Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
Алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнять с данными, чтобы решить любую задачу данного типа. Каждому алгоритму присущи свойства:
-
Массовость (с помощью данного алгоритма решается класс задач определенного типа).
-
Элементарность и дискретность шагов (при построении алгоритма выделяются отдельные и законченные шаги, каждый из которых является простейшим и понятным для исполнителя).
-
Детерминированность (алгоритм однозначно определяет первый шаг и каждый следующий).
-
Результативность (точное выполнение указаний алгоритма всегда приводит к определенному результату, в том числе установлению факта, что задача не имеет решения).
Алгоритмы описывают общие методы решения классов однотипных задач. С такой же целью в школьном курсе математики присутствуют правила, которые представляют свернутые алгоритмы. Правила не всегда обладают свойствами детерминированности, дискретности и элементарности. Исходя из этого, не любое правило можно «развернуть» в алгоритм. Вместе с тем, всякий алгоритм можно назвать правилом.
В школьном курсе математики встречаются алгоритмы, обладающие разной структурой:
-
Линейные алгоритмы, в которых выполнение каждого последующего шага однозначно следует за предыдущим. Например, алгоритм построения графика линейной функции.
-
Разветвляющиеся алгоритмы, в которых за шагом, называемым логическим условием, возможно выполнение одного из двух шагов в зависимости от того, выполняется или нет данное логическое условие. Например, алгоритм вычисления модуля числа.
-
Циклические алгоритмы, которые содержат некоторую повторяющуюся последовательность шагов. Например, алгоритм вычисления первых k членов арифметической последовательности.
Для представления алгоритмов используются разные формы их записи: словесная, табличная, схематичная, осуществляемая с помощь блок-схем.
Логико-математический анализ правил (алгоритмов) предполагает:
-
проверку наличия у данного правила характеристических свойств алгоритма;
-
выделение последовательности операций и логических условий в данном правиле;
-
установление связи алгоритма (правила) с другими элементами знаний.
Приведя логико-математический анализ алгоритма (правила), учитель получает возможность составить системы задач, необходимые для актуализации знаний, открытия и усвоения алгоритма; выбрать наиболее удобную форму записи алгоритма.
Психологической основой методики изучения правил и алгоритмов представляет теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории процесс усвоения умственного действия состоит из этапов:
-
Мотивационный.
-
Открытие ООД (ориентировочной основы действия).
-
Формулировка ООД.
-
Усвоение действия, осуществляемое в четыре этапа (материализованный или материальный, внешнеречевой, внутренней речи, умственный).
В соответствии с данной схемой методика изучения привил и алгоритмов содержит следующие этапы:
-
Мотивационный.
-
Введение алгоритма.
-
Усвоение алгоритма.
-
Применение алгоритма.
- Программа экзамена по курсу мпм
- Общая методика обучения математике
- 1. Предмет методики преподавания математики
- 2. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе
- 3. Нормативная и учебно-методическая литература по математике для средней школы
- 4. Цели обучения математике в школе
- Средства обучения математике
- Общедидактические методы в обучении математике
- Методы научного познания в обучении математике
- Математические понятия в школьном курсе
- Методика формирования математических понятий
- Теоремы в школьном курсе математики и методика их изучения
- Методы доказательства в школьном курсе математики
- Правила и алгоритмы в школьном курсе математики. Методика их изучения
- 13. Задачи в обучении математике
- Контроль и оценка знаний и умений обучающихся
- Современный урок математики
- Внеклассная работа по математике
- Частная методика обучения математике
- 1. Методика изучения числовых систем в школьной курсе математики
- 2.Линия тождественных преобразований в школьном курсе математики
- 3. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 4. Иррациональные уравнения и неравенства в школьном курсе математики
- 5. Методика изучения функций в школьном курсе математики
- 6. Методика изучения линейной, квадратичной, степенной, логарифмической и показательной функции в школьном курсе математики
- Числовые последовательности и прогрессии в школьном курсе математики
- 8. Методика изучения понятия производной в школьном курсе математики
- 9. Приложения производной в школьном курсе математики
- 10. Методика изучения первообразной в школьном курсе математики
- 11. Изучение векторов в школьном курсе математики
- 12. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики
- 13. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики
- 14. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 15. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве в школьном курсе математики
- 16. Методика изучения элементов тригонометрии в школьном курсе математики
- Список литературы, рекомендуемой студентам для изучения
- Список использованной литературы