Религиозные мифы и сказания
Изучая литературные памятники Древнего Востока, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказаний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и приемах их устранения.
Подходя с позиций материалистической критики религиозных мифов и легенд, отбрасывая сказки о сверхъестественном их происхождении и святости, мы подходим к ним как к памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характеристики определенного периода в жизни древнего общества, его экономики, политического строя и идеологии.
В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно. Интересна версия о предполагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом почерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и бросил. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать ' золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить.
Анализируя приведенный пример, мы можем предположить, что в далеком прошлом существовал крупный полководец, вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъестественную окраску и провидение всевышнего: тут и рука ангела, и непримиримое отношение 3-месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д.
В религиозном эпосе (Библия, Коран, Талмуд) встречаются также и описания чудесных исцелений речевых расстройств. Характерно, что пророки устраняли эти расстройства наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, бесноватых, лунатиков, расслабленных, и он исцелял их.
«И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Подобно Христу, но гораздо ранее его, Заратустра (сказание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, примерно за 500 лет До возникновения христианства) ходил по стране, учил Вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горбатых и немых.
Интересно, что в собраниях преданий о чудотворной деятельности пророков различных конфессий, их божественном предначертании, имеются такие, в которых человеческая речь вдруг появляется у животных, соприкасающихся с этими Богом посланными людьми (Валаамова ослица однажды заговорила, протестуя против побоев своего хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратустры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской религии Мухаммад, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна сказка и о том, как Мухаммад вдруг одномоментно выучился читать и писать.
Мухаммаду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— сказал Мухаммад, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай, — повторил ангел, придавив Мухаммада так, что тот решил, что умирает — читай во имя Господа твоего, который создал человека из сгустившейся крови... который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммад почувствовал, что может читать1.
Отбрасывая забавную сторону религиозных мифов о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязычие, т. е. расстройства речи упоминаются здесь в одном ряду с другими болезнями. Это дает нам право полагать, что речевые расстройства выделялись в Древнем мире и относились здесь к разряду других болезней, поражающих человека.
Исследователям удается в этом отношении проследить элементы медицины в религиозном эпосе2.
Встречаются здесь, в частности, сообщения о внезапной потере речи (афазия). Упоминается это расстройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предл°жен вопрос: писать разводный акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводный акт его жене».
Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухонемые, немые, слабоумные и просто малолетние. Считался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное общение с миром и лишен, таким образом, нормального духовного развития. И здесь же сразу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглохший?) —вменяемы. Невменяемы душевнобольные или умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости.
В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, возникшей в результате какого-то нервного потрясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испугом (эмоциональный стресс?), а в двух других— молитвой священника (внушение, психотерапия?).
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии