2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
Раздел «Тождественные преобразования» занимает центральное место. Изучение тождественных преобразований, во-первых, имеет самостоятельное значение. Это обусловлено тем, что данный учебный материал связан со следующими вопросами:
а) обобщение операций над числами, проведение вычислений в «общем виде», обучение использованию букв в математике и ее приложениях;
б) классификация и распознавание алгебраических выражений, преобразование выражений к стандартному виду.
Во-вторых, тождественные преобразования играют роль вспомогательного «инструмента» при решении уравнений и неравенств, при использовании функций и ряде других тем школьного курса математики.
В современной школе рационально сочетаются два основных подхода к изложению раздела «Тождественные преобразования»: алгебраический и функциональный. Алгебраический подход устремляет внимание к букве и к операциям над буквами. На преобразуемое выражение смотрят как на формальное, не задумываясь над тем, какие значения принимают входящие в него буквы. Отправным началом функционального подхода является общее понятие функции как соответствия между независимыми и зависимыми переменными. Входящие в выражение буквы понимаются как переменные, а тождественные преобразования опираются на условие равенства функций (т.е. на равенство значений при всех допустимых значениях переменных).
В школьном курсе математики рассматривают различные выражения. Выражения, которые не содержат иных действий над переменными, кроме сложения, вычитания, умножения, деления, извлечения корня, возведения в степень с рациональным показателем, называют алгебраическими. Алгебраические выражения можно разбить на два класса: рациональные и иррациональные. К рациональным относят выражения, которые не содержат других действий над переменными, кроме сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в целую степень. К иррациональным – выражения, содержащие извлечение корня или возведение в степень с дробным показателем. Рациональные выражения также можно разбить на два класса: на множество целых выражений и множество дробных. К целым рациональным выражениям относят выражения, которые не содержат деления на выражение с переменными. Основные приемы разложения на множители:
-
вынесение общего множителя за скобки; способ группировки;
-
формулы сокращенного умножения;
-
формула разложения на множители квадратного трехчлена.
Дробными считают те рациональные выражения, которые содержат деление на выражение с переменными и возведение переменной в степень с отрицательным показателем. Основной прием преобразований: разложение на множители числителя и знаменателя. Кроме алгебраических, в школьном курсе рассматривают выражения, которые содержат переменные под знаком lg, sin, cos, tg, знаком модуля, а также выражения, содержащие операцию возведения в степень с иррациональным показателем. Такие выражения называются неалгебраическими.
Существует несколько подходов к определению тождества, используемые на различных ступенях обучения:
-
Равенство, верное при любых значениях переменной, называется тождеством.
-
Равенство, верное при всех допустимых значениях переменных, называется тождеством.
-
Равенство, верное при любых значениях переменной, принадлежащих данному множеству, называется тождеством на этом множестве.
При доказательстве тождеств возможно использование одного из трех способов:
-
Преобразование выражения, стоящего в левой части равенства к виду, который имеет выражение, стоящее в правой части или, наоборот, правое к левому.
-
Преобразование и левой, и правой части равенства к одному и тому же выражению.
-
Нахождение разности между левой и правой частями равенства.
Техника выполнения тождественных преобразований предполагает один из двух способов: цепочкой либо по действиям.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы