§ 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки школьниками и вносит в ее решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остается желание ; связать эту проблему с традициями отечественного музыкального • образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.
Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое (церковное) пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании школьников. Хоровое пение явилось основой музыкального воспитания.
Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты- педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Каратыгин, Н. М. Ко- вин, А.А. Шеншин и позднее — В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, II. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школьных программах (например, в программе «Музыка (пение) в Единой трудовой школе» 1921 г.) достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать учащимся умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки» [1, с. 29]. В программе говорилось о том, что слушание музыки применялось в школе лишь по личному почину отдельных преподавателей, а чтобы дети сблизились с музыкой, полюбили ее и ознакомились с ее языком, они должны прежде всего ее услышать. Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке в Единой трудовой школе. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребенка проще и легче знаний, и без /того простого умения — не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке — музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком» [1, с. 32]. По сути, речь шла о развитии восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.
Методы интонационного анализа, разрабатываемые сегодня, во многом перекликаются с методами и приемами, которые провозглашались еще в 20-е годы. А. А. Шеншин писал о том, что практические приемы вовлечения аудитории в живую беседу рождаются на месте, важно хорошо знать свой класс и чутко прислушиваться к его настроению. Отсюда программы уроков должны быть, с одной стороны, очень яркими, с другой — очень гибкими. «Первая задача, — по мнению А. А. Шеншина, — заставить учащегося вслушаться в самого себя, в то, как произведение звучит в нем, а не только вне его, и осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических... Преподаватель ни в коем случае не должен навязывать слушателям своих образов, своего толкования, не должен ни отвлекать, ни направлять никуда их внимания, предоставив их целиком самой музыке: поэтому не нужно не только каких- либо вступительных пояснений, но даже названия произведений правильно сообщать после прослушания и беседы. Крайне осторожно нужно прибегать и к наводящим вопросам, поскольку они до известной степени лишают самостоятельности отвечающих. Преподаватель должен вызвать на разговор аудиторию не словами, а музыкой» [2, с. 15].
Идея о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит свое развитие в современной практике. Однако к 30-м годам восприятие как сфера художественно-творческой деятельности учащихся уходит из поля зрения педагогов. Постепенно главенствующее место в уроке музыки стало занимать хоровое пение, связанное, прежде всего, с формированием вокально-хоровых навыков. Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов программы, освоение которого занимало минимальную часть времени на уроке. Вместе с тем, очевидно, что проблема развития восприятия значительно шире. Ее решение возможно лишь в гармоничном единстве всех форм музыкальной деятельности на уроке, которые, в свою очередь, не могут состояться и быть полноценными вне восприятия- переживания, восприятия-мышления (в таком качестве «восприятие музыки» никак не может отождествляться только со «слушанием»).
Отождествление «восприятия» со «слушанием» музыки ведет к формализации урока. В этом отношении показательны постоянно меняющиеся названия предмета: «Пение (музыка)» — 1918—1919 гг.; «Пение и музыка» — 1920, 1922, 1935, 1945, 1947 г. и др.; «Музыка (пение)» — 1923; «Музыка и пение» — 1938—41 гг.; «Пение» — 1959, 1960, .., «Музыка» - 1921, 1927-29, 1932, 1943, 1965, ... г. Разделение музыкального искусства в программах обучения на музыку и пение связано с давней традицией. А. Б. Гольденвейзер считал это противопоставление классическим, «весьма знаменательным и отнюдь не случайным»: «Если в XVI—XVII веках певцы были лучшими музыкантами, то с развитием итальянского оперного пения музыкальная культура певцов резко упала... выработался общераспространенный тип певца, нередко с прекрасными голосовыми качествами и музыкально одаренного от природы, но в музыке совершенно невежественного... В русских консерваториях дореволюционного времени существовал сокращенный учебный план для певцов, знания которых были не только качественно, но и количественно на весьма невысоком уровне» [3, с. 34]. А. Б. Гольденвейзер в 30-е годы писал о том, что музыкальное образование в школе ограничивается сплошь и рядом лишь хоровым пением, и, тем не менее, его образцовой постановкой школы похвастаться не могут. Возникало несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художественных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это отрицательно сказывалось на самом хоровом пении. Многие выдающиеся деятели музыкальной культуры (К. Б. Птица, Л. В. Свешников и др.) отмечали невысокий уровень певческой культуры школьников.
В 1965 г. появилась программа «Музыка» — проект, разработанный под руководством О. А. Апраксиной, в котором была предпринята попытка обосновать целостный подход к уроку музыки. (). А. Апраксина писала, что правильно организованным процессом музыкального воспитания является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического восприятия ее. Она называла три причины неудовлетворительного состояния музыкального воспитания. Это — несовершенство программ, неразработанность методов и недостаточная подготовка учителя. О. А. Апраксина подчеркивала, что ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель: «только тогда, когда все поиски, усилия и достижения будут вливаться в единое русло — в единую систему, можно ожидать улучшения работы, как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Объединение же всех звеньев возможно лишь на едином понимании цели не в ее общем виде (достаточно стабильном), а в конкретном преломлении при решении любой самой частной задачи» [4, с. 8]. «Достиг или не достиг учитель поставленной цели, — пишет О. А. Апраксина, — определяется не тем, знают ли дети, где записывается на нотном стане та или другая нота и могут ли они назвать оперы, написанные тем или другим композитором. Главное в том, чтобы они знали музыку этих опер, полюбили ее, чтобы в их повседневный быт вошла подлинно художественная песня и инструментальная музыка» [4, с. 21]. То есть улучшение работы О.А.Апраксина, прежде всего, связывала с развитием художественного потенциала ребенка, способности воспринимать музыку. Однако практическое решение этой задачи сдерживалось организацией урока по видам деятельности, содержательным наполнением программы по-прежнему оставались отдельные виды деятельности.
Появившаяся в 1973 г. музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского фактически была ответом на поставленные временем вопросы. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания школьников, он выдвигает принципиальную установку на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей, и что успехи в хоровом обучении и в эстетическом воспитании — это нечто разное. В связи с этим прозвучал призыв отказаться от противопоставления «музыки» и «пения». Впервые развитию восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности. Постижение любого музыкального произведения на уроке оказалось связанным с решением общей цели, сверхзадачи — «музыка и жизнь», — воспитанием музыкальной культуры учащихся в целом. Перед учителем были поставлены новые задачи — научить детей воспринимать музыку, л значит, понимать ее, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным, деятельным по отношению к ней.
В психологии термин «восприятие» трактуется как деятельность которая определяется мотивом, а конкретные его проявления (действия, операции) обусловлены целью и условиями их осуществления (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Именно в русле такой трактовки программа Д. Б. Кабалевского предполагает, что любая из форм музыкальной активности детей направлена на развитие восприятия музыки в ее жизненных связях и отношениях. Урок в этом случае, не распадаясь на отдельные разделы, виды деятельности (но вместе с тем и не избегая их), выстраивается в иной логике, приобретая целостность. Однако, оценивая программу, многие музыканты-педагоги сочли, что в ней принижено значение хорового пения, и ориентирована она лишь на слушание музыки.
Между тем Д. Б. Кабалевский неоднократно раскрывал свое отношение к хоровому пению как прекрасному искусству и не раз подчеркивал, что урок музыки не может обойтись без пения, но независимо от того, в какой форме дети общаются с музыкой, . перед ними всегда должны стоять художественно-содержательные цели. «Если не задать художественного образа, технически будет трудно исполнить, — говорил Д. Б. Кабалевский после одного из уроков в третьем классе, на котором ребята пели и арию Сусанина, и хор «Вставайте, люди русские», и песню «Наш край», и «Воронежские частушки», — если будет художественная задача, если будет ясно, что такое фраза, кульминация, — ребята будут осознанно петь. Появляется новое качество — музыкальность. Д. Б. Кабалевский считал, что на уроке не должно быть вокальной тренировки как самоцели. Естественно, исполнение требует владения определенными навыками, однако, если оно не будет представлять собой художественно-творческий процесс, то любой навык теряет смысл. По его мнению, исполнение может быть либо художественным (и тогда, даже несмотря на возможные технические шероховатости, оно воспринимается с интересом), либо ремесленническим (и тогда, несмотря на техническую грамотность, оно может оказаться маловыразительным, скучным). Отсюда Д. Б. Кабалевский делает вывод: количество времени на пение не решает все вопросы. Дети и поют, и слушают, и играют в ансамбле : с учителем, открывая для себя смысл музыки в целом. Д. Б. Кабалевский не раз отмечал, что раньше 45 минут урока целиком отдавались пению, теперь якобы перестали петь, только слушают. Из этого делают «изящные» выводы: сейчас ребята будут петь хуже,
потому что поют меньше, а занятия приведут к падению хоровой культуры, что в любом конкретном музыкальном явлении учащиеся узнают нечто общее, присущее всем художественным сочинеииям. «10 минут, которые ребята пели на уроке, — говорил Д. Б. Кабалевский, — идут на развитие той общей музыкальной культуры, вторая приведет к «повышению» хоровой культуры».
Качество исполнения становится показателем уровня развития восприятия. Не случайно выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего видели в восприятии основу профессиональной подготовки исполнителей. Великая А. В. Нежданова говорила, что искусство пения является искусством слышания. Е. В. Назайкинский писал: «Слушателю... в принципе нет дела до технических ухищрений. Его волнует сама возможность волноваться, переживать, а если этого нет, то он вправе считать музыку несостоявшейся».
В этом случае и простейшая попевка (которая может выполнять функцию распевания), и любая песня или фрагменты симфонии, концерта, оперы, кантаты, сочинение отечественного или зарубежного композитора поворачиваются к учащимся в своей принципиальной родственности. Лучшим подарком Д. Б. Кабалевскому мосле одного из уроков (на котором дети пели, читали ноты, играли с учителем в четыре руки, рассуждали и пр.) был ответ на вопрос: «чем вы занимались на уроке?». Ученики не перечисляли все многообразные виды работы и музыкальные сочинения, с которыми они познакомились, а ответили, что занимались «музыкой».
В этом случае сущность творческой активности определяется восприятием как интегративной деятельностью, которая осуществляется в различных действиях: в вокально-хоровом, пластическом интонировании1, в графической записи, в линии, цвете, в совместной игре в четыре руки вместе с педагогом — пронизывает псе виды, все способы общения ребенка с музыкой. В таком качестве восприятие отвечает музыке как целостному, художественному явлению, существующему во множестве конкретных сочинений, и определяется интонационно-образным содержанием предлагаемых сочинений. Слышать интонационно-образно — значит «открыть» человека в музыке.
Музыкальный язык, или музыкальная речь
До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкаль-
Термин «пластическое интонирование» введен Т. Е. Вендровой в ее исследовании «Интонационное учение Б.Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы». — М., 1981.
но-пассивным процессом, ибо действие воспринимания напраляется, как правило, на решение учебной задачи, отвечающей аналитико-познавательной цели (дети учатся распознавать «средства музыкальной выразительности» — элементы музыкальною языка) и оказывается лишенным мотива, лежащего в самом со держании воспринимаемого.
Мотив деятельности зависит от самой музыки, отношения к ней ребенка. Формирование мотива обусловлено постижением художественного замысла, художественной идеи произведения (от кристаллизации их в представлении композитора, воплощения и исполнительской деятельности до восприятия-слушания непосредственно возникающего художественного результата). Процесс восприятия как деятельность оказывается единым для всех форм и видов общения ребенка с музыкой. В поисках способов, методов развития восприятия, адекватных природе музыкального искусства, ключевыми становятся мысль о восприятии как мышлении; утверждение, что операции познания (анализ и синтез, усвоение главного, сравнение, сочетание, активное исследование и др.), называемые мышлением, представляют собой важные составляющие самого восприятия. Данное утверждение является общезначимым для всех видов искусства, в полной мере оно справедливо и для музыкально-слухового восприятия, восприятия-наблюдения.
Музыкальный художественный образ не является понятием, он интонируется. Явление интонации связывает воедино и творчество (сочинение), и интерпретацию (исполнение) произведения, и его слышание-понимание (восприятие). «За интонацией спрятан живой человек» — это меткое выражение В. В. Медушевского становится ключом как к восприятию детьми конкретного музыкального образа, так и к восприятию стиля композитора, начиная с первых уроков начальной школы. Музыкальное сочинение предстает живым отражением сознания творца и потому требует такого же живого, мыслящего ценителя, исполнителя. Восприятие постоянно углубляется в процессе эмоционально-образного мышления (непереводимого на язык логических понятий). В этом проявляется общность творческого процесса и процесса восприятия, педагогическое преломление тезиса Б. В. Асафьева — «Музыка — искусство интонируемого смысла», — определяющего единый путь музыкально-творческого процесса композитора — исполнителя — слушателя.
Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников — их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. «Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусстВО, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого; это способность на Слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы» [5, с. 42]. Решение проблем, обеспечивающее воспитание музыкальной грамотности — музыкальной культуры учащихся, — впрямую связано с интонационным подходом.
Интонационный подход способствует разрешению противоречий, возникающих в школьной практике. Одно из них связано с тем, что знания, умения, навыки осваиваются в некоей последовательности, логической схеме, этапности. В то время как овладение опытом музыкально-творческой деятельности является целостным, интегративным процессом и происходит в единстве множества направлений. Педагогически нецелесообразно сначала воспитывать «телесный музыкальный алфавит», а потом «наполнять» его духовным смыслом, так же как нецелесообразно выучивать сначала нотный текст, а затем «играть или петь с оттенками», делая его «выразительным». Весь смысл музыкальной педагогики заключается в том, что уточнять детали текста можно, только охватывая целое (иначе деталь занимает место целого).
«Наши восприятия осмысленны..., — писал Л. С. Выготский. — Понимание вещи, название предмета дано вместе с его восприятием, и... само восприятие отдельных объективных сторон этого предмета находится в зависимости от того значения, от того смысла, которым сопровождается восприятие» [6, с. 372]. Суть инновационного подхода Д. Б. Кабалевского к восприятию заключается в организации на занятиях практических действий не с элементами музыкального языка (не формирование знаний этих элементов и умений их распознавать), а с музыкальной, художественной речью, выраженной в музыкальной форме в целом как процессе развертывания содержания (формирование опыта творческой деятельности). Б. В.Асафьев писал, что какую бы ни взять музыку — она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторского мышления.
Здесь необходимо остановиться на различии понятий «музыкальный язык» и «музыкальная речь». Это несовпадение принципиально важно при развитии музыкально-эстетического восприятия на основе интонационного подхода, при котором главным является формирование отношения к художественному произведению. Д. Б. Кабалевский подчеркивал, что в музыке окончательное решение и определение значения принадлежит отношениям элементов и их функциональной зависимости, а не отдельно вы хваченным кускам материала. Но еще Гете считал, что массовому сознанию гораздо легче воспринять «что», а не «как». Первое можно воспринять по частям, а для второго нужны труд и известные навыки. И единственный путь для восприятия художественных форм — произведения как единого целого — воспитание особо и чуткости, вырабатываемой в себе личностным общением с искусством.
Одно дело — установка на определение каких-либо элементов музыкального языка (средств музыкальной выразительности), когда произведение рассматривается как готовая вещь, которую можно узнать при помощи объяснения аналитической формы музыки, того, как композитор работал с материалом. (При этом главной является позиция учителя — он занимает господствующее положение.) Другое дело, установка на личностную интерпретацию, когда произведение искусства рассматривается как «партитура», которую каждый «проигрывает», «прочитывает» самостоятельно.
В этом случае внимание направлено на интонационную форму музыки. Сочинение композитора, его творение оказывается включенным в сферу интонационной субъективности, личностных переживаний воспринимающего человека. Предметом восприятия ни уроках музыки становится музыкальная форма в единстве ее интонационной и аналитической сторон, процессуальной и «окристаллизовавшейся». Понимание, возникающее (рождающееся) при установке на личностную интерпретацию, несводимо к знанию. Значительно важнее сопереживание, сотворчество ребенка, размышления, формирующие его особенное отношение к художественному произведению, к искусству в целом.
Вспомним замечание Б. В. Асафьева: «Примат содержания в музыке для меня всегда существовал. Но я привык слышать то содержание в музыкальном произведении, какое оформлено композитором, а не «слушать симфонию» под предуказанное ей извне мнение... Я имею в виду мнения о содержании, выдаваемые за принципы и нормы оценок, но вовсе не предубежден против остроумных и тонких наблюдений, мыслей и мнений, которые «под музыку» возникают у каждого из нас, слушателей, и которые вызываются всегда любым произведением любого из искусств» [9, с. 166].
Ученый поясняет, что услышать — значит «приучать слух к усвоению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю», значит слышать мысль композитора и возможности ее раскрытия, осознавать и разделять вместе с другими различные эмоциональные состояния и оттенки душевности и человечности. Сходные мысли высказывает и другой крупнейший музыкант и педагог нашего времени — Л. Бернстайн, который считает, что услышать — значит вступить в диалог с композитором, как бы ответить на его вопросы, звучащие в самой музыке: «Случилось это когда-нибудь с вами? Испытывали ли вы тот же самый настрой, то же самое внутреннее движение, шок, напряжение, разрядку?» Эти два высказывания пронизывает одна общая идея о сути музыкального общения как общения психологического, обращенного к внутреннему миру каждого воспринимающего искусство. Из суммы знаний не сложится понимание художественного произведения.
В связи со сказанным обратимся еще раз к пьесе Э. Грига «Шествие гомов» («Шествие троллей» — «Troll tog»), о которой говорилось в главе «Методы музыкального образования». Надо ли предварять слушание пьесы красочным, образным вступительным словом? Может быть, достаточно вопроса, нацеливающего на восприятие содержательной формы? Можно предложить детям прослушать ее, не зная названия, и подумать, о ком или о чем рассказывает музыка, какое состояние при знакомстве с ней возникает.
Звучит первая часть. Дети отмечают таинственность, настороженность звучания и вместе с тем его собранность, напористость; представляют возможных действующих лиц, как правило, связанных с движением каких-либо сказочных существ, дают свое название. По сути, они осмысливают единство выразительного и изобразительного начала музыки самостоятельно, она обретает личностный смысл, становится значимой для них.
Учитель акцентирует внимание на том общем, что присутствует практически во всех ответах детей (связанных с теми или иными сказочными персонажами) — ощущение движения, энергии; просит передать характер этого движения. Учащиеся подчеркивают пульсацию музыки, что позволяет им ярче пережить заложенное в ней эмоциональное состояние.
Пластическое интонирование и развитие восприятия музыки
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К. С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актера. Первая ступень восприятия музыкального образа ребенком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Учащиеся не путем вербализации, а через активное действие с образом, вокальное, пластическое интонирование музыки проходят путь от себя к образу и от образа к себе, как бы задавая ему вопросы.
В психологии в чувстве различают три момента протекания эмоции: восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем (А), вызываемое этим чувство (В) и телесные выражения этого чувства (С). В психологии искусства внешнее выражение того или иного чувства вызывает само это чувство (А-С-В). Это хорошо знают актеры, когда та или иная поза, интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию. Проигрывание интонации телом, вокальное «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой определенности. И на начальном этапе обучения оказывается достаточно владения родным языком (вне использования специальной музыкальной терминологии) для того, чтобы описать выразительность жеста, прощупывающего интонацию, а тем самым и саму музыкальную интонацию — ее смысл.
Раскрывая специфику музыки, Б. В. Асафьев подчеркивал, что музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого. Любой Я музыкально-пластический знак или интонация — это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца... Интонации, ориентированные на музыкально-речевой опыт, схватываются реальным или свернутым мысленным... со-интонированием. На пластические знаки, кодирующие жест, слушатель откликается сочувственными пантомимическим движением» (В. В. Медушевский). «Простым жестом — взмахом руки, — пишет Г. Г. Нейгауз, — можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами» [11, с. 47].
На то, чтобы лучше познать себя и других, вступить в диалог с композитором, стать участником интерпретации, а следовательно глубже понять замысел автора, направлены все формы общения с : музыкой. Так, вокализация детьми практически всех мелодий, с которыми они встречаются на уроке, пластическое интонирование, «дирижирование», движения, жесты, мимика детей, выражающие Я ощущение звучащей музыки, отношение к ней, являются отражением слышимой ими интонации в широком смысле слова.
Воспроизведение художественного образа в пении, пластике, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпоритма в другой, возбуждает и развивает эмоциональную память, чувство детей. Все это способствует созданию действительной гармонии и согласия между бессознательным и сознательным ребенка. В бессознательное, которое Э. Жак-Далькроз называл «источником, дающим живительные силы», нужной внести порядок, а это может сделать только сознательное «Я». В этом плане движение служит как бы посредником между подсознательным ощущением и осознанным восприятием. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные музыкальные элементы (характер звуковедения и направление движения мелодии, силу и скорость звучания, гармонические и тембровые краски др.) и тем самым отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, ее интуитивное понимание. Дети помнят гораздо ярче именно те пьесы, которые слушают-исполняют с помощью движения («метод музыкальных зеркал», по определению В. Коэн). Возвращаясь к соответствующим движениям, они вспоминают мелодии, могут их напевать, описывают особенности пьесы. Способность воспринимать и осознавать воспринятое оказывается у детей на значительно более высоком уровне, если они для своего ощущения музыки находят двигательные аналоги.
Такой подход к музыкально-ритмическому движению, пластическому интонированию, к хоровому пению, вокализации позволяет рассматривать их не как обособленные виды деятельности, а как способы более глубокого погружения в музыку и переживания се образного содержания — формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря им существенно обогащается методика развития музыкального восприятия школьников, которая дает Значительный общеразвивающий эффект. Речь идет о воспитании у детей таких качеств, как внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, память и др. В связи с этим каждый ученик сможет Выразить смену эмоциональных напряжений и разрешений, их динамику, изменение оттенков, сложность ритмических рисунков, насыщенность гармонии — то есть постичь логику эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы музицирования — разные формы исполнительской интерпретации, открывает личностный смысл.
Так, по словам В. В. Медушевского, утончается интонационный слух и обретает гибкость интонационное мышление. При этом легко понять субъективный характер чувства, обусловленный интонационным (в различных его значениях) опытом человека. Знать и искусстве, по мысли К. С. Станиславского, означает уметь. Знания в искусстве можно трактовать как опыт эмоционально-оценочного отношения к миру, умение погружаться в произведение искусства, исполнительски интерпретировать его. Б. М. Теплов писал, что музыка дает возможность пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, заставляет ребенка внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.
Таким образом, проблема развития восприятия теснейшим образом связана с отношением к знанию. В педагогическом лексиконе постоянно присутствует термин «знание», но использование его бывает различно. В музыкально-педагогической практике распространено отношение к нему как к формализованному элементу, понимаемому в узко прикладном значении (освоение различных понятий и терминов). Вместе с тем свое развитие получила точка зрения, согласно которой знание рассматривается в связи со специфическими особенностями музыкального искусства и широком жизненно-художественном контексте — «разуметь, постигать, понимать».
Иначе говоря, знание как точность формулировок или знание как чувство музыки, ощущение ее закономерностей, с позиций которых происходит осмысление художественного произведения, личностная его трактовка, когда каждый имеет право выразит свое собственное отношение. Первое предполагает точность, однозначность ответов, суждений учащихся, второе — смысл, пони мание данного явления учащимися, направление мысли детей, форма выражения которых может быть самой различной.
Одно дело — формирование звуковысотных представлений, когда специальной задачей ставится, например, освоение какого-либо интервала (пропеть, определить на слух, построить от того или иного звука, знать количество тонов или полутонов: 1/2 тона - малая секунда). Другое дело, когда учащиеся проникают в смысл интонации, например, интонация жалобы, стона, плача, звуки рядом, нисходящая интонация, интервал секунда. В любом случае знание в общепринятом смысле как знание теоретическое (в данном случае знание интервала м. 2) формируется, но музыкально-слуховые представления при этом принципиально различны. Во втором случае они богаче, значимее сугубо теоретического понятия интервала секунды. Они включают в себя осознание эмоционального переживания, выразительности образа. Звуковысотные представления встраиваются в представления интонационно-образные, анализ основан на параллельном освоении звукового и смыслового плана. Внимание младших школьников к интонационной форме, в которой смыкается жизненный и специфически музыкальный опыт, способствует развитию целостности и дифференцированности слышания в их одновременности.
Это — собственно интонационное постижение музыки, которое обусловлено восприятием целого и может проявляться в любом разделе урока, будь то хоровое пение, освоение нотной грамоты и др. Оно определяет работу над произведением, предлагаемым как для слушания, так и для вокально-хорового исполнения. Музыкальная активность детей при неоднократном возвращении к произведению (его прослушивание в различных звучаниях, трактовках, пропевание отдельных интонаций в их взаимодействии, обращение к нотной записи) становится важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания, его прочности, способствует глубине понимания художественного образа. Остановимся на примере развития восприятия в процессе хорового разучивания произведения.
Хоровое пение и развитие восприятия музыки
Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы сочинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Например, выразительно, нараспев произносимые слова «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы...» (А.К.Толстой) естественно преобразуются в торжественную, напевную мелодию романса П. И. Чайковского, а слова «Радуйся, Росско земле» — в празднично звучащий кант. По мере приближения речевой мелодики (звуковысотной линии произносимых строк) к вокальному шучанию формируются и соответствующие певческие навыки (кантилены, ровности звучания, мягкой атаки в первом случае и насыщенного, несколько маркатированного звучания, активной подачи звука, дикционной ясности и др. — во втором случае).
Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать своим голосом ее эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чем могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить ее эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме. Проиллюстрируем сказанное примером работы над кантом «Радуйся, Росско земле!»
Учитель играет на инструменте один куплет и предлагает определить жанр, характер музыки, русская или зарубежная, в наше время или давно сочиненная, кто и в какой момент может ее исполнять. Чтобы точнее ответить на эти вопросы, несомненно, не один раз надо услышать и пропеть мелодию, выучить ее.
Дети сами, исходя из характера музыки, предлагают петь на слоги, напоминающие фанфарный зов трубы, дробь барабанного боя, например: «та», «да», «там-па-па-па-па» и др. Тем самым в образной форме осуществляется работа над дыханием, активной подачей звука, четкой артикуляцией и др.
Многократное исполнение мелодии позволяет учащимся самостоятельно прийти к выводу, что это — торжественная песня, старинный марш, шествие, который возможно исполнялся при встрече русских воинов после их победы над врагом или самими воинами. После этого детям предлагается «сочинить слова» к этой мелодии. Основная идея, даже отдельные слова подсказываются самой музыкой и обретают законченный вид, благодаря совместному коллективному творчеству в диалоге с учителем и музыкой.
Цель этого задания — передать в словах все грани музыкального образа, которые они услышали в звучании. Поэтому важно но столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько, отметив различные грани, организовать их ритмом мелодии. Например:
Мы идем с победой. (2 раза)
Родина, встречай нас. (2 раза)
Защитили мы страну, (2 раза)
Родину родную.
Мы вам несем победу. (2раза)
Радуйтесь и веселитесь. (2раза)
Славься, славься, наш народ (2 раза)
И земля родная!
Многое в этом задании определяется контекстом уроков. Разучивание канта осуществлялось при одновременном знакомстве учащихся с фрагментами оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Интуитивное установление интонационных связей произведений не могло не наложить отпечатка на содержание сочиняемых детьми слов1. На последующих уроках ребята будут разучивать настоящие слова, поэтому слова, сочиненные ими самими, учителю важно сохранить лишь для сравнения с первоисточником.
В традиционной практике хорового пения на уроке музыки формирование вокально-хоровых, певческих навыков нередко становится самоцелью, выдвигается в качестве основной учебной задачи. В методических рекомендациях прослеживается заданность, регламентированность в работе над навыками. Предусматривается «обязательная последовательность» этапов в процессе разучивания песни: создание «целостного образа песни в сознании учащихся еще до разучивания», «показательное» исполнение песни учителем, разучивание словесного текста, затем отдельных фраз мелодии. Дается установка на то, что нельзя заниматься нюансами, если хор поет фальшиво и др. В этом случае учащиеся приобретают исключительно учебно-технологический опыт, так как принципиально важные положения о подчиненности технической работы художественно-исполнительским задачам остаются декларированными. А отдельная конкретная интерпретация произведения отождествляется учителем, а вслед за ним и учащимися, с замыслом композитора. В услышанном, а затем разучиваемом хоровом произведении они видят «единственно возможное», «эталонное» прочтение данной музыки. Тем самым нарушается специфика музыкальной деятельности как деятельности художественной. Ее результатом не может быть единственно верный вариант сочинения, исполнения или слушания.
Возможно правильное или неправильное воспроизведение аналитической формы музыки (звуковысотности, метроритма), но некорректно говорить о правильной или неправильной трактовке произведения: интонационная форма музыки может интерпретироваться по-разному у разных исполнителей. Также нецелесообразны выражения «верно» или «неверно» по отношению к пониманию художественного произведения.
________________
Пример взят из методики к программе «К вершинам музыкального искусства» (Авторы М. С. Красильникова, Е.Д. Критская, А. В. Заруба).
Понимание, как и исполнение, у каждого личностно и потому — своеобразно. Отдельно взятое исполнение — всего лишь одна из возможных трактовок, а само произведение (особенно, если это произведение высокохудожественное) — неисчерпаемый источник множественности разных исполнительских и слушательских трактовок1. Вместе с тем в ряде рекомендаций целью является «выработка навыков воспроизведения», «правильного и творческого исполнения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и ошибок» способствует укреплению интереса к разучиваемому произведению.
Подобная система работы ведет к тому, что у детей утрачивается целостный образ сочинения, а отсюда — и интерес к песне. В то же время внимание к смыслу в опоре на образ, выраженный и стихах и мелодии, прощупывание его различными трактовками, переинтонирование мелодии ведут к личностно-осознанному восприятию и выбору наиболее целесообразного исполнения художественного образа.
Элементарное музицирование и развитие восприятия музыки
Концепция Д. Б. Кабалевского, продолжая традиции русской просветительской школы, идущей от А. Н. Серова, В. В. Стасова, Б. В.Асафьева, Б.Л.Яворского, и поставив во главу угла целостный подход к музыкально-образовательному процессу школьников, не исключает обращения к лучшим достижениям европейской музыкально-педагогической мысли. Оно имеет давние традиции в России. Достаточно вспомнить усилия советских педагогов, методистов (Н. Г. Александрова, Н. И. Егина, Е. В. Конорова, М. А. Румер, Н. П. Збруева, Л. Виноградова, Л. Г. Дмитриева и др.), предпринимавшиеся в различные годы, по внедрению в практику музыкального воспитания школьников идей Э. Жак-Далькроза, 3. Кодая, К. Орфа, П. ван Хауве,
Среди объективных причин обращения к указанным системам, в частности, к проблеме элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребенка, развитию его художественных способностей, увлеченности музы
_______________
В данном материале мы не останавливаемся на восприятии учащимися вокальных, инструментальных, симфонических произведений в интерпретации разных исполнителей (вокалистов, пианистов, дирижеров), хотя это, несомненно,; метод интонационного постижения музыки, позволяющий раскрыть глубину, многомерность, многозначность смысла классического произведения. На практике это нашло отражение в программе «К вершинам музыкального искусства», в работе с УМК «Музыка» для I—IV классов.
кой, потребности к активному общению с ней. Развитие этих направлений особенно актуально в нынешних социокультурных условиях. «Преподавание музыки дедовскими способами, — писал П. ван Хауве, — мы почему-то считаем нормальным. Но ведь дети, которые ныне приходят в первый класс школы мыслят, воспринимают, рассуждают совершенно иначе, чем дети их возраста пятьдесят, сто и более лет назад. Как же музыка может рассчитывать на их понимание и интерес, если она им преподносится в виде безнадежного анахронизма?!»
Перспективные инновационные технологии связаны с адаптацией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической системе Д. Б. Кабалевского — концепции широкого методологического характера. Так, система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного материала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребенка, носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения музыкального произведения (от фольклора до высокой классики) в неразрывном триединстве сочинения—исполнения—слушания, они (навыки) выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают личностно заинтересованное отношение учащихся к музыке. Урок проживается как единство разных художественных смыслов.
Итак, современный подход к обновлению музыкального образования, связанного с развитием восприятия музыки детьми, со всей очевидностью требует ориентации учителя на специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе ребенка. Это означает обращение к интонационной сущности музыкального искусства и предполагает рассмотрение проблемы восприятия в соотношении естественных основ музыки и ее художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального и логического.
Музыка и дети
Исходной позицией интонационного подхода является положение о полноценности восприятия музыки ребенком, об известной автономности этого процесса от специальной обученности школьников. Выстраивание методической системы в опоре на отношение «музыка и дети» образует тот нравственно-эстетический стержень, который определяет содержание и формы музыкальных занятий, начиная с Отбора репертуара и кончая тоном урока, стилем его ведения.
Б. В. Асафьевым были намечены четыре стадии вхождения в музыку, которые в своей совокупности обеспечивают развитие восприятия музыки детьми.
На первой стадии — накопление музыкально-слуховом опыта — руководителю самому необходимо «много играть и мною беседовать, нащупывая различные пути приближения к музыке И освещая ее тем или иным лучом». Главную роль здесь, по мнениию Б. В. Асафьева, играет личный педагогический талант и чуткое педагога, так как «нет в полной мере научно достоверных выводов о пределах и объеме прирожденных музыкальных реакций», Главное затруднение ученый видел в невозможности «научно установить, с чего собственно должен начинать музыкальный педагог, имея дело с детьми общеобразовательной школы».
Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского стала ответом на этот вопрос. «Лучом», освещающим определенные грани музыки, предстали учебные темы программы, являющиеся содержательными обобщениями, способствующими осознанию взаимодействия музыки и жизни («музыка в жизни» и «жизнь в музыке»), Тематизм программы, с одной стороны, отражает художественно- эстетические закономерности музыкального искусства, с другой - обобщает жизненно-музыкальный опыт учащихся, помогая им осознать свои музыкальные впечатления под определенным углом зрения. Освоение любой темы предполагает, прежде всего, знание самой музыки.
Вторая стадия вхождения в музыку предполагает постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение, которое осуществляется с помощью метода наведения. По мнению психологов, «наведение на правильное решение требует, чтобы наводящие обстоятельства вызывали у человека достаточно живую ориентировочную реакцию» (А.Н.Леонтьев). Не случайно применение метода наведения предполагает соответствующий подбор сочинений или музыкальных бесед, позволяющих незаметно ввести слушателей в среду действия факторов, ни которые желательно обратить внимание и зафиксировать результаты наблюдения-восприятия соответствующим обобщением. Б. В. Асафьев имеет в виду важнейшие виды соотношений: ритмических, ладовых, тональных, динамических, темповых, тембровых и др. Речь идет не о формировании умений услышать то или иное средство выразительности, не об усвоении узко специальных знаний-терминов, а о направленности на развитие музыкального восприятия-мышления, которое дает «знание существенных свойств, связей и отношений музыкальных явлений, когда пи один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных».
Опорой в этом направлении становится умелое вовлечение в восприятие музыки жизненно-художественного опыта ребенка, ассоциаций со смежными, родственными явлениями. Контраст чувствований, наглядно ощутимые смены видимых в мире явлений приводят к тому, что решение художественных задач находится «как-то вдруг» — у учащихся возникает догадка. А опыт — определенное множество верных догадок — постепенно открывает принцип решения, путь усвоения чисто музыкальной организации элементов. Это происходит на основе единства эмоционального и логического, интуитивного и сознательного.
Третью стадию вхождения в музыку Б. В. Асафьев называет собственно сферой опыта — воспроизведение музыки в самом широком смысле слова («начиная от переписывания нот для усвоения логики нотного письма или просто для исполнения тех или иных сочинений и кончая участием в исполнении»). Этот опыт предполагает не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но самым непосредственным образом связан с развитием восприятия музыки. Вокализация учащимися тем инструментально-симфонической музыки, произведений крупной формы по мнению Н. Л. Гродзенской и др. способствует активному обобщению музыкально-слухового тезауруса учащихся, воспитанию их музыкального сознания.
Углубление данной сферы опыта оказывается возможным в направлении творческом — четвертой стадии вхождения в музыку. Творчество Б. В.Асафьев рассматривает как высший вид музыкальной самодеятельности, помогающий овладению материалом. «Речь идет не о музыкальной композиции как предмете и художественной цели творчества, а о проявлении шах1тит'а самодеятельности в музыке путем творчески-содержательного опыта» [8, с. 82]. Введение в урок импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре, стиле становится педагогически значимым методом, который дисциплинирует работу воображения и развивает самостоятельность и критическое чутье.
Раскрытые Б. В. Асафьевым стадии вхождения в музыку, по сути, представляют собой методы ее содержательного освоения. Задача «войти в мир композитора», связанная с развитием восприятия, общения учащихся с музыкой, повлекла за собой дальнейшую разработку активных методов музыкального образования, углубляющих интонационно-стилевое постижение музыки.
Вопросы и задания
1.Определите место музыкального восприятия в ряду различных форм общения с музыкой.
2.Раскройте значение хорового пения, пластического интонирования, элементарного музицирования в развитии восприятия музыки детьми.
3.Необходимые предпосылки и условия процесса творческого общения учителя и учащихся на уроке.
4.Составьте план методической работы (в том числе и вокально-хоровой) с учащимися начальных классов над произведениями, по своему выбору, инструментальной и хоровой музыки.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников