Общедидактические методы в обучении математике
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.
В дидактике существуют различные подходы к классификации методов обучения в зависимости от того, какой критерий положен в основание деления. Рассмотрим основные классификации методов обучения.
Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:
-
Словесные (рассказ, беседа, лекция).
-
Наглядные (иллюстрации, демонстрации).
-
Практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы).
Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности обучающихся:
-
Объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти).
-
Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят и повторяют способ деятельности по заданию учителя).
-
Проблемный (учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом вскрывает ход мысли при движении по пути решения).
-
Частично-поисковый или эвристический (учитель выдвигает проблему, планирует этапы решения, а ученики реализуют их).
-
Исследовательский (организация поисковой деятельности школьников по решению новых для них проблем).
Методы обучения, выделяемые по дидактической задаче:
-
Обучения новому материалу.
-
Формирования умений и навыков.
-
Контроля.
Методы обучения, определяемые элементами деятельности:
-
Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
-
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
-
Контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Следует отметить, что один и тот же метод может быть рассмотрен с разных точек зрения. Например, беседа может выступать как в качестве репродуктивного, так и продуктивного метода, а может быть использована и в качестве метода мотивации, и в качестве метода организации учебной деятельности, и в качестве метода контроля.
Критерии выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский):
-
Соответствие методов обучения цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.
-
Соответствие методов обучения содержанию учебного материала.
-
Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников.
-
Соответствие методов обучения реальным учебным возможностям школьников.
-
Соответствие методов обучения возможностям учителя по их использованию.
-
Соответствие методов обучения принципам дидактики.
-
Содержание
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы