§ 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
В образовательном процессе методика играет основополагающую роль, так как без нее вообще невозможен ни сам образовательный процесс, ни его положительный результат.
Методике, если рассматривать ее широко (т. е. не как набор средств, предназначенный быть всегда «под рукой»), присущи такие черты, как всеохватностъ и полифункциональность. Именно эти свойства методики и определяют тот факт, что проблема методической грамотности всегда была одной из центральных в любой области педагогической деятельности. В педагогике же искусства, в частности, музыкальной педагогике массовой школы эта проблема является наиглавнейшей. В связи с этим курс «Методика музыкального воспитания» закономерно становится ведущим в подготовке учителя-музыканта к своей профессии.
Основные функции методики.
Организационная. Воплощая логику развертывания содержания предмета, участвуя в планировании всех звеньев и аспектов его изучения, методика тем самым организует процесс постижения музыкального искусства.
Информационная. Конкретизируя в русле заданной логики содержание изучаемого предмета, методика раскрывает его во всем объеме и в частностях, обеспечивает перенос информации от учителя к ученикам в форме знаний, умений и навыков.
Интеграционная. Методика находит конкретные способы, методы и приемы достижения целостности урока музыки, управления эмоциональной и интеллектуальной деятельностью учащихся в их единстве, осуществления действенной взаимосвязи музыки с другими школьными предметами.
Контролирующая. Специальным разделом методики является разработка способов выявления уровня усвоения содержания учебного предмета, благодаря чему осуществляется контроль за результативностью учебно-воспитательного процесса, за развитием музыкальной культуры школьников.
Уже этот, пока еще констатирующий уровень рассмотрения места и функций методики в системе музыкального образования показывает, что нет такой педагогической проблемы, которая так или иначе не получила бы в ней преломления. Рассмотрим проблемы, которые для методики являются главными.
Проблема целостности. Суть ее заключается в том, что ни одна функция методики не осуществляется отдельно, локально, а только во взаимосвязи с другими. Это обязывает к пониманию методики как системы проблем, связанных единым основанием — преподавание музыки как живого искусства. Благодаря этому любая методическая проблема (даже самого низкого уровня, частного порядка) исследуется не изолированно, а только в комплексе всей проблематики преподавания данного предмета. С этой стороны можно говорить, что в методике нет разделения на главные и не главные проблемы.
С другой стороны, в любой системе обязательно должны быть системообразующие связи, которые организуют взаимоотношения элементов системы и определяют их характер. Только в этом случае система обретает внутреннюю иерархию, уровневую структуру и становится собственно системой, а не просто суммой фактов и явлений, ранжированных и классифицированных по сходству внешних признаков.
Такое понимание методики позволяет достичь целостности всего учебно-воспитательного процесса, когда любая, часто совершенно необходимая функциональная и проблемная заостренность на его отдельных моментах становится только акцентом, но не самоцелью.
Проблема передачи информации. Все известные формы и методы, связанные с этим процессом, можно расположить между крайними «полюсами», знаменующими собой два пути раскрытия содержания предмета. Одним из них является простое информирование, передача суммы фактов, обозначение явлений и пр., а другим — теоретический анализ глубинных связей между явлениями и фактами изучаемого предмета. Современная психолого-педагогическая наука утверждает, что чем выбранный путь раскрытия содержания предмета ближе ко второму «полюсу», тем более обучение приобретает развивающий характер.
При простом информировании отсутствует анализ самого знания, из-за этого весь учебно-воспитательный процесс, если его рассматривать со стороны учащихся, напоминает выучивание ряда сведений по данному предмету. При таком усвоении знаний от учащихся требуется лишь запомнить уже готовые знания, должным образом классифицированные, ранжированные и обобщенные на основе внешних логических связей и характеристик. Т. е. учебная работа учащихся (именно работа, а не деятельность!) протекает в целом на уровне «эмпирико-классифицирующего» (В. В.Давыдов) мышления, где критерием выученности выступает, в первую очередь, количество усвоенной информации. В этом случае методическое творчество учителя сводится к умению доходчиво разъяснить терминологию, некоторым образом раскрыть содержание и объем понятий в русле заранее заданной (учебником) логики изложения учебного материала. Основной недостаток этого пути передачи и усвоения учебной информации в том, что все знания предстают в застывшем виде.
На другом полюсе познания — теоретический анализ глубинных связей между явлениями и фактами изучаемого предмета — принципиально иное понимание знания. Теоретическое, содержательное знание не ограничивается запоминанием факта или суммы фактов, а представляет собой процесс, где факт — всего лишь момент конкретизации знания. Теоретический анализ не занимается специально фактами, их суммированием, классификацией и пр. Его цель — ответить на вопросы: почему данные факты, явления, взаимосвязи между ними именно такие? какова природа всего того, что изучает данный предмет? Мыслительная деятельность учащихся (именно деятельность, а не работа по запоминанию) здесь протекает на таком уровне, когда, как пишет В. В.Давыдов: «Всеобщие законы мышления в конечном счете совпадают со всеобщими законами развития природы и общества, а логика и теория познания — с теорией их развития» [1, с. 14]. Теоретический анализ, представляя собой «способ выведения единичного из всеобщего» — основной алгоритм мышления, — осуществляется как мыслительный эксперимент, как анализ через синтез с непременным проживанием самого процесса выведения знания, т. е. как рефлексия.
Из сопоставления этих полюсов познания можно сделать вывод, что первостепенная задача учителя-музыканта — обеспечить продуктивную деятельность учащихся. Для этого нужно, чтобы учитель знал и понимал и музыку, и методику ее преподавания как систему содержательных обобщений (систему проблем). В этом — ключ к настоящему методическому творчеству, которое заключается не в принятии решения, какой из уже известных способов, методов и приемов (или их сумма) годится для преодоления возникших трудностей в той или иной педагогической ситуации, а в поиске оснований для повышения эффективности учебного процесса в самом учебном материале, в собственной и ученической музыкально-художественной деятельности. Это позволит, во-пер- вых, осуществить изучение материала в целом и на каждом уроке в русле «выведения единичного из всеобщего» (В. В. Давыдов). Во- вторых, конкретизировать содержание предмета так, чтобы обеспечить не просто его запоминание и закрепление, а «вживление» знания в сознание учащихся. В-третьих, позволит учителю предусмотреть в самом процессе развертывания учебного материала такие «тесты» (в виде вопросов, поворотов и разрывов в логике мышления и пр.), которые дадут возможность проводить экспресс-ди- агностику учебной деятельности учащихся и тем самым постоянно корректировать учебно-воспитательный процесс.
Все это возможно лишь в том случае, если сам процесс подготовки будущего учителя музыки осуществляется на уровне современного научно-теоретического мышления, «закономерности которого, — по словам В. В.Давыдова, — вскрываются материалистической диалектикой как логикой и теорией познания». Диалектика как наука о всеобщих законах развития мира и, одновременно, как исторически сложившийся метод познания его сущности требует изложения знания о методике не в виде классификации способов, методов и приемов, а как процесс выведения самих знаний.
Именно такой путь раскрытия сущности методики — в виде размышлений над системой проблем, которые бесконечно ставит педагогическая действительность перед учителем-музыкантом, — представляется наиболее продуктивным, поскольку позволяет прожить («отрефлексировать») сам процесс выведения знания.
Первым предметом размышлений станет ключевая проблема, которая может быть сформулирована как соотношение методологии и методики в практике преподавания музыкального искусства в общеобразовательной школе. Исходя из положения о том, что практика — критерий истины, — эта проблема в виде вопроса («Методика и методология — в чем их единство и различие?») предлагалась учителям-практикам. Ответы на него показывают, что с пониманием этой проблемы не все обстоит благополучно. Этим вызвана необходимость в процессе движения к истине провести своего рода «ревизию» сложившегося в массовой музыкальной педагогике представления об основных понятиях музыкальной педагогики.
Методика и методология — их единство и различие
Учителям был задан вопрос: «в чем единство и различие методики и методологии?». Их ответы можно сгруппировать вокруг трех суждений, два из которых противоположны, а третье (наиболее часто встречающееся) занимает, как принято сейчас говорить, центристскую позицию. Суждения сводятся к следующему:
1. Методология и методика — две совершенно разные вещи. Методология — это «высокие мысли» выдающихся деятелей искусства (музыки), руководствуясь которыми каждый учитель может сформировать свой подход к предмету. А методика — это необходимый «инструмент» повседневной работы учителя; он представляет собой разные способы, методы и приемы, которые надо хорошо изучить, чтобы умело ими пользоваться.
2. Методологию и методику вообще нельзя противопоставлять, уже хотя бы потому, что у этих слов (понятий) общий корень. Обе науки занимаются одним и тем же делом, только методология обосновывает главное — как надо делать вообще, а методика учит, как можно сделать лучше (какими способами и методами). Теория и практика всегда идут рука об руку.
3. У этих наук есть и общее, и различное. Чего больше — сказать трудно, это зависит от конкретных педагогических ситуаций. У методики и методологии общий предмет изучения (музыка), но разные задачи. Методология — это теория, она отвечает на вопрос «что делать?» А задача методики — ответить на вопрос «как делать?» Методика тем и отличается от методологии, что она занимается практикой, педагогической повседневностью.
Сможем ли мы сразу сказать, какое из суждений наиболее точно отражает сущность этих ведущих понятий, или наиболее близко к истине? Вероятно, о правильности любого из них сказать однозначно нельзя. Какое ближе к истине, решить трудно — нет четких оснований: исходные посылки, такие разные, по сути, расшифровываются почти одинаково. Попробуем путем обобщения приблизиться к пониманию сходного и различного между этими понятиями.
Во-первых, методология и методика понимаются как отделенные друг от друга и самостоятельные по своим функциям разделы музыкальной педагогики: методология занимается теорией, методика — практикой.
Во-вторых, им обеим придается статус науки (под «высокими мыслями» подразумеваются научные положения). Подчеркнем, что эти науки в понимании учителей следуют одна за другой: сначала — подход (концепция), а уже затем — как его реализовать.
В-третьих, в разных вариантах, но во всех группах ответов присутствует одна и та же мысль: методология по своему значению стоит выше методики. При всем подчеркивании необходимости методики ей отводится статус прикладной науки, которая занимается только методами повседневной работы учителя.
Обобщение ответов учителей в таком виде сделано не случайно. Нам важно показать, что в русле устоявшегося в практике представления о содержании этих «разделов» музыкально-педагогической науки, их месте и роли в учебно-воспитательном процессе, их взаимодействии между собой продуктивное мышление невозможно. Потому что эти обобщения соответствуют эмпирико-классифицирующему уровню мышления, которое неспособно проникнуть в сущность явлений, поскольку рассматривает любую конкретность как изолированное в себе и «окаменевшее» целое. Результатом этого уровня мышления и явилось то, что весь процесс преподавания музыки в школе как бы «разложен по полочкам», все его звенья, все элементы музыкально-педагогической «системы» получили достаточно законченное выражение (обретя статус «понятий»), и наше мышление протекает преимущественно как их сравнение- сопоставление на предмет выявления сходств и различий. В этом смысле и сам заголовок раздела провоцирует привычную «логическую программу» нашей мыслительной деятельности. Можно сказать и по-иному: пока изложение параграфа было выстроено так, чтобы показать, что мы... не умеем думать!
Принять на веру такое мнение трудно. Но и доказать его тоже нелегко. Для этого надо раскрыть сложившееся к данному времени представление о содержании и объеме понятий «методология» и «методика» и в полемике показать, что оно не соответствует научно-теоретическому уровню, который предъявляется прогрессивными педагогическими идеями и теориями к современному образованию вообще и преподаванию в школе искусства, в частности.
Методология
Как мы уже видели, массовое музыкально-педагогическое сознание под методологией понимает сферу науки. С этим нельзя не согласиться, поскольку методология как учение о Методе познания действительно занимается научно-теоретическим обоснованием как учебно-воспитательного процесса в целом, так и отдельных его звеньев. Отметим: методология в сфере музыкальной педагогики как самостоятельный ее раздел — наука достаточно молодая. Она стала складываться только в последние десятилетия в связи с усложнением теоретических основ школьных программ по музыке, что и потребовало обособления методологии музыкального воспитания в специальный раздел научного знания. Что мы имеем в методологии на сегодняшний день?
Имеем прежде всего самое главное: осознание необходимости формирования методологической культуры учителя музыки как научного (системного, диалектического) мышления, раскрывающего себя и процессе анализа проблем музыкальной педагогики. В свете последних завоеваний педагогической науки иного просто не может быть.
Мы имеем содержание понятия «методология». Его составляют теоретические положения трех структурно-содержательных уровней — философского (высший уровень), общенаучного (знания в научных и художественных областях) и частнонаучного (вся совокупность знаний, принципов и исследовательских методов конкретной области).
Также имеем часто высказываемое в научной литературе требование целостного, системного, диалектического подхода к методологическому анализу проблем музыкальной педагогики и принципы методологического анализа, как они сложились к настоящему времени: «единство философского, общенаучного и частнонаучного уровней анализа, взаимосвязь объективного и субъективного, профессиональная направленность» [3, с. 52].
Однако не случайно говорилось о молодости методологии музыкальной педагогики как раздела науки: в раскрытии всего перечисленного можно найти ряд противоречий, позволяющих говорить о том, что методология по сущности остается пока не достигнутым идеалом.
Например, по поводу единства философского, общенаучного и частнонаучного уровней читаем: «...наличие всех трех уровней методологического анализа не является его обязательным условием: осуществление, например, «верхнего», философского уровня определяется его естественной необходимостью с позиции данного предмета исследования. К тому же нужно иметь в виду, что сам формальный факт обращения к тому или иному уровню еще не обеспечивает самого главного — качества этого анализа» [3, с. 50]. Налицо противоречие: если один из уровней методологического анализа может «выпасть», то зачем тогда нужен принцип единства трех уровней?
Или: «...Обращение к философии иногда «переворачивает» сознание. Но есть опасность остаться «на верхних этажах» лестницы познания и не спуститься с небес на землю; и тогда возникает отрицательное отношение к предмету и чувство бесполезности от занятий» [4, с. 27 — 28]. Можно ли при анализе проблем музыкальной педагогики на какое-то время отказаться от философского уровня познания, если низлежащие уровни, в виде общенаучных и частнонаучных концепций или теорий, являются в конечном итоге порождением философского уровня? Может ли философия стать причиной отрицательного отношения к музыке, чувства бесполезности от занятий, если сама музыка имеет именно философское содержание: является, по мнению ряда ученых (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, С. X. Раппопорт, А. Н. Сохор и др.), воспроизведением диалектики жизни? Если мы ответим на эти вопросы утвердительно, то методология как наука будет попросту уничтожена.
Во-первых, только философия вскрывает саму природу происхождения искусства (в том числе музыки): как и почему человек создал искусство как продолжение самого себя, своей духовной сущности в звуке, линии, цвете, движении и т. д. и сделал его духовно-практическим способом «обработки людей людьми» (воспитательная функция искусства по А. Н. Сохору — «сверхфункция»).
Во-вторых, только философский уровень, взятый как исходный, способен обеспечить необходимый для теоретического исследования алгоритм мышления — выведение единичного из всеобщего, на основе чего учитель затем сам разрабатывает методику формирования у школьников теоретического (постигающего) мышления. Отказавшись от него, мы делаем процесс выведения знания усеченным, не целостным (как этого требует методология).
В-третьих, вызревший в философии метод познания (диалектическая логика) является, как бы мы ни хотели утверждать иное, всеобщим, поскольку его процессуальность в своих алгоритмах воспроизводит целостное становление явлений объективного мира, в том числе и художественных явлений.
Это только самое общее, что, как говорится, лежит на поверхности, но и самое главное. Представим себе, что же произойдет, если мы в методологическом анализе любого явления или проблемы музыкальной педагогики откажемся от философского уровня?
Прежде всего методология превращается в своего рода удобный «стеллаж», где в определенном порядке, по рангу разложены те или иные теории и концепции, классифицированные и систематизированные по различным направлениям и проблемам музыкальной педагогики, а также набор методов исследования (куда диалектический метод входит не всеобщим, а «одним из»). Достаточно только взять для методологического анализа наиболее подходящую к данной проблеме теорию: «Под методологическими основами исследования в современной науке понимается прежде всего та или иная теория или концепция философского, общенаучного или частнонаучного характера, на которую опирается ученый в своих исследованиях, а также методы исследования той или иной проблемы (а вовсе не методы обучения или методы преподавания)» [4, с. 22]. Это положение может быть понято и в том смысле, что каждый исследователь (а учитель музыки, занявшийся методологическим анализом, тоже исследователь!) выбирает себе методологическую основу сообразно своему уровню подготовки, достигнутому к данному моменту.
При такой методологии, когда, повторяем, отсутствует исследование природы изучаемого явления — музыки в целом как феномена, — т. е. именно то основание, которое изначально призвано сделать целостным и системным любой процесс, не только знание будет нецелостным, но и учебно-воспитательный процесс окажется раздробленным на составные части, каждая из которых будет иметь свои цели и задачи. Сама методология войдет в «систему» музыкального образования также отдельным его разделом, оказавшись никак не связанной с методикой преподавания музыки (как наука с практикой). Причем, методике будет отведено более низкое положение и она, как и методология, также будет мыслиться как собрание классифицированных и систематизированных способов, методов и приемов на все случаи, которые могут встретиться в педагогической практике (что мы и видели выше).
Если мы откажемся в методологии от философского уровня как ее всеобщего системообразующего основания, то и получим в результате музыкальную педагогику как сумму элементов. Этот неизбежный результат обязательно приведет к ряду отчуждений.
Прежде всего, отчуждение школьника от музыки. Она уже не будет осознаваться школьником как продолжение своего духовного бытия, а явится ему чем-то «придуманным» композиторами.
Не менее катастрофично отчуждение музыки от жизни. Раз она не есть продолжение школьника, то ему становится непонятным, почему и как она отражает жизнь в целом. Потребуется раскрыть механизм отражения жизни в музыке, но этот механизм, поскольку он «не живой», останется абстрактным, превратившись в музыкальную «технологию» (по сути — в элементарную теорию музыки, в средства выразительности).
Музыка, привнесенная в этот мир извне, уже не сможет накрепко связать учителя и ученика духовным общением, это общение останется в лучшем случае искусственным.
Именно такую раздробленную «систему», к сожалению, и представляет сегодня музыкальная педагогика. Понятно, что именно в этих условиях как раз и возникает необходимость в выдвижении требования целостности и системности. Но при этом возникает парадокс. Он заключается в том, что методологическое требование целостности выдвигается в то время, когда идея целостности, системности (чаще принято говорить — целостного, системного подхода) уже заложена в... самой методологии как ее обязательная характеристика, как атрибут. Речь идет о материалистической философии, о ее ядре — теории познания.
Уяснить это исключительно важно. Эмпирическое мышление под конкретным, как категорией логики, понимает единичное — отдельный факт, явление, вещь. В этом смысле музыка в целом не является для него конкретным, а представляет собой множество именно единичных фактов и явлений, которые надо классифицировать и систематизировать по сходным признакам, т. е. представить как систему обобщений. Но вся беда эмпирического мышления в том, что эти обобщения не будут содержательными, не смогут отразить сущность музыки, поскольку признаки, служащие поводом для обобщения, имеют более всего внешний характер.
В теоретическом же мышлении под конкретным изначально понимается не единичное, а определенная целостность. Как пишет Э. В. Ильенков: «Поэтому конкретное в словаре Маркса (и в словаре диалектической логики вообще) и определяется как «единство в многообразии» вообще. Здесь конкретное не означает чувственно воспринимаемую вещь, наглядно представляемое событие, зрительный образ и т. д. и т. п. Конкретное означает здесь вообще «сращенное» — в согласии с этимологией этого латинского слова — и потому может употребляться в качестве определения и отдельной вещи, и целой системы вещей, равно как в качестве определения и понятия (истины и проч.), и системы понятий» [5, с. 276—277].
Вот самое-самое главное, ради чего мы углубились в методологию: теоретический (он же методологический) анализ с самого начала рассматривает не «море индивидов» (Э. В. Ильенков), т. е. не сумму явлений и фактов музыки, а музыку в целом как единство в многообразии — некий «образ музыки»! Это и есть то целое, с которого надо начинать изучение музыкального искусства и которое должно присутствовать в нашем сознании буквально на каждом уроке.
Бесспорно, методологический анализ должен подчиняться логике. Но какой? Обычно логика появляется как бы извне, поскольку задается выбранными в качестве методологической основы анализа концепциями и теориями, положения которых не подлежат сомнению. Но менее всего в этом участвует диалектическая логика, алгоритмы которой выявляются в процессе изучения того, как сложились в таком виде сами эти теории и положения, какова их природа, что есть положительное и отрицательное в них (принцип диалектической противоречивости). На сегодняшний день, к сожалению, вместо освоения диалектической логики, как всеобщего научного основания всякого анализа, в музыкальной педагогике выдвигается необходимость создания еще одного компонента образования будущего учителя музыки — «профессионально ориентированного учебного курса логики». Неужели специфика предмета исследования и вытекающая из нее специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» в состоянии заменить или отменить всеобщие законы диалектики?
Но самое удивительное то, что поиск «новой» логики происходит в то время, когда уже более двадцати лет существует великолепный пример того, как можно выстроить в диалектической логике изучение школьного предмета «Музыка». Обратиться к этому примеру просто необходимо, потому что в процессе методологического анализа этого «методологического феномена» с большой ясностью раскрывается содержание работы учителя музыки.
Теория познания в музыкальной педагогике
Попробуем с позиций методологии воссоздать мышление выдающегося теоретика музыкальной педагогики. Речь пойдет о тематизме программы Д. Б. Кабалевского (в оригинале). Для этого постараемся содержание тематизма программы выразить в категориях теории познания и убедимся, что автор с самого начала организует интеллектуальную деятельность школьников в русле логики научного познания. О ней, характеризуя диалектическую логику в сравнении с эмпирической (формальной) логикой, содержательно говорит Э. В. Ильенков:
«Здесь действует иная логика, исходным пунктом которой выступает конкретное, понимаемое как некоторое многообразно расчлененное внутри себя целое, данное созерцанию и представлению (воображению) и более или менее четко обрисованное в своих контурах предварительно разработанными понятиями, а не аморфное и неопределенное в своих границах «множество» единичных явлений, вещей, людей... Не множество и не многообразие, а единство многообразия, т. е. единое во всех своих частных и особенных проявлениях целое оказывается, с точки зрения Маркса, объектом деятельности мышления. И это целое должно «витать перед нашим представлением как предпосылка» всех специально-теоре- тических операций» [5, с. 280].
I класс. «Три кита» в музыке — песня, танец, марш». Эти, по определению автора программы, три самых распространенных демократических жанра — наиболее легкий путь вхождения в музыкальное искусство (через легко узнаваемое!). Именно они, как самые первые обобщения эмпирического уровня, позволяют «вспахать» детский музыкальный и жизненный опыт.
Тема второй четверти «О чем говорит музыка»? В ней школьники выясняют, что музыка «выражает» и «изображает». И оказывается, что это весь мир, вся человеческая жизнь. Что это за категория? Наверное, каждый скажет, что это — содержание музыки — и будет прав!
Далее тема «Куда ведут нас "три кита"?» Здесь и масштабные, синтетические жанры (опера, балет, симфония, концерт, кантата и пр.), и многообразие мелких вокальных и инструментальных жанров. Конечно, это формы музыки, формы ее существования, бытования. Ну а тема «Что такое музыкальная речь?» говорит сама за себя — это язык музыки (выразительные средства), при помощи которого она разговаривает со слушателями.
Таким образом, уже в I классе мы имеем три атрибута (неотъемлемых свойства), в единстве которых является нам и воспринимается нами любой вид искусства в целом и любое произведение искусства, в частности. Содержание, форма, язык — это те самые «предварительно разработанные понятия», благодаря которым уже с I класса и обеспечивается целостное представление о музыке. Фактически перед нами целостный «образ музыки», но пока еще неясный, «общий», потому что не проанализированный (нерасчлепенный). Как видим, первое требование теории познания — нанимать с представления о явлении (о музыке) как целостной конкретности — соблюдено.
II класс. Темы: «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки». Сравним эти темы с темами любых других программ. В чем отличие? Сразу сказать трудно. Тогда проведем мысленный эксперимент: представим, что из тематизма какой-либо программы (т.е. фактически из музыки) мы изъяли некоторые темы. Что станет с музыкой? Останется она существовать или, как феномен человеческого творчества, исчезнет?
Что касается других программ — не исчезнет. Обеднеет, но не исчезнет. Но если мы откажемся от тем II класса программы Д. Б. Кабалевского, то музыку не то что как искусство, а просто как «объективную реальность, данную нам в ощущениях», т. е. звучащую материю в исторически сложившемся конкретном виде со всеми физическими и художественными атрибутами можно вычеркнуть из человеческой цивилизации. Потому что, выражаясь языком науки, три языково-жанровые сферы (песенность, танцевальность, маршевость), интонация, развитие и построение музыки — это абстрактно-всеобщие формы существования музыки как целостного организма. Одновременно они выполняют роль системообразующих связей, становятся «стержнями», вокруг которых организуется восприятие и мышление школьников. Все факты и явления музыки так или иначе начинают «просвечиваться» сквозь призму этих понятий-проблем, с их утверждения в сознании школьников начинается познание музыки научным методом восхождения от абстрактного к конкретному. Теперь музыкально-жизненный опыт детей и их мышление организуются на принципиально ином уровне — на уровне научно-теоретических понятий. Так изначально обеспечивается целостность познания музыкального искусства — всеобщностью атрибутов и четырех абстрактно-всеобщих форм существования музыки.
III класс. Конечно, темы «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» отражают способность музыки быть средством человеческого общения. Но что такое «способность искусства», если это явление выразить на категориальном языке философии и эстетики? Это функция искусства, то его социально-практическое предназначение, которое обусловило саму необходимость возникновения искусства вообще и музыки в частности. И мы можем заключить, что в III классе школьники изучают коммуникативную функцию искусства, рассматривают конкретизацию ее в музыке как процесс художественного общения на языке эмоций-интонаций.
V класс. Зачем Д. Б. Кабалевскому понадобилось выяснять: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (и наоборот), «Можем ли мы увидеть музыку», «Можем ли мы услышать живопись». Просто ли для того, чтобы показать детям, что виды искусства взаимозаменяемы, взаимопроникаемы, или есть какая- то более глубокая причина? Ведь если мы выясним, что взаимодействие видов искусства осуществляется (в нашем восприятии) благодаря какой-то общей основе искусства, то это все же явится констатацией следствия. И даже если определим эту основу как интонационную природу искусства (на этом уровне обычно и останавливаются учителя), то это станет выявлением прежде всего «интонационного механизма» музыкального общения, но еще не всей сути.
А если принять за аксиому то, что в этом классе мы говорим об общей природе искусства на философском уровне? Т. е. о том, что само искусство (как считает эстетика) есть продукт реализации сущностной силы человека, а именно: выработавшейся в процессе социального развития его способности к эстетической оценке мира, которая, по мысли М. С. Кагана, «доказала свою всеобщность». О том, что развитие сознания человека в процессе его преобразовательной деятельности привело к тому, что его органы чувств «стали теоретиками», т. е. приобрели (помимо только информативной функции) способность к художественному отражению мира, благодаря чему человек, по К. Марксу, формирует материю также и по законам красоты. Следовательно, в темах IV класса конкретизируется эмоционально-оценочная функция искусства, где происхождение его различных видов предстает обусловленным богатством человеческой чувственности!
VI класс. «Преобразующая сила музыки», «В чем сила музыки». Эти темы говорят сами за себя — в них сформулирована преобразовательная функция искусства, его способность влиять на человека.
VIIкласс. «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия». Взросление детей в унисон с накоплением музыкального и жизненного опыта, размышления о музыке на научном — музыковедческом — уровне (как бы постоянное пребывание в «ауре» теоретического мышления) дают возможность приступить к раскрытию школьникам самой сложной для понимания функции искусства — познавательной функции. В этих темах кульминационный момент решения «сверхзадачи» — музыка-жизнь — исследуется проблема отражения в музыкальном искусстве законов объективного мира в самых сущностных взаимосвязях. В результате мир предстает во всей своей диалектической сложности, а сама музыка (форма сонатного аллегро, в частности) становится художественной моделью диалектики мира. При этом, как указывают ученые, «наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, формулируемые философией, оказываются переведенными из сферы абстракций в сферу живых человеческих судеб, обретают конкретно-чувственный облик, плоть и кровь реальной многокрасочной жизни» |6, с. 20].
Итак, подытожим: перед лам и в классическом виде раскрывается логика метода восхождения от абстрактного к конкретному. Напомним: на начальном этапе познания осуществляется эмпирическое вхождение в музыку как целое. Это обеспечивается знакомством с атрибутами искусства — содержанием, формами бытования, речью (I класс). Затем в этом целостном организме определяются четыре абстрактно-всеобщих формы его существования — три языково-образные сферы, интонация, развитие и построение музыки (II класс). И далее от этих абстракций происходит восхождение к конкретному (III—VI классы) как тому же целому, но уже в проанализированном виде: когда музыка предстает во всем многообразий своей «внутренней жизни» — от своих родовых основ до полной картины своего функционирования в обществе. На этом последнем этапе зададим вопрос: у музыки, как и вообще у искусства, много функций, почему выбраны именно эти? Потому, что это основные функции искусства вообще, и потому, что они «совпадают».. с основными видами человеческой деятельности (знаменательно: опять всеобщие категории!), вне которых человек вообще не может состояться как Человек. Исходя из этого, мы вправе определить тематизм этих классов как конкретно- всеобщие формы бытия музыки.
VIII класс. «Что значит современность в музыке?», «Музыка "серьезная" и музыка "легкая"», Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши "современники"». Шесть лет школьники занимались изучением внутренней жизни музыки — на основе «предварительно разработанных понятий» определяли существенные связи и отношения между ее многочисленными фактами и явлениями. Благодаря этому у них должно сложиться четкое понимание того, что музыка — это уникальный вид искусства, система, все множество элементов которой (включая самые мелкие) организуется ее Предназначением — воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Но так называемый системный подход требует, чтобы система не была замкнутой в себе, а мыслилась как подсистема более крупной (метасистемы).
Именно это мы наблюдаем классе. Д. Б. Кабалевский, реализуя исходное отношена концепции (музыка — жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную музыкальную действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» — Бахом, Моцартом, Бетховеном, Чайковским, Рахманиновым, Прокофьевым.
Композиторы, которые сопровождали школьников на всем пути познания музыкального искусства, теперь становятся их духовными наставниками. Они помогают детям своей музыкой разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогают понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.
Подытоживая, можно сказать, что в VII классе завершается адаптированный для школьного возраста курс музыкальной эстетики.
Все сказанное позволяет считать тематизм программы Д. Б. Кабалевского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике. Вопреки достаточно распространенному мнению, что искусство нельзя познавать научными методами, программа Д. Б. Кабалевского предстает произведением музыкально-педагогического искусства, в котором музыка (искусство) постигается самым что ни на есть научным методом познания — диалектическим.
«Только этот способ мышления, — указывает Э. В. Ильенков, — отправляющийся от абстрактно-всеобщего определения исследуемого объекта и последовательно, шаг за шагом прослеживающий все основные всеобщие закономерности, характеризующие в своей совокупности это целое уже конкретно, приводит в конце концов к развитой системе всеобще-теоретических понятий, отражающих то живое, саморазвивающееся целое, которое с самого начала было выделено как объект анализа и «витало в воображении» как предпосылка и одновременно как цель работы мышления» [5, с. 293]. Теперь становится понятным, почему Д. Б. Кабалевский категорически запретил что-либо изменять в тематизме своей программы.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников