logo
Bilety_MPM

Методика формирования математических понятий

Методика изучения математических понятий содержит ряд этапов.

    1. Мотивационный. Назначение этого этапа состоит в показе целесообразности и необходимости введения нового понятия. Для этого используют следующие приемы: решение задач (математических, с практическим содержанием, занимательных, исторических), проведение опытов или наблюдений.

    2. Подготовка к введению определения. Результатом этого этапа является формулировка существенных свойств понятия.

    3. Введение определения.

    4. Логико-математический анализ структуры определения. Назначение этапа состоит в составлении ориентировочной основы действия (ООД) для подведения под определение понятия и выведения следствий.

    5. Выполнение действий подведения под понятие. Действия подведения под определение понятия направлено на формирование умений распознавать объекты, относящиеся к классу объектов, характеризуемых определением. Для этого необходимо, используя ООД, определить наличие у объекта свойств и логических связей между ними, характеризующих данное понятие. Учителю полезно владеть методикой составления упражнений на распознавание: каждое свойство в определении заменяют поочередно его отрицанием, и к измененному таким образом предложению составляют пример. Такие контрпримеры чередуют с примерами, удовлетворяющими определению данного понятия. При этом соблюдают принцип варьирования несущественных свойств понятия – формы и расположения чертежа, буквенных обозначений и т.д.

    6. Выполнение действий получения следствий, то есть установления вывода о наличии у объекта, обозначенного данным термином, совокупности свойств, характеризующих соответствующее понятие.

    7. Установление связей между новым понятием и изученными ранее.

    8. Формулировка эквивалентных определений.

    9. Контроль и оценка усвоения понятия учениками. При контроле необходимо проверить наличие знаний: а) формулировки определения понятия; б) содержания понятия; в) структуры определения; г) ООД для выполнения действий подведения под определение понятия и выведения следствий.

В МПМ выделяют два метода введения понятий: конкретно-индуктивный (описан выше) и абстрактно-дедуктивный.

Схема применения конкретно-индуктивного метода:

  1. Рассматриваются и анализируются примеры.

  2. Выясняются существенные свойства объектов.

  3. Формулируется определение.

  4. Дальнейшее усвоение понятия и его определения происходит в процессе их применения.

Например, так можно ввести понятие параллелограмма.

Схема применения абстрактно-дедуктивного метода:

  1. Формулируется определение понятия.

  2. Выделяются существенные свойства.

  3. Приводятся примеры и контрпримеры.

  4. Закрепляется понятие путем выполнения различных упражнений.

Например, так можно ввести понятие квадратного уравнения.