logo
История логопедии

Плутарх

Плутарх (ок. 65— 127 гг.) — греческий писатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как Утратила свою самостоятельность и была римской провинцией. Он много путешествовал, посетил Рим, Александрию, занимался преподавательской и литературной деятельностью. На протяжении многих сто­летий широкой известностью пользуются среди его со­чинений «Сравнительные жизнеописания» — биогра­фии выдающихся исторических деятелей Греции и Рима1.

Описывая систему спартанского воспитания, Плу­тарх несколько касается и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», «...под немногими скупыми словами должен был таиться об­ширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов мет­ких и точных. Ведь подобно тому, как семя людей, без­мерно жадных до соитий, большею частью бесплодно, так и несдержанность языка порождает речи пустые и глупые».

«Они (спартанцы.— В. С.) никогда не болтали по­пусту, никогда не произносили ни слова, за которым не было бы мысли, так или иначе заслуживающей того, чтобы над нею задуматься».

Подчеркивая значение пения и музыки в среде молодых спартанцев, Плутарх отмечает, что здесь «пе­нию и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи...».

Плутарху принадлежит также одно из наиболее полных описаний дефекта речи, которым страдал бле­стящий древнегреческий оратор и политический дея­тель Демосфен (384— 322 гг. до н. э.).