§ 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
Единство действий является одним из основных показателей уровня работы педагогического коллектива, что в стою очередь является показателем уровня управления. Очевидно, что решение этой проблемы сопряжено со значительными трудностями. Коллектив школы состоит из разных людей как по возрасту, житейскому опыту, так и по стажу, образованию, квалификации. Усилия каждого в отдельности учителя или воспитателя без согласованности действий всего коллектива не будет иметь успеха. Таким образом, задача обеспечения единства действий всего педагогического коллектива является основополагающей в управлении школой.
Четко налаженное планирование работы школы, научная обоснованность содержания планов помогают в организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Особое значение для правильной организации работы вспомогательной школы имеет рациональное последовательное руководство педагогическим коллективом, организация своевременной и адекватной методической помощи учителям и воспитателям по вопросам содержания, форм и методов изучения индивидуальных особенностей учащихся. Педагоги вспомогательной школы должны быть нацелены на систематическое изучение особенностей своих учеников на протяжении всех лет обучения, так как каждый возраст имеет свои психофизические особенности.
Глубина этого крайне важного направления деятельности вспомогательной школы, постоянный анализ и принятие конкретных мер по ее совершенствованию должны занимать у руководителей одно из ведущих мест во всей системе397работы со всем коллективом вспомогательной школы. Педагоги (учителя, воспитатели, логопеды) и медицинские работники информируют друг друга о своих наблюдениях, о состоянии здоровья детей, продвижениях в обучении и коррекционных занятиях, особенностях поведения вне класса и школы. Следует заметить, что такие обсуждения имеют определенное значение для систематического обмена опытом работы учителей и воспитателей по вопросам организации детского коллектива, формам и методам индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Кроме того, общение педагогических работников, имеющих определенный опыт, и молодых учителей (или недостаточно знакомых со спецификой работы во вспомогательной школе) оказывает положительное влияние на повышение квалификации и уровня педагогического мастерства последних.
Для осуществления рациональной коррекционной направленности обучения и воспитания большое значение имеет своевременное ознакомление педагогов с семьями и условиями жизни своих будущих воспитанников из числа вновь принимаемых в школу детей и поддерживание этой связи в период всего пребывания их во вспомогательной школе. Однако, как показывает практика, этому вопросу в работе вспомогательных школ и особенно школ-интернатов уделяется крайне недостаточное внимание. В то же время недооценка такой взаимосвязи в системе руководства приводит зачастую к негативным последствиям в воспитании, профориентации и социальной адаптации.
Поскольку основным учреждением для умственно отсталых школьников является школа-интернат, следует рассмотреть ряд специфических вопросов руководства этим учреждением. Здесь дети находятся круглосуточно в течение всего учебного года и одним из главных направлений в деятельности руководства является создание условий для труда, отдыха и досуга воспитанников, рациональная четкая организация учебной и воспитательной работы с детским коллективом. От того, как в школе-интернате организована жизнь воспитанников зависит успех различных направлений в учебно-воспитательной работе.
Значительное место в деятельности по руководству вспомогательной школой-интернатом следует отводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию в соответствии с санитарно-гигиеническими
398 требованиями, учетом особенностей учебного плана. Особое внимание необходимо обратить на определение места и времени проведения специальных коррекционных занятий с тем, чтобы их проведение не вызвало переутомления учащихся, а также не проводилось в ущерб другим занятиям. Разработка распорядка дня во вспомогательной школе — дело весьма сложное и требует от руководителей глубоких знаний особенностей психофизического развития умственно отсталых детей различных возрастных групп и знания конкретных данных о состоянии здоровья и других особенностях детей в каждой воспитательной группе. Распорядок дня должен предусматривать различные сочетания труда, отдыха и досуга детей, учитывать различную интенсивность нагрузки в течение дня и в течение недели в целом.
Особого внимания в режиме дня требуют моменты, связанные с пребыванием детей на воздухе. Так, по данным отдельных авторов, младшие школьники должны быть на воздухе 3,5 - 4 ч, а старшие — 2 - 2,5 ч. Однако многие уроки можно проводить на воздухе (естествознания, географии и др.).
Организация, формы и методы подготовки домашних заданий — одна из важных задач в обучении и воспитании учащихся. Главное при этом осуществление дифференцированного и индивидуального подхода. Основное внимание учителя и воспитатели должны направлять на систематическое и последовательное формирование у умственно отсталых школьников самостоятельности в выполнении заданий.
Организуя эту работу, следует учитывать, что особенности учебной деятельности умственно отсталых детей, их личностные качества (недостаточная уверенность в себе, торопливость или наоборот медлительность, состояние моторики и ряд других особенностей) определяют необходимость выбора различных видов индивидуальной помощи отдельным учащимся, которая постепенно должна уменьшаться по мере овладения навыками самостоятельной работы. Максимальное повышение эффективности урока, рациональное использование таких форм работы как практические тренировочные упражнения по закреплению изучаемого на уроке материала, должны способствовать тому, чтобы основная учебная нагрузка приходилась на урочное время. А это в свою очередь дает возможность значительно сократить объем домашнего задания.
399
Решающим условием рациональной и эффективной работы вспомогательной школы-интерната (школы) является правильный подбор и расстановка педагогических кадров. Сформированность педагогического коллектива в полноценный, сплоченный может быть осуществлена на основе выявления действительных возможностей и способностей каждого учителя и воспитателя. Это сложный процесс, который требует от руководителей школы-интерната упорного труда. А. С. Макаренко говорил о том, что коллектив воспитателей, объединенный общим мнением, убеждением, взаимопомощью, свободный от зависти, индивидуальной и личной погони за любовью воспитанников, только такой коллектив и может воспитывать детей.
Повышение квалификации учителей и воспитателей
Одним из важнейших условий совершенствования учебно-воспитательного процесса является систематическое повышение квалификации педагогических работников школы-интерната (школы). Особенно это важно в настоящее время, когда общество поставило перед народным образованием большие задачи, направленные на коренное улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения, их трудовой подготовки и социальной адаптации.
В современной практике работы школ сложились оправдывающие себя формы повышения квалификации педагогических работников. Это изучение актуальных общественных проблем, органически связанных с деятельностью учителей и воспитателей, работа методических объединений и творческих групп, проведение научно-практических конференций. Одно из центральных мест в методической работе занимает изучение передового педагогического опыта, создание школ передового опыта или школ педагогического мастерства. Руководство всей методической работой в школе осуществляется директором и его заместителями при активном участии председателей методических объединений. Они оказывают индивидуальную методическую помощь молодым учителям и воспитателям, а также тем, кто в ней нуждается. Рекомендации по содержанию самообразования можно дать лишь тогда, когда руководители школы знают сильные и слабые стороны в теоретической и методической подготовке каждого педагога. Основной задачей администрации в этом вопросе должны стать постоянная забота о создании условий для самообразования учителей и воспитателей, где главным является обеспечение необходимой литературой.
В повышении педагогического мастерства учителя или воспитателя большое значение имеет личный пример руководителей школы, которые систематически повышают свои теоретические знания, педагогическое мастерство.
Традиционной, оправдавшей себя на практике формой повышения квалификации и оказания методической помощи педагогическим работникам школы являются методические объединения. Значительное место в их деятельности должно занять изучение вопросов олигофренопедагогики и олигофренопсихологии, ознакомление с современными достижениями этих наук, а также тех рекомендаций и выводов педагогических исследования, которые представляют особый интерес для решения практических задач, намеченных школой на определенный период.
Как правило, во всех вспомогательных школах-интернатах и школах количество учителей младших классов, учителей трудового обучения, воспитателей (классных руководителей) достаточно для создания школьных методических объединений. Реже есть такая возможность для создания полноправных методических объединений учителей-предметников (из-за небольшого их количества в каждой школе). Это положение во многом определяет необходимость создания кустовых (межшкояьных) методических объединений, работающих под руководством методического кабинета соответствующего института усовершенствования учителей. На кустовые методических объединения по отдельным учебным предметам учителя собираются 2-3 раза в год. Целесообразно проводить эти заседания поочередно на базе тех школ, учителя которых входят в данное методическое объединение. Практика работы ряда территорий показывает определенную эффективность такой организации. В период между заседаниями межшкольных методических объединений учителя-предметники самостоятельно работают по плану методобьединения: разрабатывают отдельные методические вопросы, анализируют результативность своего педагогического труда.
Большого внимания требует от учителя освоение в правильное использование в процессе обучения раздела программы «Требования к знаниям и умениям учащихся». Значение его не только в том, что он служит показателем уровня необходимой подготовки учащихся по предмету. Этот раздел, акцентируя внимание на основном, главном
401в содержании учебно-воспитательного процесса, призван реально, на деле способствовать устранению перегрузки учащихся. Это следует иметь в виду руководителям школ в процессе осуществления внутришкольного контроля.
Обеспечить требования комплексного подхода в обучении и воспитании можно путем проведения совместных заседаний различных методических объединений по отдельным вопросам. Например, изучение учебных программ на методических объединениях учителей младших классов, учителей-предметников целесообразно провопить совместно с воспитателями, чтобы они знали программные требования к объему знаний учащихся и опирались на них в воспитательной работе. Представляется рациональным проведение совместных заседаний методических объединений учителей трудового и профессионального обучения с учителями математики, родного языка, а также с воспитателями во вспомогательных школах-интернатах и групп продленного дня в школах с приходящим контингентом учащихся.
Такая работа предполагает, что на совместных заседаниях методических объединений специалистов по различным предметам с привлечением воспитателей, будут анализироваться успехи в формировании жизненно необходимых умений и навыков учащихся, разрабатываться в комплексе конкретные формы и методы индивидуального подхода.
Внутришкольный контроль
Эффективность руководства учебно-воспитательным процессом в школе-интернате (школе) в основном определяется правильным осуществлением систематического, разностороннего внутришкольного контроля. Он охватывает все многогранные стороны учебно-воспитательного процесса и административно-хозяйственной деятельности школы. Директор вспомогательной школы-интерната (или школы), его заместители должны располагать полной, достоверной и всесторонней информацией о деятельности каждого учителя, воспитателя (классного руководителя), а также о качестве знаний учащихся, уровне их дисциплинированности, умении использовать полученные знания и навыки в практической жизни.
Несомненно, что квалифицированный и систематический контроль за деятельностью педагогического коллектива влияет на повышение ответственности каждого учителя и воспитателя за качество учебно-воспитательной работы.
402
Директор школы и его заместители ежедневно общаются с учащимися, учителями и воспитателями, посещают уроки, внеклассные мероприятия, анализируют классные журналы, дневники и тетради учащихся. Из этих и многих других источников они получают данные о состоянии учебно-воспитательной работы.
Наиболее распространенным недостатком в качестве внутришкольного контроля во вспомогательных школах является то, что руководители при посещении уроков и воспитательных занятий неоправданно много внимания уделяют в основном внешним формам организации урока или внеклассного занятия, недостаточно анализируя при этом содержание и результаты. Подчас анализ посещенных уроков ограничивается лишь рассмотрением их структуры, методов, а также активности учащихся и наличием наглядных средств. Однако и они оцениваются зачастую субъективно и односторонне. При этом упускается из вида самое главное — усвоение знаний, их осознанность, умение ими пользоваться в практических ситуациях. Последнее крайне необходимо во вспомогательной школе, где весь процесс обучения имеет практическую направленность.
Руководители школы совместно с методическим активом изучают основные причины выявленных недостатков и решают вопрос о путях их устранения.
Качество знаний учащихся следует также проверять путем изучения ответов детей во время посещения уроков. Весьма полезно, по нашему мнению, проведение руководителями школы кратких бесед с учащимися, требующих от детей ответов с опорой на приобретенные в процессе обучения знания и умения. Однако необходимо учитывать, что проведение таких бесед не может проходить стихийно. К ним надо очень тщательно готовиться, отбирать элементарный материал, имеющий практическое значение и применяемый наиболее часто в различных жизненных ситуациях.
Большое значение в системе внутришкольного контроля имеет тематический контроль, который проводится для изучения работы всего педагогического коллектива или отдельного методического объединения над одной из актуальных педагогических тем. Например: «Развитие логического мышления учащихся в процессе изучения общеобразовательных предметов», «Работа по развитию речи учащихся в процессе обучения и воспитания».
В системе внутришкольного контроля наряду с другими одним из рациональных методов получения объективной
403
информации является метод статистического анализа. В школе имеется большой объем таких данных. На их основе возможно проводить анализ многих сторон деятельности школы. Например: изучение возрастного состава выпускников в сравнительном плане по годам;
результаты выпускных экзаменов по трудовому обучению; ознакомление с работой школьной библиотеки (пополнение книжного фонда, по количеству и наименованиям, долговечность книги, обеспеченность учебниками, пополнение и состояние библиотечного фонда учебников и др.); ознакомление с работой по внеклассному чтению и др.
Особое значение имеет учет трудоустройства выпускников и наличие данных о том, как они работают, какова их судьба. Катамнестические данные, которые необходимо ежегодно анализировать, дают объективную характеристику качества учебно-воспитательной работы и, в первую очередь, о правильности выбора профилей трудового обучения, уровне социально-бытовой адаптации.
Труд учителя и воспитателя очень сложен, он связан с большим умственным, эмоциональным и нервным напряжением. Деловая, творческая обстановка может быть в тех коллективах, где руководители школы уважительно относятся к педагогам, бывают предельно справедливы к ним. Компетентность и педагогический такт, своевременная квалифицированная помощь учителю и воспитателю положительно влияет на самочувствие и настроение в коллективе.
Расписание уроков и внеклассных занятий во вспомогательной школе-интернате (школе)
Одним из условий научной организации труда педагогического коллектива является правильно составленное расписание уроков. Требования к этому документу довольно подробно освещены в общепедагогической литературе. Однако во вспомогательной школе следует учитывать ряд специфических требований при составлении расписания уроков, специальных коррекционных занятий и внеклассных занятий в школе-интернате.
Расписание уроков регламентирует не только работу учителей. Оно практически определяет всю деятельность учащихся, а именно: обучение, выполнение домашних заданий, участие в общественно полезном труде, отдых и
404
досуг. Поэтому руководителям вспомогательной школы необходимо составлять расписание, чтобы оно прежде всего было удобно учащимся, содействовало систематической равномерной работе, исключало перегрузку.
Основным временем для проведения коррекционных занятий является вторая половина дня. Факультативные занятия также проводятся во второй половине дня после основных уроков. Правильное чередование этих занятий позволяет избежать перегрузки учащихся. Отдельные виды общественно полезного производительно труда следует проводить на воздухе.
Планирование работы школы-интерната (школы)
На современном этапе развития школы план ее работы не может быть плодом единоличного творчества руководителя. В его подготовке должны деятельно участвовать все работники школы. Естественно, что организуют и направляют эту работу в педагогическом коллективе администрация школы совместно с общественными организациями и активом педагогов. Чтобы рационально спланировать работу школы на предстоящий период, необходим глубокий всесторонний анализ и четкая характеристика состояния дел в настоящее время.
Перспективное планирование поможет педагогическому коллективу более конкретно видеть свои задачи, четко определить место каждого в общей системе работы по совершенствованию деятельности учреждения, его перестройке в соответствии с современными требованиями.
В плане должно быть отражено что, когда и кем будет сделано по обучению и воспитанию детей, а также кем, когда и в какой форме будет осуществляться контроль за работой, где будут подводиться ее итоги. Вместе с тем при любой форме годового плана в нем следует кратко отразить важнейшие задачи школы на год по всем направлениям работы.
Разработка и адаптация учебных пособий и методика работы с ними составляет предмет заботы соответствующих методических объединений вспомогательной школы. Однако обеспечение, систематическое пополнение школы учебно-наглядными пособиями входит в обязанности руководителей школы. Это большая организаторская работа, требующая продуманного перспективного планирования и оперативного контроля за ее осуществлением.
405
- § 2. Формы организации трудового обучения
- Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе
- § 1. Роль производительного труда и условия эффективной его организации
- § 2. Производственное обучение — завершающий этап трудовой подготовки учащихся
- Раздел IV
- Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы
- Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната
- Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы
- § 1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- § 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в
- Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 5. Физическое воспитание умственно отсталых школьников
- § 1. Основные принципы физического воспитания учащихся вспомогательной школы
- § 3. Основные движения
- § 4. Понятие об осанке
- § 5. Урок физической культуры
- § 6. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время
- Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
- Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи
- Раздел V
- § 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования
- § 2. Руководство вспомогательной школой-интер том (школой)
- § 3. Организация деятельности педагогического коллектива вспомогательной школы-интерната (школы)
- Оформление школьного здания
- Рекомендуемая литература