Роль речи в развитии ребенка
Характерно, что речь ребенка гуманисты-просветители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания.
Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка. По мнению Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». Поэтому основные задачи воспитания ребенка сводятся:
к знанию им природы и общественных отношений;
к умению действовать;
к умению говорить.
Среди элементов знаний, которыми ребенок должен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.
Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы. Причем речь значительно способствует развитию умственных способностей ребенка. «С того времени, — писал Радищев, — как ребенок начинает говорить, развержение его умственных сил становится все приметнее». Особо тесную связь он усматривал в развитии речи ребенка с развитием его мышления и памяти. По мнению Одоевского умственное развитие ребенка начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Получаемые таким образом первоначальные знания дополняются и расширяются посредством речи, а именно разговоров с детьми.
Беспредельно значение языка как источника знаний. «Речь предназначена для того, чтобы учиться», — писал Коменский. Считая язык важнейшим средством познания, Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребенку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и значение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.
При этом Песталоцци отмечал, что «язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь между языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без особого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений». Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.
И делает это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в 20 лет прилежного и методического учения.
Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».
Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершенства, недостатки, расстройства речи для формирующегося человека. Прямых указаний на это в работах энциклопедистов-просветителей мы не находим, но предполагать такое заключение вполне правомерно.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии