logo
История логопедии

Значение языка для человека и общества

В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Ра­дищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает человека от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням» (Ломоносов).

Коменский «солью жизни» называл разум, дей­ствие, речь. В языке, по мнению Песталоцци, отрази­лись результаты человеческого прогресса, и потому он называл язык «необъятным искусством» и «совокуп­ностью всех искусств», которыми овладел род челове­ческий.

Ломоносов видел зависимость «блаженства рода человеческого» от слова, которое он называл «способствователем и основой развития общества». Благодаря слову человек получил возможность объединяться в общества, строить города, ополчаться против врага, передавать мысли друг другу и т. д.

В свою очередь, Радищев подчеркивал зависимость совершенствования самого человека от слова. «Язык есть творец всего, что в человеке есть изящно», — пи­сал он. И, развивая мысль Ломоносова, называл речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». Поэтому не случайно Радищев создает удивленно-восторженный гимн слову, в кото­ром удивляется той обыкновенности и простоте обра­зования у человека звуков речи и восторгается той всеобъемлющей силе и значению, которые они приоб­ретают в жизни человека и человечества.

Ушинский впервые подметил другую сторону род­ного языка, а именно его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его роди­на». Называл родной язык «лучшим выражением» народа. Поэтому считал, что лучшее и верное сред­ство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мнению, настоль­ко велика, что «когда исчезает народный язык,— на­рода нет более».