого проводят ежедневный учет работы бригад или каждого ученика, отражают эти результаты на графиках, доступных общему обозрению, поощряют различными способами лучшие бригады и лучших учеников и др.
Поскольку учащиеся в процессе производительного труда тесно взаимодействуют друг с другом, особенно при пооперационном разделении труда, а также связаны общностью цели, то очень важно в процессе работы сохранять дисциплину, доброжелательность, но в то же время товарищескую требовательность в отношении качества и правильности выполнения технологических операций, оказывать бескорыстную помощь товарищу в необходимых случаях, проявлять взаимовыручку.
Если учащиеся получат практику в поддержании таких производственных отношений еще в школе, то они будут более подготовлены к последующей работе на производстве.
Чтобы производительный труд решал не только воспитательные, но и учебные задачи, он должен органически входить в систему трудового обучения во вспомогательной школе. Для этого объекты производительного труда подбираются с таким расчетом, чтобы выполнение их включало технологические операции, осваиваемые учащимися на учебных занятиях.
Производительный труд может осуществляться в школьных учебных мастерских, в межшкольных учебно-производственных мастерских, в учебных цехах, на учебных участках производственных предприятий, в учебно-производственном хозяйстве сельских школ, на полях и фермах колхозов и совхозов, на стройках различных объектов.
Трудовая производственная практика
Производственная практика — это практическая работа учащихся старших классов в производственных условиях по профилю трудового обучения, которая продолжается в течение времени, определенного учебным планом вспомогательной школы.
В V-VII классах тоже предусматривается практика, но она может быть не по профилю трудового обучения и происходить не только в производственных условиях. Поэтому ее можно назвать трудовой практикой, а не производственной.
В содержание труда во время трудовой практики в городских вспомогательных школах могут входить работы по ремонту учебно-наглядных пособий и школьного оборудования, в том числе школьных мастерских, благоустройство территории школы, работы по озеленению микрорайона и вспомогательные работы на базовых предприятиях и другие. В сельских вспомогательных школах обычно ведутся работы на школьном участке, а также учащиеся принимают участие в производительном труде в соседних колхозах и совхозах. Работа учащихся во время трудовой практики за пределами школьных мастерских и за пределами школы обогащает их трудовой и жизненный опыт, а общение со взрослыми работниками и знакомство с работой некоторых предприятий и учреждений оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Производственная практика значительно отличается от трудовой и для ее организации школе приходится решать немало трудных вопросов, прежде всего, подбор производственных предприятий для прохождения практики. Производственные предприятия или их подразделения должны соответствовать профилю трудового обучения и их нужно подобрать для каждой изучаемой в школе профессии.
Кроме того, производственные предприятия должны иметь возможность предоставлять рабочие места, отвечающие трудовым возможностям учащихся и установленным законодательством правилам о труде подростков.
Основными задачами производственной практики являются адаптация школьников к условиям производства, к установленной на данном предприятии организации груда и отношениям между членами трудового коллектива, овладение технологией предприятия и освоение производственных приемов труда, дальнейшее совершенствование профессиональных знаний и навыков.
Технологическая и психологическая подготовка учащихся к практике начинается заранее. Учитель также готовится к практике, всесторонне изучает условия предстоящей работы и на этой основе составляет план проведения практики.
Непосредственно перед практикой проводится инструктаж о порядке работы, режиме, соблюдении производственной и общественной дисциплины и т. д.
В первые дни практики учитель особенно внимательно следит за расстановкой учащихся по рабочим местам, за выполнением заданий, налаживает отношения учащихся с наставниками. С первых же дней ведется учет выполненной работы каждым учеником в отдельности или бригадиром, выделяемым из учащихся.
Во время производственной практики учащиеся включаются в общественную жизнь предприятия: присутствуют на собраниях, участвуют в культурных мероприятиях и т. д.
Кроме выполнения заданий на рабочих местах, с учащимися проводят экскурсии по всем цехам и участкам предприятия для знакомства с технологией и организацией труда, организуют беседы со специалистами, в том числе с работниками бухгалтерии.
По окончании практики подводятся ее итоги на собрании в присутствии руководителей школы, представителя предприятия и родителей.
Кружковая работа
Работа учащихся в кружках, имеющих трудовую направленность является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы во вспомогательной школе является ее постоянная связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения.
При организации кружков и определении их направленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности, учитывают также технологическую подготовленность учителей к проведению данной кружковой работы. Желательно, чтобы по каждому профилю трудового обучения были организованы кружки. По швейному делу это могут быть кружки «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», по столярному — «Мастерская сувениров», «Художественная
264
резьба», по слесарному делу — «Чеканка», по сельскохозяйственному труду — «Юный цветовод», «Друзья леса», «Юный натуралист», по картонажно-переплетному делу - «Мастерская самоделок» и другие. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но во многих случаях такое желание нужно возбуждать у умственно отсталых школьников разными средствами:
перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.
Содержание работы в технических и естествоведческих кружках может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ профессионально-трудового обучения.
Руководители кружков совместно с учащимися составляют план работы на определенный период, как правило, на четверть. При составлении плана руководитель должен увлечь учеников перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали из предложенных руководителем. В плане также предусматривается сбор природного материала, если он необходим для работы, экскурсии на различные выставки и местные предприятия народных промыслов, на производственные предприятия, в тепличные хозяйства, парки и ботанические сады.
Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
Обычно кружковая работа проводится в течение учебного года. Однако в кружках сельскохозяйственного направления практическая деятельность учащихся может продолжиться и во время школьных каникул.
Для эффективной работы таких кружков важно, чтобы в их составе были несколько постоянных членов кружка, усвоивших основные требования к постановке полевых опытов и могущих оказывать помощь новичкам в проведении постоянных наблюдений за опытными и контрольными делянками.
В течение и по окончании учебного и сельскохозяйственного года целесообразно проводить выставки работ учеников, выполненные в тех или иных кружках.
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература