logo
Bilety_MPM

Общедидактические методы в обучении математике

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.

В дидактике существуют различные подходы к классификации методов обучения в зависимости от того, какой критерий положен в основание деления. Рассмотрим основные классификации методов обучения.

Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция).

  2. Наглядные (иллюстрации, демонстрации).

  3. Практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы).

Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности обучающихся:

    1. Объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти).

    2. Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят и повторяют способ деятельности по заданию учителя).

    3. Проблемный (учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом вскрывает ход мысли при движении по пути решения).

    4. Частично-поисковый или эвристический (учитель выдвигает проблему, планирует этапы решения, а ученики реализуют их).

    5. Исследовательский (организация поисковой деятельности школьников по решению новых для них проблем).

Методы обучения, выделяемые по дидактической задаче:

  1. Обучения новому материалу.

  2. Формирования умений и навыков.

  3. Контроля.

Методы обучения, определяемые элементами деятельности:

    1. Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

    2. Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    3. Контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Следует отметить, что один и тот же метод может быть рассмотрен с разных точек зрения. Например, беседа может выступать как в качестве репродуктивного, так и продуктивного метода, а может быть использована и в качестве метода мотивации, и в качестве метода организации учебной деятельности, и в качестве метода контроля.

Критерии выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский):

  1. Соответствие методов обучения цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.

  2. Соответствие методов обучения содержанию учебного материала.

  3. Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников.

  4. Соответствие методов обучения реальным учебным возможностям школьников.

  5. Соответствие методов обучения возможностям учителя по их использованию.

  6. Соответствие методов обучения принципам дидактики.