logo
Bilety_MPM

1. Предмет методики преподавания математики

Методика преподавания математики – раздел педагогики, исследующий закономерности процесса обучения математике различных возрастных групп обучающихся.

МПМ призвана дать ответы на следующие вопросы:

Кого обучать математике? (объект обучения)

Зачем обучать математике? (цели обучения математике)

Что изучать из математики? (содержание учебного предмета)

Как обучать математике? (методы и организационные формы обучения)

С помощью чего обучать математике? (средства обучения математике)

Таким образом, методика преподавания математики – дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов.

МПМ – это «пограничная» научная область, расположенная на «рубежах» математики, педагогики, логики и психологии. На психологическом уровне осуществляется построение определенной психологической концепции, выявляющей и исследующей психологические закономерности обучения. В различных научных школах были предложены: бихевиористская теория научения (Э. Торндайк, Д. Уитсон), генетическая психология (Ж. Пиаже), теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). На основе той или иной психологической концепции строится общепедагогическая теория обучения. На методическом уровне эта теория конкретизируется с учетом специфики учебного предмета. Таким образом, МПМ представляет собой технологию применения психолого-педагогических теорий к обучению математике.

Впервые МПМ возникла в трудах швейцарского педагога Г. Песталлоци, опубликовавшего в 1803 году работу «Наглядное учение о числе». Таким образом, научной дисциплиной МПМ становится с начала XIX века. Обращаясь к истории отечественного школьного математического образования, можно отметить, что первое светское государственное учебное заведение «школа математических и навигационных наук» была открыта Петром I в 1701 году. Два года спустя вышел в свет первый школьный учебник по арифметике «Арифметика» Магницкого. В 1754 году основан Московский университет, а в 1771 году его преподавателями выпущен коллективный труд «Способ учения», который по праву считают одной из первых работ по методике преподавания.

Вопрос о том, что есть преподавание – наука или искусство, не решен мировым сообществом однозначно по настоящее время. В нашей стране в 1944 году была учреждена Академия педагогических наук РСФСР, что определило трактовку МПМ как науки.