Логопедическая профилактика и пропаганда
Логопедическая профилактика — один из радикальных способов борьбы с недостатками речи у детей.
Понимая это, логопеды регулярно выступают по радио и телевидению, на страницах областной и районных газет с беседами, лекциями и статьями о мерах предупреждения и устранения у детей речевых недостатков. Областным домом санитарного просвещения издана серия советов для родителей: «Картавость и ее устранение у детей», «Заикание», «О развитии речи у неговорящих детей» и т. д.
В поликлиниках, на родительских собраниях в школах и в детских садах, в заводских клубах, в «Университете здоровья» и т. п. организуются беседы логопедов с родителями на профилактические темы. К этим беседам логопеды тщательно готовятся и обычно сопровождают их выступлениями детей, успешно прошедших курс логопедических занятий.
Профилактические беседы логопедов с выступлениями детей, прежде заикавшихся или имевших недостатки звукопроизношения, прослушивание детской речи, записанной на магнитофонной ленте до и после курса лечения — производят чрезвычайно сильное впечатление на присутствующих, стимулируя у одних родителей желание добиваться правильной речи у своего ребенка, у других — предостеречь его от возможностей появления речевых недостатков.
Безусловно, положительной чертой районных логопедических кабинетов является то, что их пациенты могут получать необходимую помощь без отрыва от учебы в школах, от работы. Но пациенты со сложными речевыми расстройствами (логоневрозами, алалиями, дизартриями, афазиями и др.), нуждающиеся в длительном и массированном лечебно-педагогическом воздействии направляются, как правило, в логопедический стационар.
Логопедический стационар для детей школьного возраста при областном психоневрологическом диспансере, расположен в изолированном помещении и имеет ряд небольших палат и служебных кабинетов, что позволяет профилировать логопатов по возрасту и нозологическим формам речевого нарушения, поддерживать общий и речевой режим, проводить с детьми коллективную и индивидуальную лечебно-педагогическую работу.
Обслуживающий персонал отделения состоит из врачей, логопедов, ритмиста, медицинских сестер, санитарок и др.
Ввиду того что основным контингентом логопедического отделения являются заикающиеся дети, а в основе условно-рефлекторной терапии заикания прежде всего лежит систематическое соблюдение детьми всех требований логопеда, вся работа персонала с детьми в отделении предельно четко организована. Большое внимание уделяется конкретному распределению обязанностей среди сотрудников и соблюдению режима дня.
Работа логопедического стационара состоит из консультативно-диагностического, лечебно-педагогического и организационно-методического разделов.
Консультативно-диагностическая работа. С целью уточнения диагностики в отделение принимаются дети со сложными речевыми нарушениями неясного генеза. В результате обследования устанавливается характер речевого нарушения, его зависимость от других отклонений в развитии, определяются пути устранения данного речевого нарушения и пр.
Лечебно-педагогическая помощь детям в стационаре складывается из комплекса логопедических, воспитательных и медицинских мероприятий, проводимых соответствующими специалистами.
Медицинские мероприятия направлены на общее оздоровление и укрепление организма больного, его нервной системы, а также непосредственно на оздоровление речевого механизма и его функций. Логопедическое воздействие через систему специальных упражнений и занятий направлено на исправление и совершенствование речевого процесса у логопата с учетом его личностных особенностей. Воспитательная работа ставит целью воспитание и обучение всесторонне развитой личности на фоне закрепления достижений, полученных в результате лечебно-педагогической работы с логопатом. Совокупность взаимопроникающих и дополняющих друг друга лечебно-педагогических мероприятий определяет комплексный подход к изучению и лечению речевых расстройств.
Организационно-методическая работа в отделении организуется логопедом-методистом и осуществляется путем методических объединений логопедов и врачей, на которых обсуждаются вопросы усовершенствования помощи детям в условиях стационара.
Методистом отделения организуются также специальные занятия для обслуживающего персонала по логопедической подготовке. На этих занятиях логопеды, врачи раскрывают содержание проводимой в отделении работы, дают характеристики речевых нарушений и особенностей поведения детей, поясняют роль обслуживающего персонала в лечебно-педагогическом процессе и т. д.
Методическая работа внутри отделения тесно переплетается с организационно-методической работой в области в целом, ибо в функции логопедического стационара входит руководство и контроль за состоянием логопедической помощи населению Кировской области.
Большое участие принимает стационар в организации работы районных логопедических кабинетов: решает вопросы размещения их в области; подбирает и повышает подготовку логопедов из числа педагогов с высшим образованием (в стационаре они в рабочем порядке проходят трехмесячный курс теоретической и практической подготовки по логопедии); руководит работой районных кабинетов и несет ответственность за качество логопедической помощи населению.
Взаимосвязь логопедического отделения с районными кабинетами осуществляется путем выездов логопедов в районы для оказания консультативной и методической помощи на местах, систематического анализа отчетов, присылаемых в отделение каждым кабинетом и регулярных (1 — 2 раза в год) областных логопедических совещаний.
Для медицинского и педагогического персонала логопедического отделения и логопедов г. Кирова 2 раза в месяц проводятся медико-педагогические конференции. На этих конференциях обсуждаются вопросы дифференцированной диагностики речевых нарушений и особенностей поведения детей с этими нарушениями; обсуждаются наиболее интересные статьи из отечественной и зарубежной периодики, заслушиваются доклады и рефераты, а также оригинальные статьи по обобщению опыта работы.
Конференции будят творческую мысль практических работников, заставляют искать новые, более эффективные пути устранения у детей расстройств речи; являются хорошей формой усовершенствования деловой квалификации персонала, способствуют четкой координации логопедической помощи в городе Кирове и области.
Результатом единых принципов работы логопедов являются разработанные здесь критерии оценки речи заикающихся при их выписке из логопедического кабинета или стационара, которые могут быть использованы и для других речевых расстройств.
Эти критерии включают в себя: а) объективную оценку речи заикающегося при выписке; б) оценку результатов проведенной лечебно-педагогической работы с ним.
Для объективной оценки речи принята следующая градация:
практически здоровая речь,
незначительные остаточные явления заикания,
значительные остаточные явления заикания.
В зависимости от этой оценки речи решается вопрос дальнейшей необходимой помощи заикающимся, т. е. достаточно ли для прочного закрепления полученных навыков домашних условий (практически здоровая речь); необходимо ли для этой цели еще некоторое время наблюдение логопеда по месту жительства (незначительные остаточные явления заикания); необходима ли еще помощь специалистов в условиях стационаров медицинского или педагогического характера (значительные остаточные явления заикания).
Результаты лечебно-педагогической помощи заикающимся оцениваются следующим образом:
хороший результат (совпадает с практически здоровой речью);
значительный результат (заикающийся дает значительное продвижение в сторону здоровой речи или дал значительное улучшение до определенного уровня);
незначительный результат (заикающийся дает незначительное продвижение или дал незначительное улучшение до определенного уровня);
■ безрезультатная работа (у заикающегося не удалось добиться никаких сдвигов в сторону здоровой речи, может наблюдаться даже ухудшение). Оценка речи заикающихся и результатов логопедической помощи по единой шкале позволяет всем логопедам в Кировской области вкладывать одинаковое содержание в итоги лечебно-педагогической помощи заикающимся, систематизирует прогнозы дальнейшей закрепительной работы с ними. Можно говорить и о единых принципах, используемых логопедами в последовательно усложняемых логопедических занятиях с заикающимися школьника ми. В основу схемы последовательности логопедических занятий легли основные принципы работы с заикающимися, предложенные И.А. Сикорским, Г.Д. Неткачевым, И.И. Тартаковским, Н.А. Власовой, Е.Ф. Pay,С.С. Ляпидевским и др.
При проведении организационно-методической работы логопедический стационар поддерживает тесную связь с областными отделами народного образования и здравоохранения, с областным отделением педагогического общества РСФСР, где организована секция дефектологии, с областным институтом усовершенствования учителей, с областным домом санитарного просвещения, с педагогическим институтом.
Областным институтом усовершенствования учителей регулярно организуются специальные семинары по логопедии (объемом от 6 до 30 часов) для воспитателей и заведующих детских садов, для учителей начальных классов.
Областной отдел здравоохранения и дом санитарного просвещения организуют лекции по логопедии для медицинских работников.
С докладами о речевых нарушениях у детей логопеды выступали на областной конференции педиатров. С 1961 г. в подготовке студентов дошкольного факультета Кировского педагогического института принимают участие логопеды г. Кирова: подготовлен курс лекций по логопедии, организуются практические занятия для студентов в районных кабинетах, детских садах и школах.
Основными задачами на ближайшее время являются дальнейшая децентрализация амбулаторной и расширение стационарной логопедической помощи, а также совершенствование форм работы существующих логопедических учреждений.
Методическое письмо МЗ СССР № 10-93/14-71
от 9 июня 1964 г.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии