logo
ob_i_vosp_2

§ 2. Формы организации трудового обучения

Трудовое обучение во вспомогательной школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеоб­разовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: конкретную учеб­ную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные, достигаемые в результате длительной работы. Если конкретные цели на каждом занятии могут меняться, то общие остаются неизменными для целого ряда занятий. В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний навыков: первоначальное ознакомле­ние, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка ус­тойчивых привычек.

2. Оптимальность объема учебного материала, подби­раемого для каждого занятияд.

Чтобы достичь поставленных целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем учебного ма­териала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей. Завышение и занижение объ­ема материала дает одинаково отрицательный эффект. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждое занятие, должен быть целостным по содержанию и иметь логическую законченность.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организа­ционных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут наиболее эффективны. Иногда содержание занятия дик­тует необходимость выбора тех или иных методов.

5. Рациональное использование учебного времени. Данное требование имеет особое значение на уроках труда, так как учащиеся приобщаются здесь к практи­ческой деятельности, имеющей решающее значение для их будущей жизни и работы. Каждая минута занятия должны быть насыщена учебной работой. Темп практи­ческой части занятия, оптимальный для каждого класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять учебное время, необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка к занятиям. Рациональное использование учебного времени предполагает также исключение всех посторонних разговоров, беспричинных отлучек с занятия и всякого рода отвлечений.

6. Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных ус­ловий для обучения каждого ученика. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упроще­ния или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения или создания соответствующих организацион­ных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных осо­бенностей учащихся, с которыми работает учитель.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Есть занятия, где основное время отводится на практическую работу. Такие занятия называют практическими. Занятия, на которых изучается теоретический и практический материал, называют ком­бинированными.

Теоретическая часть комбинированных занятий может быть посвящена ознакомлению учащихся с новыми 'техническими и технологическими сведениями или фор­мированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу. Методика работы на таких занятиях имеет определенные отличия, поэтому занятия, на которых изучаются технические и техноло­гические сведения, называют теоретическими, а те, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу, — подготовительными. И в том и в другом случае теоре­тическая работа комбинируется с практической. Только отдельные теоретические занятия, на которых проводятся лабораторные работы или экскурсии, не комбинируются с практической работой по изготовлению изделий.

На комбинированных занятиях теоретический мате­риал изучается небольшими частями, и если он связан с последующей практической работой, то это наилучшим образом влияет на его усвоение. Поэтому в комбиниро­ванных занятиях больше всего учитывается специфика трудового обучения во вспомогательной школе.

Точно также различаются и практические занятия:

на одних учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, на других — совершенствуются трудовые навыки и развиваются скоростные показатели и само­стоятельность в труде. В связи с этим практические занятия можно подразделить на комплексные практиче­ские работы, практическое повторение и самостоятельные работы.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в фор­мировании у учащихся профессиональных знаний (техни­ческих, сельскохозяйственных, технологических и др.).

С теоретических занятий обычно начинается усвоение учащимися технических и технологических знаний. Окончательное усвоение многих из них происходит в процессе практической работы и специально организуе­мого многократного повторения.

В ряде случаев учителю приходится в упрощенном виде знакомить учащихся с некоторыми физическими и другими явлениями, необходимыми для понимания того или иного технологического процесса, так как они не имеют знаний по физике, биологии, химии.

По содержанию теоретические занятия можно разде­лить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций. .

254

4. Изучение производственных технологических про­цессов.

В пределах каждой группы методика проведения занятий имеет большое сходство.

При изучении орудий труда сначала знакомят с их назначением и применением, затем — с конструктив­ными особенностями, а также сообщают о материалах, из которых они изготовлены.

Свойства различных материалов изучают на лабора­торных занятиях, а также путем демонстрации опытов и применения других методов. Подбор методов зависит от того, с какими свойствами материалов предполагается познакомить учащихся.

При первоначальном освоении новых технологических приемов основная цель заключается в понимании уча­щимися назначения приема, усвоении последовательно­сти действий и правильном их выполнении с обоснованием этой последовательности.

Изучение производственных технологических процес­сов происходит с использованием методов демонстрации плакатов, диафильмов и кинофильмов в сочетании с объяснением и рассказом учителя. Многие технологиче­ские процессы можно изучать путем проведения экскур­сий на производство.

Производственные экскурсии бывают общеознакоми­тельные и тематические. Общеознакомительные экскур­сии проводятся с целью знакомства с работой предприятия в целом или отдельных его подразделений. Тематические экскурсии предназначены для более глу­бокого изучения отдельных вопросов той или иной программной темы.

Экскурсии проводят по предварительно составленному плану. После экскурсии подводятся ее итоги в беседе, путем устных и письменные отчетов учащихся, а также составляются коллекции образцов материалов, исполь­зуемых на предприятии, схемы технологических процес­сов.

Подготовительные занятия

Чтобы повысить степень самостоятельности умственно °'гсталых школьников при выполнении новых трудовых эаданий, необходимо определенным образом их подгото­вить. Известно, что самостоятельность учащихся вспомо-^тельной школы зависит от их умения ориентироваться в новых трудовых заданиях и планировать предстоящую

255

работу. Обучение этим умениям происходит на специ­альных занятиях, которые называются подготовительны­ми. Такие занятия являются специфическими для вспомогательной школы, так как непосредственно на­правлены на решение задачи коррекции недостатков трудовой деятельности умственно отсталых школьников.

На подготовительном занятии учащиеся должны четно усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работа. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активи­зировать учащихся.

После того, как учащиеся уяснили цель работы, усвоили детальную характеристику конечного результата труда, приступают к составлению плана, по которому они будут работать в течение нескольких занятий. План, предлагаемой для усвоения на подготовительных заня­тиях, должен включать все основные операции, глубина планирования должны быть такой, чтобы учащиеся данного класса могли мысленно представить последова­тельность операций. При обучении планированию ис­пользуются специальные наглядные пособия — технологические карты и применяются коррекционные приемы обучения, учитывающие особенности трудовой деятельности учащихся.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключи­тельным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки вы­полнения технологических операций.

Это осуществляется в процессе изготовления изделий или выполнения серии практических работ, которые содержат элементы нового для учеников (новая техно­логия работы, новая конструкция изделия, новый мате­риал и др.) Этим комплексные практические работы отличаются от других практических занятий.

Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду во вспомогательной школе и на них

256

в программе отводится больше всего учебного времени. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно полезное значение. В методике проведения комплексных практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблю­дать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.

Организация труда учащихся на комплексных прак­тических работах индивидуальная, т. е. каждый ученик изготавливает изделие или выполняет комплекс работ от начала до конца.

Комплексная практическая работа каждый раз должна завершаться подведением итогов занятия. При подведе­нии итогов очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологи­ческие знания, которые применялись на данном занятии. По результатам опроса учащихся учитель может судить о степени усвоения этих знаний и о дальнейшей работе по уточнению их.

Практическое повторение

Практическое повторение — это такие практические занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основ­ные педагогические задачи на таких занятиях заключа­ются в формировании и дальнейшем совершенствовании трудовых навыков, развитии скоростных показателей в труде у умственно отсталых школьников и умений работать в коллективе.

Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время. На вводный инструктаж отводится 5-10 мин, и только на первых занятиях несколько больше.

Объекты работ для занятий практического повторения подбираются заранее, при этом ориентируются на про­грамму и на трудовые возможности учащихся данного класса, а также на потребности школы и местные производственные условия.

Организация труда на занятиях практического повто­рения может быть индивидуальной, когда каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия, или с пооперационным разделением труда, когда звену Учеников поручается выполнять определенную операцию. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде и для ознакомления учащихся с организацией труда, принятой в производстве. В конце каждого занятия обсуждается ход работы и ее резуль­таты, причем методические приемы обсуждения целесо­образно периодически менять. Важно наладить учет изготовляемых на каждом занятии изделий (индивиду­альный или по звеньям при пооперационном разделении труда) и отражать его наглядно на красочно оформленном графике, благодаря чему можно следить за темпом работы учащихся и за сроками выполнения заказа.

Практическое повторение может проводиться на пред­приятиях, если для этого имеются условия.

Выполнение производственных заказов или заказов школы-интерната и других учреждений на изготовление различных изделий на занятиях практического повторе­ния, работа учащихся на предприятиях во время прак­тического повторения, работа учащихся на предприятиях во время практического повторения — все это формы участия умственно отсталых школьников в производи­тельном труде.

В процессе профессионально-трудового обучения уча­щиеся пользуются учебниками для повторения и закреп­ления технических сведений и различных правил, для составления планов предстоящей работы и др. Однако по некоторым темам возникает необходимость в записи отдельных сведений, в выполнении технических рисунков или чертежей. Для этой цели, начиная с Y класса, используются тетради, а в швейном деле — альбомы.

Записи в тетрадях должны быть краткими, объемом 20-30 слов в Y-YII классах и 40-50 слов — в YIII-IX классах. Учитель систематически проверяет правильность написания текстов и выполнения других заданий (ри­сунков, чертежей, расчетов).

Новые слова (технические и технологические терми­ны) записываются с специальные словари в тех случаях, когда по данному виду труда нет учебников или в учебнике для данного класса они не выделены.

Рекомендуется также вести отдельную тетрадь учета выполненных работ в Y-IX классах. В тетрадь учета работы следует записывать полностью изготовленные изделия, для чего отмечают дату начала их изготовления, наименование изделий и дату окончания работы. При обучении видам труда, не связанным с изготовлением изделий, следует записывать не все осваиваемые операции, а те виды и объем работы, которые имеют определенное общественно полезное значение. Например, посадка картофеля — 100 кв. м, ремонт ранее оштука­туренной поверхности — 20 кв.м.

Во время производственной практики запись о содер­жании и объеме выполненной работы производится ежедневно.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоя­тельно анализируют объект предстоящей работы, состав­ляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каж­дой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.

Для самостоятельных работ объект труда указывается в учебной программе, т. е. он заранее известен учителю. Объекты труда для контрольных работ предлагаются городскими методическими объединениями учителей тру­дового обучения и становятся известными в школах в конце учебного года с запасом времени, достаточным для подготовки материалов, необходимых для выполне­ния контрольных работ. В остальном контрольные работы не отличаются от самостоятельных работ.

В зависимости от класса основа для ориентировки учащихся в заданиях при выполнении самостоятельных и контрольных работ может быть разной: предметные образцы, рисунки, чертежи и их сочетания. Четко предъявляются требования к качеству работы, которые должны быть хорошо усвоены учениками в начале занятия. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны полностью завершить задание и объясняет, что каждый из них может подходить к доске и рассматривать образцы и рисунки столько, сколько ему будет нужно. Никакой помощи в ориентировке, плани­ровании и исполнении задания учитель не оказывает, не задает никаких наводящих и иных вопросов в процессе работы. В ходе занятия он внимательно следит за Действиями учеников, отмечает для себя их затруднения, но не дает никаких оценок ходу их работы, тем более не подсказывает порядок дальнейших действий. Замечания могут быть только по безопасности труда и орга­низационным вопросам.

По окончании работы проводят анализ ее результатов. Работа каждого ученика тщательно проверяется, срав­нивается с образцом и устанавливается соответствие тем требованиям, которые были предъявлены к качеству ее выполнения. Обсуждается также ход работы, учитель напоминает о затруднениях отдельных учеников и обсуждаются их причины, учитель отмечает также правильные действия учеников.

После прохождения полного курса обучения во вспо­могательной школе учащиеся держат выпускной экзамен по изучаемой профессии. Выпускной экзамен состоит из выполнения практической контрольной работы и ответов на вопросы в пределах требований учебных программ по соответствующим видам труда.

Экзамены проводятся после окончания учебных за­нятий и производственной практики. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном 1 объеме программу профессионально-трудового обучения.

В тех случаях, когда учащийся по каким-либо причинам не освоил программу профессионально-трудо­вой подготовки по избранному профилю, вопрос о допуске его к выпускным экзаменам решается педаго­гическим советом школы.

Порядок проведения выпускных экзаменов определя­ется специальной инструкцией.

Отдельные учащиеся-выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или иной профессии и показавшие высокие результаты на производственной практике, могут быть подготовлены к квалификационному экзамену на предприятии. В этом случае экзамен принимает квалификационная комиссия предприятия в соответствии с существующим положени­ем о присвоении тарифных разрядов на производстве. Такие учащиеся сдают также и выпускные экзамены.

Общественно полезный производительный труд во внеурочное время

Производительным трудом обычно называют труд, в результате которого создаются товарные ценности. Для производительного труда характерна систематичность и обязательность, она заложена в самой сути производи­тельного труда: для постоянного потребления обществом какого-то продукта нужно его систематически производить. Эти характеристики производительного труда необходимо использовать в качестве мощного воспитательного средства школьников.

Производительный труд можно также рассматривать и как средство закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе трудового обучения. Издавна известно, что любовь к труду не является врожденным качеством человека, ее надо воспитывать. Поэтому воспитательное и учебное воздействие производительного труда может проявиться в том случае, если этот труд будет педагогически целесообразно организован, направ­лен на активизацию трудовой деятельности школьников и повышение уровня ее мотивации, совершенствование профессиональных навыков.

При организации производительного труда школа должна учитывать реальные возможности учащихся, оборудованность школьных учебных мастерских, а также наличие местного производственного окружения. При всем многообразии этих условий одно из них нужно соблюдать повсеместно: в старших классах производи­тельный труд по своему содержанию должен соответст­вовать профилю трудового обучения. Для организации производительного труда необходим заказ на изготовле­ние определенного количества однотипных изделий или выполнение одной и той же работы в течение опреде­ленного времени, а также наличие всех необходимых условий для труда учащихся (оборудование, материалы, рабочие места и др.)

Большое значение имеет подготовка учащихся к выполнению заказов: разъяснение важности предстоящей работы, назначения изделий, использование других по­будительных факторов, например, проведение экскурсии в магазин, где будут продаваться или уже продаются изготовленные учениками изделия, или на завод, фаб­рику или колхоз, где используются результаты их труда. Не последнюю роль должен играть и экономический фактор, так как результаты производительного труда учащихся оплачиваются в установленном порядке. Ис­пользование заработанных средств происходит в интере­сах учащихся.

Выполнение заданий учащимися в порядке произво­дительного труда имеет сходство с работой учащихся на занятиях практического повторения, которое заключается в большей свободе использования рабочего времени, усилении коллективистских начал в труде и деловых контактов между учащимися.

Так как изготавливаемые изделия или выполняемая работа будут приниматься заказчиками в установленные в договоре сроки, то своевременное окончание работы и высокое ее качество приобретают первостепенное значе­ние, и это обстоятельство нужно эффективно использо­вать в учебно-воспитательных целях. Для этого проводят ежедневный учет работы бригад или каждого ученика, отражают эти результаты на графиках, доступных общему обозрению, поощряют различными способами лучшие бригады и лучших учеников и др.

Поскольку учащиеся в процессе производительного труда тесно взаимодействуют друг с другом, особенно при пооперационном разделении труда, а также связаны общностью цели, то очень важно в процессе работы сохранять дисциплину, доброжелательность, но в то же время товарищескую требовательность в отношении качества и правильности выполнения технологических операций, оказывать бескорыстную помощь товарищу в необходимых случаях, проявлять взаимовыручку.

Если учащиеся получат практику в поддержании таких производственных отношений еще в школе, то они будут более подготовлены к последующей работе на производстве.

Чтобы производительный труд решал не только воспитательные, но и учебные задачи, он должен органически входить в систему трудового обучения во вспомогательной школе. Для этого объекты производи­тельного труда подбираются с таким расчетом, чтобы выполнение их включало технологические операции, осваиваемые учащимися на учебных занятиях.

Производительный труд может осуществляться в школьных учебных мастерских, в межшкольных учеб­но-производственных мастерских, в учебных цехах, на учебных участках производственных предприятий, в учебно-производственном хозяйстве сельских школ, на полях и фермах колхозов и совхозов, на стройках различных объектов.

Трудовая производственная практика

Производственная практика — это практическая работа учащихся старших классов в производственных условиях по профилю трудового обучения, которая продолжается в течение времени, определенного учебным планом вспомогательной школы.

В V-VII классах тоже предусматривается практика, но она может быть не по профилю трудового обучения и происходить не только в производственных условиях. Поэтому ее можно назвать трудовой практикой, а не производственной.

В содержание труда во время трудовой практики в городских вспомогательных школах могут входить работы по ремонту учебно-наглядных пособий и школьного оборудования, в том числе школьных мастерских, бла­гоустройство территории школы, работы по озеленению микрорайона и вспомогательные работы на базовых предприятиях и другие. В сельских вспомогательных школах обычно ведутся работы на школьном участке, а также учащиеся принимают участие в производительном труде в соседних колхозах и совхозах. Работа учащихся во время трудовой практики за пределами школьных мастерских и за пределами школы обогащает их трудовой и жизненный опыт, а общение со взрослыми работниками и знакомство с работой некоторых предприятий и учреждений оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Производственная практика значительно отличается от трудовой и для ее организации школе приходится решать немало трудных вопросов, прежде всего, подбор производственных предприятий для прохождения прак­тики. Производственные предприятия или их подразде­ления должны соответствовать профилю трудового обучения и их нужно подобрать для каждой изучаемой в школе профессии.

Кроме того, производственные предприятия должны иметь возможность предоставлять рабочие места, отве­чающие трудовым возможностям учащихся и установ­ленным законодательством правилам о труде подростков.

Основными задачами производственной практики яв­ляются адаптация школьников к условиям производства, к установленной на данном предприятии организации груда и отношениям между членами трудового коллек­тива, овладение технологией предприятия и освоение производственных приемов труда, дальнейшее совершенствование профессиональных знаний и навыков.

Технологическая и психологическая подготовка учащихся к практике начинается заранее. Учитель также готовится к практике, всесторонне изучает условия предстоящей работы и на этой основе составляет план проведения практики.

Непосредственно перед практикой проводится инст­руктаж о порядке работы, режиме, соблюдении произ­водственной и общественной дисциплины и т. д.

В первые дни практики учитель особенно внимательно следит за расстановкой учащихся по рабочим местам, за выполнением заданий, налаживает отношения уча­щихся с наставниками. С первых же дней ведется учет выполненной работы каждым учеником в отдельности или бригадиром, выделяемым из учащихся.

Во время производственной практики учащиеся вклю­чаются в общественную жизнь предприятия: присутст­вуют на собраниях, участвуют в культурных мероприятиях и т. д.

Кроме выполнения заданий на рабочих местах, с учащимися проводят экскурсии по всем цехам и участкам предприятия для знакомства с технологией и организа­цией труда, организуют беседы со специалистами, в том числе с работниками бухгалтерии.

По окончании практики подводятся ее итоги на собрании в присутствии руководителей школы, предста­вителя предприятия и родителей.

Кружковая работа

Работа учащихся в кружках, имеющих трудовую направленность является средством расширения их про­фессионального кругозора, развития творческих способ­ностей и интереса к данному виду труда. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы во вспомогательной школе является ее постоянная связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения.

При организации кружков и определении их направ­ленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности, учитывают также технологическую подготовленность учителей к проведе­нию данной кружковой работы. Желательно, чтобы по каждому профилю трудового обучения были организо­ваны кружки. По швейному делу это могут быть кружки «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», по сто­лярному — «Мастерская сувениров», «Художественная

264

резьба», по слесарному делу — «Чеканка», по сельско­хозяйственному труду — «Юный цветовод», «Друзья леса», «Юный натуралист», по картонажно-переплетному делу - «Мастерская самоделок» и другие. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют опре­деленный интерес к данному виду практической дея­тельности и желание заниматься в данном кружке. Но во многих случаях такое желание нужно возбуждать у умственно отсталых школьников разными средствами:

перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.

Содержание работы в технических и естествоведче­ских кружках может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ профессионально-трудового обучения.

Руководители кружков совместно с учащимися со­ставляют план работы на определенный период, как правило, на четверть. При составлении плана руково­дитель должен увлечь учеников перспективой изготов­ления изделий, которые они сами выбрали из предложенных руководителем. В плане также предус­матривается сбор природного материала, если он необ­ходим для работы, экскурсии на различные выставки и местные предприятия народных промыслов, на произ­водственные предприятия, в тепличные хозяйства, парки и ботанические сады.

Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намечен­ную часть практической работы, их изделия действи­тельно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.

Обычно кружковая работа проводится в течение учебного года. Однако в кружках сельскохозяйственного направления практическая деятельность учащихся может продолжиться и во время школьных каникул.

Для эффективной работы таких кружков важно, чтобы в их составе были несколько постоянных членов кружка, усвоивших основные требования к постановке полевых опытов и могущих оказывать помощь новичкам в проведении постоянных наблюдений за опытными и контрольными делянками.

В течение и по окончании учебного и сельскохозяй­ственного года целесообразно проводить выставки работ учеников, выполненные в тех или иных кружках.