§ 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
Для многих специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» заключается в самом ее названии. Конечно, в музыкальной школе музыка преподается более глубоко и разносторонне (сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория, хор — для этих предметов отведены специальные уроки). Одно только занятие специальным инструментом говорит само за себя. Но затрагивает ли такое различие сущность специфики профессии? Ведь в наше время повсеместно появляются школы с углубленным изучением музыки. И профессионал, и учитель массовой школы учит детей одному и тому же — музыке.
Думается, что различие в содержании профессионального музыкального образования и массового не является существенным для специфики профессии «учитель музыки общеобразовательной школы», а значит, это не сама специфика, а только одна из отличительных черт профессии — не более.
Однако в научно-теоретической литературе существует и другая позиция, благодаря которой на долгие годы в массовом музыкальном образовании утвердился подход к преподаванию музыки как школьного предмета. Суть такова: музыка преподается в школе, значит это — школьный предмет, который и должен преподаваться так же, как все школьные предметы — на принципах общей дидактики. Правда, оговаривалось, что музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет специфику — это не естественнонаучный предмет, а искусство, т. е. школьный предмет эстетического цикла. Как становится ясно в настоящее время, такое понимание преподавания музыки в школе привело к негативным последствиям, которые не изжиты и по сей день.
Дело прежде всего в том, что основным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса, протекающего на общедидактических принципах, является успешное овладение учащимися определенным комплексом знаний, умений и навыков. При таком подходе и цель музыкального образования, и его содержание (под ним до сих пор очень часто подразумевается репертуар программ), и методика как средство его реализации были подчинены главному — обеспечить формирование разного уровня знаний, умений и навыков, которые, в свою очередь, были достаточно строго определены для каждого возраста и класса.
Моделью такого преподавания музыки в школе послужила система профессионального образования, что, в принципе, естествен но и логично. Однако отсутствие такого важного элемента массового музыкального образования, как обучение игре на музыкальном инструменте, с одной стороны, и исключительно малое количество часов, отводимых предмету «Музыка» (в подавляющем большинстве школ это один час в неделю), с другой стороны, а также преимущественно коллективная форма занятий говорит о том, что программа профессиональных музыкальных школ была внедрена в массовую школу в усеченном варианте. Сам учители превратился поистине в универсала: он должен был (за один урок!) успеть научить детей элементарной музыкальной (нотной) грамоте, привить навыки слушания музыки, осуществить ритмическое воспитание, дать сведения о произведениях и их авторах (биографии), выучить с детьми песенный репертуар, провести с ними анализ средств музыкальной выразительности и пр. Может быть, именно в этой универсальности и есть специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»?..
Сложившееся в 30—-40-е годы отношение к искусству (музыке) как «средству коммунистического воспитания» и в более поздние годы сведение эстетической природы школьного предмета «Музыка» всего лишь к специфике в условиях постоянной потребности в реальном результате (ведь без музыки не обходилось и не обходится до сих пор ни одно школьное мероприятие) закономерно при- , вели к тому, что урок музыки превратился в урок хорового пения, Вполне логично, ведь хоровое пение — самый доступный детям, он же самый простой, увлекательный вид музыкальной деятельности, самый «продуктивный» и массовый для показов, отчетов, праздников и пр.
Соответственно и образ учителя музыки общеобразовательной школы как дирижера-хоровика утвердился настолько, что вся система подготовки учителя-музыканта и в вузе, и в училище подчинена именно такой специфике. Такие учительские умения, как владение инструментом, проведение анализа музыкального произведения, развитие детского восприятия музыки, воспитание музыкального мышления — все так или иначе вращается вокруг доминирующей детской деятельности на уроке — вокально-хорового исполнительства. Может быть, специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» и состоит в том, что он — дирижер-хоровик, а все остальное второстепенно? Тогда возникает вопрос: неужели воспитание музыкальной культуры учащихся, как части всей их духовной культуры, может ограничиться формированием умений и навыков только хорового исполнительства?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе на одном жизненном примере: школьник пришел в концертный зал, звучит незнакомая ему симфония (фортепианный концерт, сонаты, рапсодии или другие крупные инструментальные произведения). Прекрасная музыка не может не тронуть сердце человека, и молодой слушатель не исключение: музыка пробуждает в нем, может быть, еще не изведанные мысли и чувства, неясные ассоциации. Но через некоторое время школьник начинает скучать. Почему?
Конечно, он всячески пытается применить полученные на уроках знания: различает динамические оттенки, лады, возможно, даже на слух определяет форму, ассоциативным путем старается угадать смысловое содержание отдельных фрагментов произведения и т. д. Однако он не может понять самого главного — логики всего происходящего в музыке. Поэтому, очень быстро устав от непонимания, молодой слушатель с нетерпением ждет второго отделения, в котором будет исполняться хоровая музыка. Она ему понятна, потому что в ней есть СЛОВО.
Анализ этой типичной для жизни культурного человека ситуации позволяет сформулировать ряд проблем, над которыми будущим учителям музыки общеобразовательной школы следует основательно поразмышлять.
Первая проблема — предмет «Музыка» является искусством — это его специфика или природа? Узаконив отношение к музыке всего лишь как к «специфическому» школьному предмету, мы преподаем его на тех же принципах, что и другие школьные науки. Между тем, музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой науки. С. X. Раппопорт сформулировал это отличие с афористической точностью: наука — опыт фактов, искусство — опыт отношений. Эти способы познания различаются по своим целям, задачам и результатам познания.
В изучении науки и искусства общим основанием (как мы говорили ранее) остается только теоретическое мышление, раскрывающее диалектическую сущность мира. Принципы же и методы познания науки и искусства должны быть различными. Этого требует сама природа знания (истины) в науке и искусстве. В науке истина является объективной и формулируется с точностью закона, поэтому отношение к истине субъекта не играет никакой роли (как бы мы этого не хотели, но атом не будет убивать только зло). В искусстве все обстоит наоборот: объективная истина нашего бытия (и виде обобщения философского уровня) сама рождается как результат эмоционально-оценочной (духовной, эстетической) деятельности человека, и ее обобщенность и «точность» как раз и проявляется только через множество отношений к ней субъектов. Если в науке истина самоценна, то в искусстве самоценна ее оценка. Если в науке на пути к объективности истины приносится в жертву «все человеческое», то в искусстве именно «все человеческое» (как оно проявляется в движении к истине) становится объектом исследования. Если то, что учитель искусства организует исследование школьниками духовной жизни человека, считать гранью специфики профессии, то почему этого не умеет делать школьник и концертном зале?
Вторая проблема — имеется ли различие между мышлением музыканта-хоровика и музыканта-инструменталиста; восприятием слушателя, воспитанного на вокально-хоровой музыке, и слушателя, привыкшего к музыке инструментально-симфонической? И если различие имеется, то в чем оно выражается?
Эта проблема возникла в связи с превращением урока музыки в урок вокально-хорового исполнительства, и важность ее для методики очевидна.
О ней не принято говорить прежде всего по той причине, что в повседневной практике считается: каждый музыкант-профессионал, будь он профессором консерватории или музыкальным руководителем детского сада, уже обладает достаточным музыкальным мышлением. Естественно, что музыкант-хоровик, имеющий дело едва ли не с половиной музыкального искусства вообще, в нашем представлении обладает музыкальным мышлением в полной мерс. Однако, «заметив единство, мы не замечаем различия» (К. Маркс): мы не привыкли задумываться над тем, какой отпечаток на мышление музыканта накладывает «профиль» его музыкальной профессии, принадлежность к тому или иному роду музыкальной деятельности. Здесь можно говорить о том, что в мышлении дирижера-хоровика, певца, оперного хориста, артиста оперетты и пр. и постижении музыки (и на уровне сознания, и на уровне подсознания) главным является смысл, задаваемый мышлению словом, понятием.
«Тиха украинская ночь. Прозрачно небо, звезды блещут...». Вряд ли кому придет в голову начать произведение на этот поэтический текст с фортиссимо. Ведь в нем как бы задано все: тишина начальных интонаций, их пространственная незавершенность, в полном смысле слова «дремотная» атмосфера интонирования с присущим ей медленным темпом, с остановками на неразрешенных созвучиях, свободным ритмом и пр. Только прочитав эти поэтические строки, мы уже представляем себе и всю эмоциональную палитру будущей музыки, и логику развертывания ее «сюжета». Другими слонами, хотим мы того или не хотим, но драматургическая логика развития конфликта в этой музыке (от экспозиции к репризе), различные композиторские «ухищрения» и акценты при художественном воссоздании эмоций — все это воспринимается и музыкантами, и слушателями прежде всего в том русле и в тех причинно-следственных взаимозависимостях, которые задаются восприятию содержанием литературно-поэтического текста. Знание этого текста позволяет слушателю интуитивно (но, конечно, на основе общечеловеческого эмоционально-оценочного опыта) представить себе, какая музыка может быть написана на этот литературный сюжет. И слушая это произведение в исполнении хора, с первого раза соглашаемся с тем, что музыкальное решение Р. К. Щедрина выглядит естественным и едва ли не единственным.
Самое главное здесь то, что в исторически сложившемся союзе музыкального искусства и литературы музыка часто становится производной от литературного содержания, иногда даже выполняет просто иллюстративную функцию (так называемая программная музыка в опере, балете, в музыке к театральным спектаклям), подчас просто сопровождая развитие сюжета-программы, усиливая эмоциональную атмосферу, которая уже задана словом. При >том наше восприятие, образное мышление, эмоциональная оценка осуществляются до начала ее звучания, т. е. в предвосхищении собственно музыкального смысла.
Совершенно иная картина наблюдается при восприятии инструментальной музыки — фортепианной, скрипичной, виолончельной и т.д. Здесь наше восприятие и мышление опираются только (или преимущественно) на законы музыкальной драматургии: не на смысл, задаваемый словом, а на собственно музыкальный смысла
В этом соль проблемы. Именно отсутствие этой «специфики» в мышлении учителя музыки, которую можно обозначить, как мышление музыканта-инструменталиста («инструментальное мышление»), становится источником его беспомощности при разборе с детьми произведений, не имеющих никакой литературно-поэтической основы, особенно, если произведения достаточно масштабны. И учителя в этом не виноваты, поскольку, повторяем, вся система подготовки музыкальных кадров для общеобразовательной школы традиционно ориентирована на профессию дирижера- хоровика.
В инструментальных классах (например, фортепианных) основное внимание также уделяется не развитию мышления, а главным образом формированию узкопрофессиональных умений и навыков игры на инструменте. В определенном смысле можно сказать: учат не принципам пианизма как искусства, не искусству интерпретации, а технологии грамотного (в русле общепринятых стандартных представлений о «грамотности») воспроизведения нотного текста. Другими словами: учат «абстрактной технике», т. е. технике, изолированной от логики следования музыкальному смыслу.
Экспресс-задание. Постарайтесь аргументированно ответить на вопрос: в какой мере направленность подготовки на исполнительский профессионализм является необходимым компонентом специфики профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»?
Теперь ясно: школьник не понимал логики происходящего м инструментальной музыке потому, что у него не сформировано «инструментальное мышление». В этом ему не смог помочь ни учитель музыки «дирижер-хоровик», потому что привык иметь дело с музыкальными смыслами, связанными со словом; ни учитель музыки «пианист-исполнитель», потому что привык рассматривать музыкальные образы как типические исполнительские фактуры. И ни тот, ни другой не владеют содержательным (т. е. смысловым) анализом инструментальных произведений. Поэтому знания и умения, приобретенные на уроках, в концертном зале школьнику не пригодились. В связи с этим рассмотрим очень важную проблему, связанную с анализом музыкальных произведений.
Третья проблема — какие знания, умения и навыки необходимы школьнику, чтобы он мог с первого прослушивания улавливать не только в целом, но и в деталях смысл незнакомой ему музыки? Проблема ключевая во всех отношениях, так как в концентрированном виде раскрывает, чем, как и во имя чего занимается учитель музыки. В ходе размышлений именно над этой проблемой мы как раз и выясним, в чем подлинная специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы». В анализе проблемы найдет свое конкретное отражение все, что вы уже знаете о методике. Возвратимся в концертный зал и, поставив себя на место школьника, постараемся представить, как мог бы протекать процесс восприятия им музыки на основе навыков анализа, полученных на уроках.
«Фантазия ре минор» В.А.Моцарта. Вступление... Слышу только минор, мелодии нет, одно медленное безостановочное движение одинаковых по длительности и громкости звуков, все заканчивается неустойчиво, как будто длинным вопросом. Пока все непонятно, но... вступление — оно и есть вступление, во что-то должно «ввести».
я тема. Появилась печальная мелодия, с «разрывами». Контраста нет, потому что опять минор, медленный темп, та же громкость. Почему акцент? После него что-то непонятное — мелодия пропала и все опять заканчивается вопросительно... Наверное, сейчас будет контраст.
я тема. Я подумал правильно — сразу громкая музыка! Но почему опять минор, какой-то «злой», снова медленно, подчеркнуто ритмично, и уже третий раз слышу незавершенное окончание?
я тема. Снова тот же ритм и темп, почти та же громкость. Появилось что-то вроде мелодии — какие-то интонации танцевального характера...
Громкость усиливается, но почему опять остановка на незавершенности, будто мысль оборвалась?...
1-я тема появилась опять — я ее узнал! Только она изменилась: стала взволнованней, напряженней, но все такой же незавершенной. Наконец- то появился настоящий контраст (громкий и быстрый пассаж). Но почему только сейчас? И почему после «вопросительной» паузы опять звучит 2-я тема? Ее я тоже узнал: она совсем не изменилась (такая же «злая»). Что все это может значить?...
А дальше звучит то, что я слышал раньше: снова 3-я тема («танцевальная») и пассаж — зачем такой повтор?.. Вот как будто изменение: на этот раз пассаж подготавливает 1-ю тему... Ну, правильно, мы же учили, что в трехчастной форме должна быть реприза! Только частей (музыкальных тем-эпизодов) здесь почему-то больше. 1-я тема опять незавершена. Странно, почему?...
Кажется, понял! Появилась мажорная музыка, игривая, жизнерадостная (все три эпизода) — вот настоящий контраст. Все как в жизни: глубокая печаль сменяется жизнерадостным настроением... Вот только было непонятно, почему перед самым концом начальная интонация звучит на рр в нижнем регистре? Но это не важно — все равно в конце — торжествующий мажор.
«Фантазия» В. А. Моцарта — это достаточно простая для понимания музыка. В ней замысел композитора прочитывается сравнительно легко — оптимистическая идея «от тьмы — к свету». Но сейчас главное для нас выяснить, почему школьник, искренне стараясь понять логику следования музыкальных смыслов (образов-тем), задавал себе вопросы, но не мог «на ходу» дать на них ответы? При этом учтем, что этот школьник-слушатель достаточно много знающий (может быть, даже учащийся музыкальной школы), способный услышать и удержать в памяти интонации всех тем, узнать их каждое новое появление. Более того, восприятие его работало настолько активно, что он даже оказался в состоянии отметить много «странностей» в музыке. Однако понятна стала ему сама музыка только в конце, да и то лишь в общем смысле. «Странности» же так и остались необъясненными. Почему?
Экспресс-задание. Активизировать все знания о методике как форме методологии и постараться самостоятельно проанализировать восприятие школьника в приведенном примере по следующим позициям:
1.Было ли восприятие целостным с самого начала? Или, кроме знания того, что в музыке все происходит, как в жизни, была ли в восприятии школьника какая-либо исходная установка, которая обеспечивала бы протекание самого процесса восприятия как «опережающего отражения» и постоянно корректировала бы в сознании логику появления тех или иных эпизодов?
2.Можем ли мы отметить в процессе восприятия школьника моменты, когда оно осуществлялось как движение от общего к частному, от содержания к форме (например, когда появление новой темы воспринималось им как художественная необходимость)?
3.Как понимает школьник развитие музыки: как отражение глубинных причинно-следственных связей музыкальных смыслов (музыкальная драматургия) или просто, как появление новых «тем» на основе тождества и контраста («правила» строительства музыкальной формы)?
4.Что в размышлениях школьника может свидетельствовать о том, что в попытках раскрытия логики развертывания смысла музыки, логики организации выразительных средств он исходил из сложности духовного мира человека, диалектичности его чувств?
5.Можно ли говорить о том, что в восприятии школьника ярко выражена ассоциативно-образная деятельность?
6.Можем ли привести факты, свидетельствующие о том, что отношение музыкальных смыслов, уясненное школьником на каком-либо этапе , восприятия, затем включалось в последующие рассуждения?
7.Насколько в восприятии школьника присутствовало то, что характеризует учебную деятельность: анализ через синтез, мыслительный эксперимент, проникновение в природу конкретных музыкальных явлений и, главное, каков характер его рефлексии?
И после размышлений по всем пунктам — вопрос: можем ли мы считать данную модель восприятия творчеством?
Если мы в анализе приведенной модели восприятия школьника будем реально исходить из положений методики как науки, то ни на один из предложенных пунктов не сможем ответить утвердительно. Потому что восприятие целиком и полностью было констатирующим. Такой его уровень и есть закономерный результат формирования навыков анализа, который традиционно проводится на уроках и касается преимущественно малых форм инструментальной музыки (по вполне понятным причинам звучание больших сочинений целиком на уроке — исключительно редкое явление).
Обычно музыкальное произведение анализируют следующим образом. Учащиеся слушают произведение (или фрагмент), затем на основе ассоциаций выясняют содержание музыки (характер, настроение, жанровая принадлежность), форму (количество частей), средства выразительности (лад, ритм, темп и т.д.). При таком подходе анализ не затрагивает художественно-образный строй произведения, поэтому ассоциативная деятельность школьников сводится по большей части к простому узнаванию настроения музыки. При этом, попытки найти музыкальным образам жизненные прообразы (тем же ассоциативным путем) сводятся чаще всего к отысканию «аналогов», т. е. к иллюстрированию музыки явлениями окружающего мира.
Отметим, что подобная «теоретическая деятельность» на уроке представляется простой тратой времени: зачем говорить о том, что слышно без всякого анализа? Подобный «анализ» музыки, кото-рый не задается вопросом «почему?», не ищет объяснения при- чинно-следственным связям образов-фрагментов, может провести преподаватель любого школьного предмета, любой грамотный человек, если только он любит музыку и хоть немного разбирается в ней. Ведь здесь не нужно ни методологии, ни методики, нужно только уметь красиво и возвышенно говорить о том, что школьники слышат в музыке и без посторонней помощи.
Достаточно ли этого школьнику для присвоения нравственно- эстетического содержания музыкального искусства, для раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира и музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения (см. определение методики)? Нет, поскольку налицо отсутствие умения по-настоящему «слышать музыку и размышлять о ней» (Д. Б. Кабалевский), т. е. отсутствие должного уровня культуры слушания музыки. А что такое культура слушания музыки, или слушательская культура?
Экспресс-задание. Постарайтесь на основе всего того, что уже знаете, самостоятельно выделить параметры слушательской культуры и сравнить с данным ниже ее определением.
Культура слушания музыки — это ядро музыкальной культуры, творчество слушателя, протекающее как его деятельность по присвоению возвышенного содержания музыкального искусства.
Если говорить о параметрах, раскрывающих механизм слушательской культуры как деятельности, то в их качестве выступают предложенные в экспресс-задании вопросы. Фактически параметры слушательской культуры — это умения и навыки, «алгоритмы» ее как процесса. Слушательская культура, без сомнения, выступает содержательным наполнением музыкальной грамотности, которую Д. Б. Кабалевский считал «по сути музыкальной культурой». Говоря о слушательской культуре в целом, можно сказать: она существует как предуготовленность к философскому осмыслению отраженных в искусстве явлений жизни, где всякого рода информация, умения и навыки играют вспомогательную роль.
Только теперь можно содержательно ответить на поставленный вопрос: в чем специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» — в воспитании культуры слушания и умения слышать музыку.
Как видим, специфика не определяется внешними различиями — специальное и общее музыкальное образование. Она выражает само существо деятельности учителя музыки массовой школы. Конечно, можно возразить, что это слишком узко. А как же цель музыкального образования — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры? Или знаменитая мысль 15. А. Сухомлинского, ставшая эпиграфом к программе Д. Б. Кабалевского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»? Наконец, выведенное нами же определение методики как науки — разве не и этом существо деятельности учителя музыки общеобразовательной школы?
Безусловно. Разве учителя физики, химии, биологии и других школьных предметов так же, как и учитель словесности, не преследуют высшую цель — воспитать Человека? Но при этом (в рамках формирования у учащихся целостной картины мира) математик учит искусству владения количественными мерами вещей, физик учит законам существования материи, химик — овладению превращениями материи и т. д. Следовательно, каждый учит определенному объему знаний, умений и навыков. Без них не обходится и учитель музыки.
Однако знания, умения и навыки предмета «Музыка», по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер!
Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем».
Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных произведений.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников