logo
ob_i_vosp_2

§ 2. Социально-бытовая ориентировка школьников в

процессе воспитательной работы Проводимая во внеурочное время воспитательная работа не копирует занятий по социально-бытовой ориентировке. Ее задачи достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Однако, в процессе повседневной жизни детей в интернате осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях по соци­ально-бытовой ориентировке, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям. Все это необходимо для само­стоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружа­ющими людьми. Главное условие успешности решения поставленных задач — ежедневная разнообразная прак­тическая деятельность учащихся.

Как показывают исследования, умственно отсталые старшеклассники плохо ориентированы в экономико-бы­товых вопросах. Они слабо осведомлены о ценах на самые необходимые продовольственные и промышленные товары, не знают основных статей расходной части бюджета, не имеют понятия о доходах и первоочередных нуждах семьи.

Экономико-бытовые умения школьников также край-че низки. Ученики затрудняются спланировать личный °юджет на месяц, нечетко представляют себе структуру

313

повседневных текущих расходов, не могут снять пока­зания счетчика и подсчитать расходы на электроэнергию. Большая часть учащихся не умеет соотносить массу продуктов с объемом бытовой посуды, путается в мерах веса. Имея карманные деньги, школьники не умеют их разумно расходовать; не могут организовать досуг; не относят к числу необходимых качеств личности человека бережливость, экономность, деловитость, нередко пре­вратно толкуя эти понятия, д

Чтобы учащиеся овладели экономико-бытовыми зна-| ниями и умениями, требуется серьезная и разносторон-j няя работа. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, напри­мер, покупке некоторых предметов, подсчету сделанных затрат, подсчету стоимости выращенного школьниками урожая на огороде, в поле, саду и предназначенного для приготовления пищи в школьной столовой, стоимости ремонта мебели и т. д. Полезны упражнения в выборе .< предметов гардероба с учетом экономических, нравст- " венных и эстетических сторон вопроса и т. д. -

Большое место должны занимать экскурсии в мага­зины, на предприятия службы быта. Цель экскурсий в закреплении экономических знаний (о стоимости про­довольственных и промышленных товаров; о видах услуг предприятий бытового обслуживания) и умений школь­ников целесообразно, с учетом конкретных намерений и материальных возможностей выбирать необходимый товар, ориентироваться в маркировке на этикетках к швейным изделиям, заполнять различные бланки, опре­делять размер платы за бытовые услуги.

Полезно устроить проверку состояния и условий хранения одежды в группах, порядка в помещениях, можно посмотреть, бережливо ли расходуется вода и электроэнергия, велико ли количество выбрасываемой после обеда пищи. Эти наблюдения формируют береж­ливость, стремление к упорядоченному ведению хозяй­ства. Дети лучше поймут значение производительного труда, оценят реальный вклад каждого в общее дело, , если будут знать расценки на выполняемые ими произ- ' водственные заказы, сами будут подсчитывать заработок группы и свой собственный, планировать расходование заработанных средств.

Чтобы дети могли расширить знания, научиться действовать в новых условиях, используя имеющийся опыт,

314

необходимо их вовлекать в кружки по домоводству, проводить конкурсы, праздники, устные журналы и классные часы с соответствующей тематикой, встречи с работниками службы быта, оформлять выставки учени­ческих работ, стенды (например, «Сколько стоит мину­та»).

Чтобы у учащихся сформировалось понятие делови­тости, надо, разъяснив его, организовать практическую деятельность школьников, распределить поручения меж­ду учениками с учетом их возможностей и желаний, осуществить контроль за выполнением поручений, оце­нить качество работы, поощрить школьников.

В основном экономическое воспитание осуществляется в старших классах. Но и у младших школьников должно формироваться бережное отношение к одежде, игрушкам, учебникам, тетрадям и другому школьному имуществу. Применение сюжетно-ролевых игр, таких, как «Мага­зин», «Поездка в автобусе», позволяют закреплять у детей знания о стоимости отдельных товаров и плате за проезд, учит подсчитывать стоимость покупки.

Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включающий в себя самообслуживание и хозяй­ственно-бытовую деятельность. Задачи обслуживающего труда в старших классах во многом совпадают с теми, которые ставятся на занятиях по социально-бытовой ориентировке при изучении разделов «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Учреждения и орга­низации», но в то же время они несколько шире. Это автоматизация полученных ранее и приобретение новых умений по уходу за одеждой и обувью, постельными принадлежностями, уборке и содержанию в порядке жилища; умений готовить пищу, накрывать на стол, правильно есть и пользоваться столовыми приборами.

В процессе реализации различных хозяйственных дел У учащихся закрепляются знания о способах, правилах ^"чполнения бытовых работ, средствах и машинах, облегчающих домашний труд, учреждениях службы быта и видах оказываемых в них услуг.

Выполнение заданий совместно с ровесниками и детьми младшего возраста воспитывают у учащихся Доброжелательность, стремление помочь друг другу, а также, "Риучает их к разумному распределению обязан-остей по ведению домашнего хозяйства. Поддержание порядке школьного помещения, участие в ремонтных

315

работах и по благоустройству школьного участка разви­вают у воспитанников бережное отношение к обществен­ному имуществу.

Самообслуживающим трудом школьники начинают заниматься с I класса, и уже с этого времени нужно воспитывать у них аккуратность, умение следить за одеждой и обувью, выполнять простейшие виды уборки помещения. При этом необходимо соблюдать охрани­тельных режим, повышать требования постепенно. Ус­ловия, в которых проходят занятия, следует приблизить к домашним. В школе должны быть оборудованы бытовые комнаты, прачечная.

Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Причем наибольшую ценность будут иметь занятия в них в том случае, если руководители кружков предусмотрят работы, позволяющие не только закреплять полученные знания и умения, применять их в новых ситуациях, но и приобретать новые. В частности, как уже было отмечено ранее, необходимо учить школь­ников пользоваться стандартными, неадаптированными бытовыми инструкциями, чтобы с их помощью они могли приготовить то или иное блюдо, выполнить простейшие работы бытового характера.

Важным моментом в расширении социальных понятий и представлений являются экскурсии. Помимо тех, которые проводились на занятиях по социально-бытовой ориентировке, это могут быть, например, экскурсии в мастерские, где производится ремонт обуви, бытовых электроприборов, на предприятия общественного питания и т. д. Значение таких походов значительно возрастает, если дети во время посещения предприятия побеседует с работниками служб, осуществят простые операции, заполнят бланк, получат чек; пользуясь квитанцией, плакатом, объявлением, извлекут нужную информацию. В младших классах большое место должны занимать игровые формы деятельности детей. Игра позволяет добиться освоения многих навыков. Можно предложить соревнование — кто быстрее зашнурует две дощечки, соберет птичку или рыбку, детали которых пристегива­ются на пуговицы и т. д. |

Ориентиром в выборе тематики экскурсий, сюжетио-j ролевых игр, бесед и практических занятий для младп1ИХ|

316

школьников в определенной мере может служить про­грамма по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительно­сти.

Общественно полезный труд, широко распространен­ный во вспомогательных школах, также в значительной мере может способствовать социально-бытовой ориенти­ровке школьников. В ходе занятий общественно полез­ным трудом учащиеся приобретают ряд знаний и умений, которые не заложены в программу по социально-бытовой ориентировке. В частности, это умения осуществлять ремонт помещений, убирать и закладывать на хранение овощи и фрукты, сажать кусты и деревья. Школьники имеют возможность применить полученные знания и умения в новых условиях, если примут на себя обязан­ность помогать инвалиду или престарелому человеку убирать комнату, покупать ему продукты или лекарства.

Общественно полезный труд на производстве позво­ляет ученикам расширить социальные контакты, уста­новить взаимоотношения с работниками, приучиться к ответственному выполнению поручений.

Весьма важное значение в жизни человека: в уст­ройстве быта, освоении круга производственных обязан­ностей — имеет деловое общение. Оно позволяет людям передавать друг другу знания, умения, опыт, помогает налаживать совместную трудовую жизнь, решать быто­вые вопросы.

Умственно отсталые старшеклассники обладают огра­ниченным запасом социально-бытовых знаний, необхо­димых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственное высказывание. Особые сложности возникают, ^ТОа следует использовать полученные сведения на орактике, например, действовать соответственно ИНСТ­РУКЦИИ, особенно если она поступает от незнакомых им людей.

т>

о ходе повседневной жизни у школьников должны впитываться такие качества личности, как доброжела-ельность, уверенность, умение анализировать ситуацию

^aa^ea^eлwn' мотивы для делового общения, умение -пать в контакт, поддерживать разговор, правильно пользовать полученную информацию. Основное вни-

317

мание при этом следует уделить активным формам работы: моделированию реальных ситуаций, упражнени­ям, экскурсиям, i

Вначале целесообразно проводить специальные заня­тия в группе по закреплению, повторению и расширению знаний и умений, необходимых для делового общения, разыгрывание различных моделей реальных ситуаций, например, по таким темам: «Посещение школьной библиотеки», «День рождения», «Поход в кино», «На железнодорожном вокзале».

Весьма полезно специально организованное общение с работниками школы при проведении режимных моментов, при посещении различных служб школы (медицинского кабинета, мастерских, школьной кухни и т. д.). Необхо­димо использовать встречи с приглашенными в школу работниками производства, парикмахером, фотографом и др. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у школьников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений.

Главное место должны занимать экскурсии в жилищ­ные и культурно-просветительские предприятия, лечеб­ные и санитарные предприятия службы быта. Экскурсии эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что ученикам поручается выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции. Это способствует овладению учениками некоторыми практи­ческими навыками общения в условиях новой для них обстановки. Следует постоянно использовать для закреп­ления умений делового общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в несколько человек) выполнение тех ли иных работ, тем самым ставя их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками школы. Нужно заметить, что ' в ходе работы в данном направлении у школьников закрепляются умения соблюдать правила культуры по­ведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различ­ным жизненным ситуациям.

318

Кроме того, следует широко использовать посещение детьми различных внешкольных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты школьников с их работниками, другими детьми.

формирование элементарного делового общения мож­но начинать и в группах младших классов, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые игры.

Эффективность работы по социально-бытовой ориен­тировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллель­ного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя по социально-бытовой ориентировке, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный мате­риал по отдельным темам, готовя таким образом школь­ников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориенти­ровке. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последу­ющее взаимодействие предполагает отсроченное во вре­мени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматиза­цию умений, формирование навыка применения пол­ученных знаний и умений в новой ситуации.

Программа служит для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении его объема и последова­тельности его изучения. Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самосто­ятельности учащихся при выполнении хозяйственно-бы­товых и других заданий, к выполнению приемов, '^людению правил поведения, санитарно-гигиенических Умений, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к школьникам. В противном •случае будет происходить не совершенствование хозяй-^енно-бытовых и других навыков учащихся, а их Разрушение, возникнет представление о необязательно-ста соблюдения усваиваемых умений. Например, на занятиях в классе школьники приучаются правильно вaкpывaть на стол, аккуратно есть, пользуясь столовыми

319

приборами и салфеткой. Но если в школьной столовой об этих правилах забывают и дети и воспитатель, они никогда не будут усвоены учащимися.

Успеху работы способствует также заранее сплани­рованная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий:

конкурсов, праздников, устных журналов и т. д.

Разумеется, необходимо, чтобы администрация школы заботилась об осуществлении работы по социально-бы­товой ориентировке, обеспечивала методическую подго­товку воспитателей.

Большое значение для успешного закрепления при­обретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. В школе необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.