logo
История логопедии

Россия. XVIII - середина XIX вв.

XVIII век в нашей стране, так же как и в других странах Европы, в основном был периодом быстрого развития.

Это было связано, с одной стороны, с правлением великого преобразователя Петра I, а с другой — с вли­янием идей Великой Французской революции, прони­кавших в Россию.

Создавая и укрепляя мощную Российскую импе­рию, ее вооруженные силы, армию и флот, насаждая в России промышленность и ремесла, развивая торговлю и просвещение, перестраивая, нередко весьма кру­то и беспощадно, весь быт, начиная с верхушки бояр­ства, Петр I много внимания уделял вопросам здраво­охранения и вопросам воспитания подрастающего поколения (можно вспомнить в связи с этим, что Петр I сам не расставался с набором хирургических инстру­ментов; в 1718 г. издает указ «О монстрах или уродах», о покупке их для анатомического музея, который со­хранился до сих пор).

В 1706 г. архиерей Иов на монастырские доходы образовал три больницы на реке Волхов, гостиницу для прохожих и «дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Для этого дома был выделен целый монастырь в Колмове. В 1714 г. у Иова было уже десять странноприимниц, пятнадцать нищепитательниц или больниц и домик для подкидышей.

Неоднократно Петр I приводил эти мероприятия в пример другим иерархам и воеводам, лично давал ука­зания Иову о их дальнейшем развитии, видя в них не случайные проявления христианской благотворитель­ности, а важное государственное дело. Тем самым Петр I боролся с миграцией, противопоставлял прово­димые мероприятия эпидемиям, нищенству, разбоям, характерным для того периода, стремился произвести строгий учет людских ресурсов в России.

В Указе от 16/1 1712 г. Петр I писал: «По всем гу­берниям учинить шпиталеты для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены, по примеру новгородского архиерея».

В Указе от 4 ноября 1715 г. говорится: «...избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, отчего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, коих рождают, умертвляются. И для того объявить указ, чтобы таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили вышеозначенным госпиталям и клали тай­но в окно, дабы приношенных было не видно» 1. По указу Петра некоторые из монастырей были специально выделены для приема всех сирот и подкидышей. Так, например, Андреевский монастырь был, по существу, превращен в воспитательный дом. Здесь даже было училище, куда «зазорных детей» переводили с семи лет. В Москве при Новодевичьем монастыре числилось 252 беспризорных младенца.

Петром I был издан ряд подобных указов, которые в большинстве не были осуществлены при его жизни, но они интересны, как формирующие назревшую в то время потребность и воспитательных домах. Реализа­ция этого начинания выпала на долю Бецкого, в пери­од правления Екатерины II.

Петр много внимания уделял общественному вос­питанию дворянской молодежи. В многочисленных ука­зах, артикулах, уставах и пр. неизменно содержатся санитарно-педагогические наставления и назидания. Характерным образцом такого типа наставления явля­ется, например, следующая выдержка из выпущенного в 1717 г. руководства для молодых дворян: «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхож­дению, собранные от разных авторов, повелением цар­ского величества».

«...14. Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь себе ногти, да не явятся оные яко­бы бархатом обшитые. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, не хватай первым блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало; не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержан, избе­гай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возбла­годари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай; когда тебе пить, не утирай рта, губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи кости, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одного рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хле­ба, приложа к грудям, не режь, ешь что перед тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли; над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чещи; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтобы притом не вытекло, и ешь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, меж тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов; около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и выполощи рот».

Здесь же есть указания о том, как должен молодой дворянин держать себя в разговоре со старшими: «3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опи­раться и не быть подобным деревенскому мужику, ко­торый на солнце валяется, но стоять должны прямо...»

В середине и в особенности к концу XVIII в. все большее внимание на передовую научную и обще­ственную жизнь нашей страны оказывает так называ­емая просветительская европейская литература и фи­лософия XVIII в., в первую очередь французская. Ибо XVIII в. был веком приближения и назревания великой буржуазной революции во Франции, которая оказала большое влияние на последующее развитие во всех без исключения областях.

Мировоззрение шедшей к революции буржуазии оформлялось в многогранном литературном творче­стве и деятельности Вольтера, Руссо, Дидро, Гельве­ция, Гольбаха и многих других, сыгравших передовую роль в широком просветительском движении того времени.

Период конца XVIII — начала XIX вв. характери­зуется в России, с одной стороны, все усиливающимся процессом разложения крепостнического строя, раз­витием самосознания народа в связи с Отечественной войной 1812 года, вооруженным выступлением декаб­ристов в 1825 году. С другой — постепенным развити­ем и утверждением самобытной культуры и науки в противовес насаждавшемуся самодержавием механи­ческому заимствованию зарубежного опыта. В первой половине XIX в. Россия утверждает свой приоритет и достижения в ряде отраслей научного знания. Это время связано с именами Лобачевского, Пирогова, Глинки, Кипринского, Мочалова, Щепкина, Пушкина, Гоголя и многих других наших выдающихся соотече­ственников. В это время в России развивается об­щественно-педагогическая мысль (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, несколько позднее — Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

Многие русские просветители, педагоги, писа­тели, общественные деятели уделяли значительное внимание вопросам воспитания подрастающего по­коления, проблемам сохранения здоровья и борьбы с болезнями. Среди них: М.В. Ломоносов, И.И. Бец­кой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Н.Р. Чернышевский и многие другие.

Изучение литературного наследия русских мысли­телей XVIII — XIX вв. позволяет обнаружить особенно­сти их взглядов на разные проблемы воспитания и обучения детей. В их числе немалое место занимают и проблемы правильного формирования и развития речи у детей.