13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
В V – VI классах, на этапе пропедевтики, геометрические построения выполняют с помощью расширенного набора чертежных инструментов.
Геометрические построения в курсе планиметрии выполняют с помощью так называемых классических инструментов – циркуля и линейки. Для решения задачи на построение достаточно свести его к последовательности основных (и дополнительных) построений:
-
С помощью односторонней линейки:
Л1. Построить отрезок, соединяющий две данные (или построенные) точки.
Л2. Построить прямую, проходящую через две данные (или построенные) точки.
Л3. Построить луч, исходящий из данной точки и проходящий через другую данную точку.
-
С помощью циркуля:
Ц1. Построить окружность, если даны ее центр и отрезок, равный радиусу окружности.
Ц2. Построить любую из двух дополнительных дуг окружности, если даны центр окружности и концы дуги.
Дополнительные построения:
П1. Построить (найти) точку пересечения двух данных прямых.
П2. Построить (найти) точку пересечения данной прямой с данной окружностью.
П3. Найти точки пересечения двух данных окружностей.
П4. Взять на прямой или на окружности или вне их произвольную точку.
П5. Провести на плоскости произвольную прямую.
Кроме основных и дополнительных построений в курсе планиметрии рассматривают элементарные геометрические построения (середины отрезка, биссектрисы угла и т.д.). Считается, что элементарные построения всегда можно выполнить, и объяснять, как они фактически проводятся, не принято.
Наиболее распространенными методами решения задач на построение в курсе планиметрии являются:
-
Метод двух геометрических мест. Сначала сводят задачу к построению одной точки. Затем разбивают условие на две части, каждая из которых приводит к геометрическому месту для неизвестной точки (каждое из этих геометрических меси должно быть либо прямой, либо окружностью).
-
Метод подобия. Сначала на основании некоторых данных строят треугольник, подобный искомому. Затем, используя остальные данные, строят искомый треугольник.
-
Метод спрямления.
Схема решения задачи на построение включает в себя следующие этапы:
-
Анализ, т.е. отыскание способа решения задачи путем установления связей между искомыми элементами и данными задачи. Анализ дает возможность составить план решения задачи.
-
Выполнение построения по намеченному плану.
-
Доказательство того, что построенная фигура удовлетворяет условию задачи.
-
Исследование задачи, т.е. выяснение вопроса о том, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений.
При изучении стереометрии возможны два пути решения задач на построение. Первый путь был предложен в учебнике геометрии для 9 – 10 классов средней школы А.П. Киселева, по которому учились многие поколения России, начиная с конца XIX до середины XX века. Задачи, предлагавшиеся в этом учебнике, решаются формально-логическим методом. При решении таких задач на построение не используют чертежные инструменты. Построения фактически не выполняют, а обосновывают логически. Эти логические обоснования сопровождаются иллюстративным чертежом - зарисовкой геометрических образов.
Второй путь предложен Н.Ф. Четверухиным в середине XX века – решение задач на построение на проекционном чертеже. Такой подход используется в настоящее время в школьной практике, однако в существенно сокращенном виде. Проекционным чертежом называют чертеж, полученный путем проектирования геометрического объекта на какую-то плоскость. Для школьной практики больше подходят чертежи, выполненные по методу произвольного параллельного проектирования, когда:
-
Точка проектируется в точку.
-
Прямая, не параллельная направлению проектирования, проектируется в прямую.
-
Если точка принадлежит прямой, то проекция точки принадлежит проекции прямой (инцидентность).
-
Если точка делит отрезок в отношении λ, то и проекция точки делит проекцию отрезка в том же отношении.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы