4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
Иррациональным уравнением называется уравнение, в котором неизвестная величина содержится под знаком радикала. Область допустимых значений иррационального уравнения состоит из тех значений неизвестного, при которых неотрицательны все выражения, стоящие под знаками радикалов четной степени.
Основной способ решения иррационального уравнения заключается в последовательном возведении обеих частей уравнения в степень, являющуюся наименьшим общим кратным показателей всех радикалов, входящих в данное уравнение. Если степень, в которую возводится уравнение, четная, то полученное уравнение может иметь корни, не являющиеся корнями исходного уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Решение иррациональных уравнений путем замены уравнения его следствием (с последующей проверкой корней) можно производить таким образом:
-
Найти ОДЗ исходного уравнения.
-
Перейти от уравнения к его следствию.
-
Найти корни полученного уравнения.
-
Проверить, являются ли найденные корни корнями исходного уравнения. Проверка состоит в следующем:
а) проверяется принадлежность каждого найденного корня ОДЗ исходного уравнения (те корни, которые не принадлежат ОДЗ, являются посторонними для исходного уравнения);
б) для каждого корня, входящего в ОДЗ исходного уравнения, проверяется, имеют ли одинаковые знаки левая и правая части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень (те корни, для которых части какого-либо возводимого в четную степень уравнения имеют разные знаки, являются посторонними для исходного уравнения);
в) только те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного уравнения и для которых обе части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень, имеют одинаковые знаки, проверяются непосредственной подстановкой в исходное уравнение.
Такой метод решения с указанным способом проверки позволяет избежать громоздких вычислений в случае непосредственной подстановки каждого из найденных корней последнего уравнения в исходное.
Чтобы избежать потери корней и появления посторонних корней, целесообразно решать уравнение методом равносильного перехода, т.е. решать уравнение только на его ОДЗ, заменяя уравнение равносильным. Так уравнение вида √f(x)=g(x) можно заменить равносильной ему системой f(x)=g2(x) и g(x)≥0.
В некоторых случаях можно, не прибегая к преобразованиям, а опираясь на определение и свойства функций установить, что уравнение не имеет решения.
Существуют специальные приемы решения иррациональных уравнений:
-
В некоторых случаях можно освободиться от иррациональности в уравнении умножением обеих частей уравнения на некоторое не обращающееся в нуль выражение.
-
Введение вспомогательных неизвестных в ряде случаев позволяет перейти от иррационального уравнения к системе рациональных уравнений.
-
Отдельные иррациональные уравнения можно решить методом выделения полного квадрата в подкоренных выражениях.
Под иррациональным неравенством понимается неравенство, в котором неизвестные величины находятся под знаком радикала. Для того, чтобы найти множество решений иррационального неравенства, приходится, как правило, возводить обе части неравенства в натуральную степень. При этом (в силу принципиальной невозможности проверки полученных решений подстановкой) необходимо следить за тем, чтобы каждый раз получалось неравенство, равносильной исходному. Следует помнить, что при возведении обеих частей неравенства в нечетную степень всегда получается неравенство, равносильное исходному. Если же обе части неравенства возводить в четную степень, то будет получаться неравенство равносильное исходному и имеющее тот же знак лишь в случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы