Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………. 3
Раздел I
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ В РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВАХ И ПРИЕМАХ
ИХ ВРЕВДОЛЕНИЯ (медицинские истоки)
Глава 1
ДРЕВНИЙ ВОСТОК ………………………………………..11
Египет ………………………………………..12
Индия ……………………………………….14
Китай ………………………………………. 15
Религиозные мифы и сказания ………………………………………..16
Заключение ………………………………………..19
Глава 2
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ ………………………………………..22
Демокрит :... ………………………………………22
Платон ………………………………………..23
Геродот ………………………………………..26
Гиппократ ………………………………………..26
Аристотель ………………………………………..31
Плутарх ………………………………………..33
Демосфен ………………………………………..34
Авл Корнелий Цельс ………………………………………..37
Клавдий Гален ………………………………………..38
Марк Фабий Квинтилиан ………………………………………..40
Заключение ………………………………………..43
Глава 3
БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)……………………………………….........................................................47
Авиценна ………………………………………..49
Глава 4
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V—XVI вв …………………………………...53
Франсуа Рабле …………………………………...57
Глава 5
РУСЬ. IX-XVI вв ……………………………………62
Обозначение дефектов речи …………………………………...63
Пословицы и поговорки о речи …………………………………...65
Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения …………………………………………………………………………..69
Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств... ...72
Социальное положение «убогих» на Руси………………………………………...75
Заключение ……………………………….......77
Глава 6
ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ О БОЛЕЗНЯХ РЕЧИ
(ПО И.А. Сикорскому) …………………………………...79
Раздел 2
НАКОПЛЕНИЕ ЛИНГООПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (педагогические истоки)
Глава 7
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XVII - середина XIX вв…………………………….. 87
Ян Амос Коменский …………………………………...88
Жан Жак Руссо …………………………………...96
Иоганн Генрих Песталоцци ………………………………….102
Глава 8
РОССИЯ. XVIII - середина XIX вв …………………………………………………..113
Михаил Васильевич Ломоносов …………………………………...117
Александр Николаевич Радищев …………………………………...123
Владимир Федорович Одоевский …………………………………...129
Константин Дмитриевич Ушинский …………………………………...135
Глава 9
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ТРУДАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ …………………………………...154
Раздел 3
МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ КАК ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов)
Профиль подготовки специалиста-логопеда. ФА. Pay (1950) ........................... 185
Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов. Д.И. Азбукин (1950) ........................................................................ 191
Нарушения развития речевой деятельности у детей. Р.Е. Левина (1959)………199
О совместной работе врача и логопеда при лечении речевых расстройств.
НА. Власова (1959)………………………………………………………………...207
Организация массовой логопедической помощи населению в СССР. М.Е. Хватцев(1959)……………………………………………………………………...215
Опыт организации логопедической помощи населению в Кировской области. В.И. Селиверстов (1967)…………………………………………………………..219
Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины в теории и практике логопедии). С.С. Ляпидевский (1967)………………………….242
Предмет логопедии. Р.Е. Левина (1968) ………………………………………..265
Комплекс медико-педагогической работы с детьми-логопатами. В.И. Селиверстов, А.С. Марголис(1969)…………………………………………….291
Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии). В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун, СИ. Шаховская (1981)…………………………………………..316
Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего. Л.С. Волкова (1990)…………………………………………………...333
Организация логотерапевтической помощи. В.М. Шкловский (1994)…………339
Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии. В.И. Селиверстов (1997)……………………………………………..346
Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Л.С. Мотылева (2000)………………………………………………………………………………..371
Задания для самостоятельной работы студентов по разделу...374 Литература: Учебники, учебные пособия, монографии………………………...377
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии