logo
ob_i_vosp_2

§ 1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования

Вопросы управления школой, в том числе и вспомо­гательной, коллективом людей, в ней работающих, входят в систему государственно-общественного управ­ления народным образованием. Их взаимосвязи и зави­симости отражены в соответствующих законодательных актах и нормативных документах о народном образова­нии, а также Положении о специальной общеобразова­тельной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа).

Основными задачами вспомогательной школы явля­ются:

— обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития по специальным программам и учебным планам, разработанным в соответствии с осо­бенностями и возможностями развития этой категории детей;

— профессионально-трудовая подготовка и професси­ональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профес­сиями;

— коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий;

— единая комплексная система обучения и воспита­ния, обеспечивающая адекватную подготовку этих детей к самостоятельной жизни в обществе и труду в народном хозяйстве.

В Положении отражены общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, структура школы, нормативы наполняемости классов и воспитательных групп, специфика организации учебного процесса и управления школой. Специальным разделом является «Лечебно-профилактическая работа», в котором определены направления медицинской кор­рекции недостатков развития учащихся, страдающих олигофренией в степени дебильности, а также умствен-

390

ной отсталостью другой этиологии, лечения соматических и психических заболеваний.

Нормативные документы устанавливают порядок на­правления детей во вспомогательную школу.

Вместе с тем следует учитывать, что вспомогательная школа является одним из звеньев в системе общеобразо­вательных школ, поэтому многие организационно-педаго­гические и ряд других вопросов деятельности учреждений народного образования имеют прямое отношение и к специальной школе для умственно отсталых детей.

Вспомогательная школа обеспечивает детям с недостат­ками интеллектуального развития равные права получения образования в соответствии со своими возможностями, выбора профессии с учетом потребности общества. Большое значение в данном типе школ придается социально-быто­вой ориентации учащихся, необходимой им для самосто­ятельной жизни в обществе и семье. Несмотря на различия в объеме и глубине содержания образования в общеобра­зовательной и вспомогательной школах, предусматривается единство форм организации обучения и воспитания. Они в свою очередь должны обеспечить создание «максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности». Свою деятельность школа осуществляет в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации и республик, входящих в нее, и законодательством о народном образовании на принципах самоуправления, гласности, демократии с уче­том местных социально-экономических условий, нацио­нальных традиций и региональных особенностей.

На основе Положения о специальной общеобразова­тельной школе-интернате (школе) разрабатывается устав каждой конкретной школы данного типа, в котором определяются нормы и правила коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития, права и обязанности членов школьного коллектива.

Для вспомогательных школ разрабатываются также специальные организационно-педагогические, программ­но-методические пособия и инструктивные материалы. Для учащихся этих школ создаются специальные учеб­ники. Изучаются вопросы специальной психологии, кли­ники, теории и практики обучения и воспитания этой группы аномальных детей.

- 391