logo
История логопедии

Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена

Материалы конференция «Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений в тру­дах ученых XX века» предполагают некоторую систематизацию того, что осуществлено в логопедической теории и практике в относительно короткий истори­ческий отрезок времени. Здесь учитывались истоки развития логопедии, получившей мощный импульс еще в XIX веке в процессе бурного развития естественных наук и развития концепции о локализации высших психических функций, оказавших огромное влияние на понимание нормы и патологии речи. В рассматривае­мых материалах представлены научные направления, свидетельствующие о связи речевых расстройств с состоянием всех сфер жизнедеятельности человека; с неврологическими, нервно-психическими, психологи­ческими особенностями лиц, страдающих речевой па­тологией, с особенностями личности в целом. Исследо­вания ученых показывают, что эффективность изуче­ния речевой патологии возможна лишь с позиции понимания речи как целостного, многоуровнего и сложноструктурного процесса.

Логопедия рассматривается как педагогическая наука, опирающаяся на общедидактические и специ­фические принципы поиска и разработки методов дифференциальной диагностики, коррекции и профи­лактики речевых нарушений. Особую значимость при­обретает системный и комплексный подход в коррек­ции речевых нарушений.

Изучение актуальных вопросов речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Особое значение прида­ется трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Ле­онтьева.

Развитие современной логопедии было подготов­лено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX века (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, М.И. Аствацатурова, Г.Д. Неткачева, СМ. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.А. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, Г.А. Каше и многих др.), а также зарубежных авторов (Р. Беккер, К.-П. Беккера, М. Совака, М. Зеемана, А. Митринович-Моджиевска, X. Мержеевска и др.). В настоящее время вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее вы­ступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются ярко очерченные тенденции, имеющие глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопе­дии XIX и первой половины XX века, с другой сторо­ны, с современным уровнем развития смежных с ло­гопедией научных областей.

Такими перспективными направлениями и тен­денциями, определяющими фундаментальные подходы в изучении речевых расстройств в будущем, являются, на наш взгляд, следующие:

Многоаспектное изучение психологических особенностей детей и взрослых с речевой па­тологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ре­бенка или взрослого с нарушением речи (И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Е.М. Мастюкова, Л.Я. Миссуловин, В.И. Се­ливерстов, Г.М. Сумченко. Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).

Указанные направления не отражают всего широ­кого спектра проблем, требующих решений и разраба­тываемых в современной логопедии.

Авторы настоящего сборника считали необходимым назвать имена и представить творческие портреты ве­дущих ученых в области логопедии, составляющих пле­яду классиков науки, а также современных исследова­телей, внесших значительных вклад в решение многих научных вопросов. Однако собрать материалы о всех достойных быть здесь представленными не удалось.

Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века.

Материалы Международной научной конференции /

Науч. ред. Л.С. Мотылева. СПб., 2000. С.3-4.