logo
История логопедии

Религиозные мифы и сказания

Изучая литературные памятники Древнего Восто­ка, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказа­ний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и приемах их устранения.

Подходя с позиций материалистической критики религиозных мифов и легенд, отбрасывая сказки о сверхъестественном их происхождении и святости, мы подходим к ним как к памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характери­стики определенного периода в жизни древнего обще­ства, его экономики, политического строя и идеологии.

В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоми­нание о трудной речи пророка Моисея, который заи­кался и говорил невнятно. Интересна версия о пред­полагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом почерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и бросил. Советники фараона увидели в этом дур­ное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ре­бенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать ' золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить.

Анализируя приведенный пример, мы можем пред­положить, что в далеком прошлом существовал круп­ный полководец, вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъес­тественную окраску и провидение всевышнего: тут и рука ангела, и непримиримое отношение 3-месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д.

В религиозном эпосе (Библия, Коран, Талмуд) встречаются также и описания чудесных исцелений речевых расстройств. Характерно, что пророки уст­раняли эти расстройства наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приво­дили для исцеления всех немощных, одержимых раз­личными болезнями и припадками, бесноватых, луна­тиков, расслабленных, и он исцелял их.

«И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».

Подобно Христу, но гораздо ранее его, Заратустра (сказание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, примерно за 500 лет До возникновения христианства) ходил по стране, учил Вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горба­тых и немых.

Интересно, что в собраниях преданий о чудотвор­ной деятельности пророков различных конфессий, их божественном предначертании, имеются такие, в кото­рых человеческая речь вдруг появляется у животных, соприкасающихся с этими Богом посланными людьми (Валаамова ослица однажды заговорила, протестуя про­тив побоев своего хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратустры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской религии Мухаммад, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна сказка и о том, как Мухаммад вдруг одномоментно выучился читать и писать.

Мухаммаду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели про­рока, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда очнулся, перед ним сто­ял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— ска­зал Мухаммад, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай, — повторил ангел, придавив Мухаммада так, что тот решил, что умирает — читай во имя Господа твоего, который создал человека из сгус­тившейся крови... который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммад по­чувствовал, что может читать1.

Отбрасывая забавную сторону религиозных мифов о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязы­чие, т. е. расстройства речи упоминаются здесь в од­ном ряду с другими болезнями. Это дает нам право полагать, что речевые расстройства выделялись в Древ­нем мире и относились здесь к разряду других болез­ней, поражающих человека.

Исследователям удается в этом отношении просле­дить элементы медицины в религиозном эпосе2.

Встречаются здесь, в частности, сообщения о вне­запной потере речи (афазия). Упоминается это рас­стройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В слу­чае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предл°жен вопрос: писать разводный акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводный акт его жене».

Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухоне­мые, немые, слабоумные и просто малолетние. Счи­тался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное обще­ние с миром и лишен, таким образом, нормального духовного развития. И здесь же сразу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглохший?) —вменяемы. Невменяемы душев­нобольные или умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолет­ние дети, которые не имеют первых признаков поло­вой зрелости.

В религиозном эпосе мы встречаем примеры не­моты, возникшей в результате какого-то нервного по­трясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испу­гом (эмоциональный стресс?), а в двух других— мо­литвой священника (внушение, психотерапия?).