Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
С понятием числовой последовательности, способами ее задания, особыми последовательностями – прогрессиями – школьников знакомят в девятом классе. С различными последовательностями обучающиеся встречались и ранее: натуральный ряд чисел, последовательность квадратов чисел, последовательность четных чисел.
Числовая последовательность – частный случай числовой функции, а именно функция натурального аргумента. Но традиционно определение последовательности не дают, а поясняют на конкретных примерах, показывая, что последовательность может быть задана словесно, аналитически или рекуррентно.
Последовательность рассматривают как некоторый упорядоченный (занумерованный) набор чисел. При введении понятия последовательности важно добиваться понимания понятий: предыдущий и последующий члены последовательности, номер члена последовательности, способ задания последовательности.
Учение о прогрессиях является существенной, хотя и несколько изолированной от остальных разделов частью курса алгебры. Понятие последовательности находит применение в дальнейшем: при определении степени с действительным показателем, получении формулы сложных процентов, введении понятия определенного интеграла, который используют при нахождении площадей плоских фигур и объемов тел.
Арифметическую и геометрическую прогрессии определяют рекуррентными формулами. Хотя можно было бы определить прогрессии формулами их общих членов, а из них получить рекуррентные формулы. Названия прогрессий мотивируют их характеристическими свойствами:
-
в арифметической прогрессии каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов;
-
в геометрической прогрессии каждый член, начиная со второго, равен среднему геометрическому предыдущего и последующего членов.
Формулы общих членов прогрессий выводят индуктивно. Их строгое доказательство можно провести методом математической индукции. Если прогрессии определены формулами их общих членов, то потребность в доказательствах отпадает.
Вывод формул суммы n первых членов прогрессий обосновывают свойствами верных числовых равенств.
Из всех геометрических прогрессий выделяют бесконечно убывающие, которые определяют дополнительным условием: модуль знаменателя меньше единицы. Эти прогрессии играют большую роль в математике и ее приложениях.
При рассмотрении таких прогрессий на наглядно-интуитивном уровне вводится важное математическое понятие предела последовательности как числа, к которому стремятся ее члены при неограниченном возрастании их номера n. Такое понимание предела используется при выводе формулы суммы бесконечно убывающей прогрессии. Формула суммы бесконечно убывающей прогрессии используется для обращения бесконечных десятичных периодических дробей в обыкновенные.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы