2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
На современном этапе школьного математического образования осуществляется процесс его модернизации на основе принципов гуманизации и гуманитаризации.
В соответствии с принципом гуманизации при обучении математике должно происходить обращение к личности ученика, его опыту, возможностям, способностям, интересам, склонностям. Знания при организации такого обучения приобретают для ученика личностный смысл.
Гуманитаризация математического образования предполагает:
-
направленность обучения на овладение эвристическими методами и приемами познания;
-
определение содержания обучения математике на основе принципа историзма;
-
обращение к культуросозидающей функции при отборе содержания обучения математике;
-
обращение к эмоциональным компонентам структуры личности ребенка при отборе содержания и организации процесса обучения математике.
Необходимым условием реализации принципов гуманизации и гуманитаризации является дифференцированное обучение. Источником дифференциации считают фуркацию – разделение учебных планов с целью такой специализации учащихся, которая совместима с сохранением общеобразовательного характера школы. В XIX веке проявлением фуркации было разделение учебных заведений на классические гимназии и реальные училища. В период с 1959 по 1988 годы дифференциация совпадает с фуркацией.
На современном этапе определение дифференциации стало шире, чем просто разделение учебных программ. Существуют различные подходы к опрелелению дифференциации:
-
психологический (учет индивидуальных особенностей обучающихся и создание соответствующих групп);
-
педагогический (выбор системы обучения, отвечающей склонностям обучающихся);
-
методический (дифференциация содержания учебного материала).
Имеют место два вида дифференциации: уровневая и профильная. Уровневая дифференциация означает, что, осваивая общий курс математики, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в Программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. В случае профильной дифференциации осуществляется разделение обучающихся на стабильные группы на основе учета их склонностей, интересов, а также того факта, каковы роль и место математических знаний в дальнейшей профессиональной деятельности ученика. По отношению к математике выделяют три профиля обучения:
-
курс А (3 часа в неделю), ориентированный на тех школьников, которые рассматривают математику как элемент общего образования и не предполагают использовать ее непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности;
-
курс В (4 – 5 часов в неделю), предназначенный для обучающихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира;
-
курс С (8 - 9 часов в неделю), предназначенный для обучающихся, ориентированных на профессии, существенным образом связанные с математикой.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы