logo
История логопедии

Логопедическая профилактика и пропаганда

Логопедическая профилактика — один из радикаль­ных способов борьбы с недостатками речи у детей.

Понимая это, логопеды регулярно выступают по радио и телевидению, на страницах областной и рай­онных газет с беседами, лекциями и статьями о мерах предупреждения и устранения у детей речевых недо­статков. Областным домом санитарного просвещения издана серия советов для родителей: «Картавость и ее устранение у детей», «Заикание», «О развитии речи у неговорящих детей» и т. д.

В поликлиниках, на родительских собраниях в школах и в детских садах, в заводских клубах, в «Уни­верситете здоровья» и т. п. организуются беседы лого­педов с родителями на профилактические темы. К этим беседам логопеды тщательно готовятся и обычно со­провождают их выступлениями детей, успешно про­шедших курс логопедических занятий.

Профилактические беседы логопедов с выступле­ниями детей, прежде заикавшихся или имевших недо­статки звукопроизношения, прослушивание детской речи, записанной на магнитофонной ленте до и после курса лечения — производят чрезвычайно сильное впечатление на присутствующих, стимулируя у одних родителей желание добиваться правильной речи у своего ребенка, у других — предостеречь его от воз­можностей появления речевых недостатков.

Безусловно, положительной чертой районных ло­гопедических кабинетов является то, что их пациенты могут получать необходимую помощь без отрыва от учебы в школах, от работы. Но пациенты со сложными речевыми расстройствами (логоневрозами, алалиями, дизартриями, афазиями и др.), нуждающиеся в дли­тельном и массированном лечебно-педагогическом воздействии направляются, как правило, в логопеди­ческий стационар.

Логопедический стационар для детей школьного возраста при областном психоневрологическом дис­пансере, расположен в изолированном помещении и имеет ряд небольших палат и служебных кабинетов, что позволяет профилировать логопатов по возрасту и нозологическим формам речевого нарушения, поддер­живать общий и речевой режим, проводить с детьми коллективную и индивидуальную лечебно-педагогичес­кую работу.

Обслуживающий персонал отделения состоит из врачей, логопедов, ритмиста, медицинских сестер, са­нитарок и др.

Ввиду того что основным контингентом логопеди­ческого отделения являются заикающиеся дети, а в ос­нове условно-рефлекторной терапии заикания прежде всего лежит систематическое соблюдение детьми всех требований логопеда, вся работа персонала с детьми в отделении предельно четко организована. Большое вни­мание уделяется конкретному распределению обязан­ностей среди сотрудников и соблюдению режима дня.

Работа логопедического стационара состоит из консультативно-диагностического, лечебно-педагоги­ческого и организационно-методического разделов.

Консультативно-диагностическая работа. С це­лью уточнения диагностики в отделение принимаются дети со сложными речевыми нарушениями неясного генеза. В результате обследования устанавливается характер речевого нарушения, его зависимость от дру­гих отклонений в развитии, определяются пути устранения данного речевого нарушения и пр.

Лечебно-педагогическая помощь детям в стацио­наре складывается из комплекса логопедических, вос­питательных и медицинских мероприятий, проводимых соответствующими специалистами.

Медицинские мероприятия направлены на общее оздоровление и укрепление организма больного, его нервной системы, а также непосредственно на оздо­ровление речевого механизма и его функций. Логопе­дическое воздействие через систему специальных уп­ражнений и занятий направлено на исправление и совершенствование речевого процесса у логопата с учетом его личностных особенностей. Воспитательная работа ставит целью воспитание и обучение всесторон­не развитой личности на фоне закрепления достиже­ний, полученных в результате лечебно-педагогической работы с логопатом. Совокупность взаимопроникаю­щих и дополняющих друг друга лечебно-педагогичес­ких мероприятий определяет комплексный подход к изучению и лечению речевых расстройств.

Организационно-методическая работа в отделении организуется логопедом-методистом и осуществляется путем методических объединений логопедов и врачей, на которых обсуждаются вопросы усовершенствования помощи детям в условиях стационара.

Методистом отделения организуются также специ­альные занятия для обслуживающего персонала по логопедической подготовке. На этих занятиях логопе­ды, врачи раскрывают содержание проводимой в от­делении работы, дают характеристики речевых нару­шений и особенностей поведения детей, поясняют роль обслуживающего персонала в лечебно-педагогическом процессе и т. д.

Методическая работа внутри отделения тесно пе­реплетается с организационно-методической работой в области в целом, ибо в функции логопедического стационара входит руководство и контроль за состоя­нием логопедической помощи населению Кировской области.

Большое участие принимает стационар в органи­зации работы районных логопедических кабинетов: решает вопросы размещения их в области; подбирает и повышает подготовку логопедов из числа педагогов с высшим образованием (в стационаре они в рабочем порядке проходят трехмесячный курс теоретической и практической подготовки по логопедии); руководит работой районных кабинетов и несет ответственность за качество логопедической помощи населению.

Взаимосвязь логопедического отделения с районны­ми кабинетами осуществляется путем выездов логопе­дов в районы для оказания консультативной и методи­ческой помощи на местах, систематического анализа отчетов, присылаемых в отделение каждым кабинетом и регулярных (1 — 2 раза в год) областных логопедичес­ких совещаний.

Для медицинского и педагогического персонала логопедического отделения и логопедов г. Кирова 2 раза в месяц проводятся медико-педагогические кон­ференции. На этих конференциях обсуждаются во­просы дифференцированной диагностики речевых на­рушений и особенностей поведения детей с этими нарушениями; обсуждаются наиболее интересные ста­тьи из отечественной и зарубежной периодики, заслу­шиваются доклады и рефераты, а также оригинальные статьи по обобщению опыта работы.

Конференции будят творческую мысль практичес­ких работников, заставляют искать новые, более эф­фективные пути устранения у детей расстройств речи; являются хорошей формой усовершенствования дело­вой квалификации персонала, способствуют четкой координации логопедической помощи в городе Кирове и области.

Результатом единых принципов работы логопедов являются разработанные здесь критерии оценки речи заикающихся при их выписке из логопедического ка­бинета или стационара, которые могут быть использо­ваны и для других речевых расстройств.

Эти критерии включают в себя: а) объективную оценку речи заикающегося при выписке; б) оценку результатов проведенной лечебно-педагогической ра­боты с ним.

Для объективной оценки речи принята следующая градация:

В зависимости от этой оценки речи решается во­прос дальнейшей необходимой помощи заикающимся, т. е. достаточно ли для прочного закрепления получен­ных навыков домашних условий (практически здоро­вая речь); необходимо ли для этой цели еще некоторое время наблюдение логопеда по месту жительства (не­значительные остаточные явления заикания); необхо­дима ли еще помощь специалистов в условиях стаци­онаров медицинского или педагогического характера (значительные остаточные явления заикания).

Результаты лечебно-педагогической помощи заи­кающимся оцениваются следующим образом:

■ безрезультатная работа (у заикающегося не уда­лось добиться никаких сдвигов в сторону здоровой речи, может наблюдаться даже ухудшение). Оценка речи заикающихся и результатов логопе­дической помощи по единой шкале позволяет всем логопедам в Кировской области вкладывать одинако­вое содержание в итоги лечебно-педагогической помо­щи заикающимся, систематизирует прогнозы дальней­шей закрепительной работы с ними. Можно говорить и о единых принципах, использу­емых логопедами в последовательно усложняемых логопедических занятиях с заикающимися школьника­ ми. В основу схемы последовательности логопедиче­ских занятий легли основные принципы работы с за­икающимися, предложенные И.А. Сикорским, Г.Д. Неткачевым, И.И. Тартаковским, Н.А. Власовой, Е.Ф. Pay,С.С. Ляпидевским и др.

При проведении организационно-методической работы логопедический стационар поддерживает тес­ную связь с областными отделами народного образо­вания и здравоохранения, с областным отделением педагогического общества РСФСР, где организована секция дефектологии, с областным институтом усовер­шенствования учителей, с областным домом санитар­ного просвещения, с педагогическим институтом.

Областным институтом усовершенствования учи­телей регулярно организуются специальные семина­ры по логопедии (объемом от 6 до 30 часов) для воспи­тателей и заведующих детских садов, для учителей начальных классов.

Областной отдел здравоохранения и дом санитар­ного просвещения организуют лекции по логопедии для медицинских работников.

С докладами о речевых нарушениях у детей лого­педы выступали на областной конференции педиатров. С 1961 г. в подготовке студентов дошкольного фа­культета Кировского педагогического института принимают участие логопеды г. Кирова: подготовлен курс лекций по логопедии, организуются практичес­кие занятия для студентов в районных кабинетах, дет­ских садах и школах.

Основными задачами на ближайшее время явля­ются дальнейшая децентрализация амбулаторной и расширение стационарной логопедической помощи, а также совершенствование форм работы существую­щих логопедических учреждений.

Методическое письмо МЗ СССР № 10-93/14-71

от 9 июня 1964 г.