§ 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
С самого начала необходимо условиться о том, что в данном параграфе наши размышления будут идти не совсем обычным путем, потому что, несмотря на попытки человечества разобраться в сущности творческого процесса, он по-прежнему в чем-то самом главном остается неуловимым. Именно поэтому слово «творчество» так заманчиво.
Этот параграф предназначается не для того, чтобы студента, никогда не сочинявшего музыку, научить ее сочинять. Учебников по сочинению музыки нет и быть не может. Но, тем не менее, тех, кто имеет склонность к сочинению, эти методические размышления и рекомендации могут ободрить, сориентировать и направить определенным образом. У других же, не подозревавших в себе этой склонности, вызвать желание попробовать свои силы в сочинении на доступном для себя уровне. Третьих — заинтересовать этой проблемой в принципе, найти иную, быть может, не совсем привычную точку зрения на творческий процесс вообще и в частности в рамках собственной деятельности как учителя музыки. Под изучением музыки, живописи, поэзии и т.д. подразумевается прежде всего изучение образцов искусства — музыкальных произведений, стихов, картин. Можно ли считать, что таким образом как бы само собой происходит познание музыкального, живописного, поэтического творчества? И да, и нет. Диалектичность этой проблемы волновала и вдохновляла величайшие умы разных эпох на создание новых художественных образцов (т. е. на свершение самого творческого акта), не приближая человечество к решению самой проблемы, но, в свою очередь, волнуя и заражая интересом к ней. Получается, что приблизиться к тайне творчества возможно, лишь пробуя самому «сотворить такую тайну».
Обратимся к самому слову «творчество». Выделим из множества значений несколько основополагающих: творить — это давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать (раждать) — размножаясь, плодясь, производить себе подобных. Так, думая о творческом акте, перенося его в сферу музыкального искусства, уточняем смысл словосочетания творить музыку — давать бытие музыке, производить музыку, создавать музыку, рождать музыку и т. д.
Переместим свои изыскания из области общих размышлений в совершенно конкретную — область общего музыкального образования — и посмотрим на проблему музыкального творчества с точки зрения музыкальной деятельности в общеобразовательной школе в целом. Может ли эта деятельность быть не творческой, но при этом музыкальной? Синоним ли в таком случае слову «творческая» слово «музыкальная»? Может ли эта деятельность быть недостаточно творческой или очень творческой?
К сожалению, приходится начинать именно с этого, поскольку подобные нелепые оценки достаточно распространены в современном музыкальном образовании на всех уровнях.
Разделение творческого акта, результатом которого было возникновение самой музыки, на средства музыкальной выразительности (а следовательно, и способов их освоения) и на сам исток — творчество произошло исторически закономерно. Результатом этого стало отторжение самой музыки от жизни в том смысле, что она, так же как и творчество, стала как бы ее дополнением — переменой деятельности, отдыхом, фоном, развлечением, украшением... И лишь для очень небольшого количества людей музыка осталась смыслом и необходимостью существования.
Экспресс-вопрос. Что явилось главным в вашем выборе профессии учителя музыки? Может быть, склонность к творчеству?
В свое время, решая проблему начал нового музыкального общего образования, совершая музыковедческое открытие и, одновременно снимая комплекс недооценки возможностей общего отечественного образования, Д. Б. Кабалевский нашел «ключ» к освоению образно-смыслового содержания мировой музыкальной классики через жанровое (песня, танец, марш) обобщение. В настоящий момент продолжаются поиски новых технологий освоения пространства этой концепции и одна из них связана с процессом, к которому сам Д. Б. Кабалевский, в рамках программы для общеобразовательной школы, относился очень осторожно — это импровизация и сочинение музыки. В своей программе по музыке для 1 — 3 классов общеобразовательной школы он писал: «Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать, как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки» [1, с. 25].
С одной стороны, правомерность вышесказанного несомненна. А с другой стороны, разве учителю музыки необязательно быть творчески развитым, иметь прекрасный музыкальный вкус, хорошую теоретическую подготовку? Как можно без всего этого быть музыке? Это все равно, что или музыка есть, или ее нет! Может быть, ликвидация этого недостатка и есть один из путей обновления музыкального образования? Логически вытекает необходимость импровизации, а не необязательность ее.
Экспресс-вопрос. Как вы понимаете такое парадоксальное требование к уроку музыки, как необходимость того, чтобы музыка на нем была?
Часто, давая характеристики учителям, о них говорят в одном случае как о требовательных и сильных, в другом — как о любящих детей, бережно относящихся к их индивидуальностям. А вот такое определение, как учитель творческий, стоит как-то особняком.
В школьной практике создан образ такого беспокойного, вернее неуспокаивающегося, ищущего человека. Он не довольствуется предложенными типовыми программами, сам ищет новый музыкальный материал, выходит за рамки урочной системы и т.д. Все эти поиски длятся столько же, сколько существует слово «учитель». Но будет ли верным, если учительский темперамент, выражающийся в обновлении репертуара, поиске новых форм общения с учениками, т. е. учительскую добросовестность и, в определенном смысле, педагогический профессионализм станут принимать за творчество?
Экспресс-вопрос. Каков, по-вашему, творческий учитель?
Эта проблема более конкретно может быть решена в каждом отдельном случае, когда учитель задумывается о том, как самому стать человеком творческим, т. е. как научиться творить?
Как научиться творить?
Если бытие — пребывание вживе, существование, а бытье — пребывание в низшем смысле, то глубинный смысл творческого акта — это вызывать из ничтожества, из небытия. Представьте себе, что, вот так однажды «схватив» этот смысл или приближаясь к нему, вы ищете возможность выразить(ся) и не оказывается более адекватного вашему поиску и тонкого (в смысле неуловимости) средства, чем звук. Вот вы уже и на пути к музыке.
«...Тут уж нельзя взять одним умом и прилежанием, — тут необходимо чутье. И у кого его нет, тот дальше бесцельного и бесплодного, хотя для техники необходимого, переливания из пустого в порожнее... не пойдет». Эта цитата взята из переписки П. И. Чайковского с Н. Ф. фон Мекк и касается той грани образовательною процесса, который в наших размышлениях будет определяющим — это сочинение музыки. Невозможно отрицать того, что именно сочинение музыки является как бы точкой отсчета, мерой, условием и т. д. музыкального творчества.
Вот музыкальный инструмент;
А вот человек, учившийся на нем играть
Несколько или много лет;
И просят его исполнить что-нибудь свое,
посочинять...
Я не умею?! — слышится в ответ.
Что это означает?
Что в музыке у него
ничего своего нет?
Свое в музыке и своя музыка —
как это понять?
Исполнить что-нибудь свое... посочинять?..
Экспресс-вопрос. Есть ли у вас что-нибудь свое в музыке и что это означает для вас?
Экспресс-вопросы. Почему чужое в музыке проще любить (исполнять), чем свое? Возможно ли в таком случае исполнять и не любимое, и не свос? Что своего можно найти в чужой музыке, а тем более любить?
А вот еще одна ситуация. Малыш четырех-пяти лет, которого еще никто не учил музыке. Перед ним музыкальный инструмент. Между ним и инструментом нет барьера в виде просьб попробовать поиграть и т.п. Ребенок почти не тратит времени на размышление. И вот инструмент уже звучит... Тонко чувствующий взрослый услышит в этом звучании многое и прежде всего музыканта, открыто и смело или робко, трогательно и искренне проявляющего себя.
Итак, открытость, искренность, смелость, любопытство — необходимые качества для того, чтобы пробовать свое в музыке.
Эти качества необходимо постоянно в себе воссоздавать, культивировать. Будьте, как дети! Вот это и будет первый необходимый для творческого учителя навык.
А как же быть с «чужим»? В контексте главной проблемы приходится намеренно заострять и несколько изменять угол зрения на то, без чего невозможен процесс учения — усвоение накопленного человечеством музыкального опыта: музыкальный багаж, прослушанный или выученный репертуар, основные закономерности развития и формообразования, история музыкальной культуры и т.д. «Чужим» намеренно называется то, что приходит к ученику как бы извне. Ведь все программы, художественно ценные музыкальные произведения — это результат взрослых раз мышлений и переживаний, даже если они сочинены специально для детей.
Итак, проблема «чужое — свое» указывает нам направление поиска способов «присвоения» музыки, созданной другими людьми.
Но может быть, это искусственная проблема и достаточно просто выслушать обьяснение учителя, внимательно послушать музыку и полюбить ее?
Встреча учеников с музыкой в школе для учителя — это по- прежнему экстремальная ситуация. Вот здесь на помощь, как это ни странно, и приходит сочинение музыки.
«Сочинение сочиненного»
Этим несколько парадоксальным названием метода выявляется общефилософская сущность проблемы сочинения. Каждый из нас приходит в этот уже «сочиненный» мир, чтобы сочинить свою жизнь, открывая (сочиняя) для себя уже сочиненное и существуя в рамках уже сочиненного. Осваивая интеллектуальное пространство мира музыкальных абстракций, человек как бы заново сочиняет их для себя. Осваивая пространство конкретного произведения, он как бы вновь идет тем же путем сочинения, что и автор, хотя такая задача на сознательном уровне не ставится. Совокупность содержательных элементов образа сама ведет его по этому пути. Как интеллектуальная проблема в целом она может быть выражена любым из известных художественных способов, например: словом, визуальным рядом, движением. Но собственно освоение и усвоение должно быть музыкальным.
Сначала было слово...
И это слово было?.. Очень важно, какое слово бывает изначальным и как оно начинает звучать в самом начале пути «сочинения сочиненного».
Элементами сочинения почти всегда так или иначе пользовались в работе с детьми. И среди учителей немало людей, пробовавших свои силы в сочинении музыки, как правило, в песенном жанре — жанре самом демократичном, привычно бытующем в сознании куплетной формой и типическим содержанием. Подражать уже освоенному, опробованному, хорошо известному — свойство очень полезное и естественное. Но, может быть, еще более естественное для человека свойство — делать открытия. Идти путем «сочинения сочиненного» не означает подражать известному и повторять знакомое. В этом методе как «известное» берется не жанр, не ставится задача распеть удобный простенький стихотворный текст, не создается видимость процесса сочинения, когда ребенок, ударив в такт музыке ладошками или ложками, уже как бы «...ставится в позицию творца». Здесь важно не это. Важно то потаенное, сокровенное, ради чего существует такое понятие, как образование — рождение образа, схватывание, видение идеи, ее рассматривание и продумывание музыкой.
Идея!
Вокруг существует немало явлений, которые можно закодировать словом, символом, и т.д. Это древнейшее ритуальное и интеллектуальное занятие человека, получившее свое выражение в символике древних оберегов, письменах, играх, слове. Загадки предков откристаллизовались в самостоятельный словесно-поэтический жанр. К ним нередко обращаются в педагогических целях Так что в самом обращении к загадкам и на уроках музыки ничего нового нет. Новое заключается в качестве самих текстов-загадываний, взятых из фольклора и выбранных с тем, чтобы целесообразно было их именно музыкальное преломление и, в которых был бы интересен сам процесс разгадывания, требующий оригинального образного видения и, одновременно, логического мышления в поисках ключа к разгадке. Множество народных загадок и скороговорок связано с крестьянским бытом. Но среди них выбираются высокохудожественные миниатюры, в которых ощущается стремление запечатлеть удивительно красивые мгновения бытия. Отобранные временем, отточенные народным творчеством, они ярки по смыслу, а значит, и интонационно национально ориентированы. Важно и то, что в самом процессе целью является не быстрота разгадывания или говорения, а интонационная приближенность к смыслу, созерцание музыкой загаданного образа, т.е. музыкально-образная выразительность поиск, ключа. Нужно постараться вдуматься, вслушаться в аллегорический смысл, представляя себе, как то, что является предметом разгадывания, выглядит, как двигается, как стоит и т.д. При этом важно не упустить из виду, удержать основное содержание загадки, повторяя его, «разглядывая» и постепенно выводя этот процесс вовне через пластику голоса и движения (минимального, но образно оправданного). Рассекречивая музыкальным интонированием семантику слова как органического единства смысловою и образного мы ощущаем главенство мелодического начала, ритмически организованного уже существующей словесной стройностью. Произнесенная так загадка — уже есть разгадка. «Долгие косушки колыхаются, как волнушки» (нива) — в этих словах есть все, что необходимо для музыкального разгадывания-прочтения: и характер звучания, и мелодический абрис, и некоторые метроритмические закономерности. Есть ощущение пространства (до- о-олгие), определенное движение в нем (ко-лы-ха-ют-ся), щемящая, жалеющая ласка (косушки, волнушки)...
Вокальные импровизации, идущие от слова, предложенные, казалось бы, ради разгадывания или достижения отчетливости и быстроты выговаривания скороговорок, могут сыграть важную роль в понимании вокального интонирования. Потому что между выговариванием и пением та же грань что и между «еще не музыкой» и «уже музыкой». Грань эта внутренне ощутима примерно так же, как ощутима разница между буднями и праздником, между повседневным и тем, что выходит за его рамки, бытием и бытьем. Очень важно это ощущение приподнятости. Реально ощутимое движение, скольжение в удерживаемой высоте придает голосу объем, образу — выпуклость, слову — мелодичность, пению — необыкновенность. Такая обыкновенная необыкновенность, как вокализация, в буквальном смысле слова поднимает ребенка в понимании звуковысотной и высокой красоты музыки. Интонационная определенность возникает, как необходимость. Иначе пению и сочинению не быть. Результат именно такого бытия загадки — рождение музыкальной миниатюры с ярко выраженной русской национальной интонационной основой:
Таким образом, импровизация в форме такого музыкального разгадывания дает возможность проследить движение от интонирования речевого к интонированию музыкальному, от произнесения поэтического — к пению, к песне и, помня о фольклорном характере загадки — к народной песенности. «...Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного потока» — находим мы суждение Б.В.Асафьева в работе «Речевая интонация». Русское слово обусловливает такое сопряжение тонов, такое интонационное течение мысли, которое в своем мелосном становлении (перемещении, опевании, которые, по мысли Б.В.Асафьева, являются двумя главными видами становления мелоса) именно русское. Вот теперь, попробовав «на вкус», может быть впервые в жизни, момент рождения песни и явления мелодии, есть смысл обратиться к аутентичным фольклорным образцам, уже отобранных временем, в которых так важно ощущать взаимообразие музыки и слова, их слитность и единый исток.
Для каждой русской народной загадки предлагается сочиненный музыкальный образец — матрица. В идеале он должен существовать только для того, чтобы потом сравнить с ним получившиеся детские варианты, т. е. выяснить, совпадает ли, в принципе, заранее тщательно продуманный и выслушанный путь музыкальной разгадки профессионального композитора с детскими авторскими вариантами.
Экспресс-задание. Попробуйте в этом ключе поработать со следующими текстами:
Лебяжий пух
Тут и там
По полям,
По лугам
Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего
Стоит безуглый дом
Без дверей, без окон.
Объясните, почему в основу творческого музицирования закладывается фольклорный материал?
Вот еще одна стезя для детской импровизации. Она тоже возникла на фольклорной почве. Этот способ включает в себя возможность опереться на уже данную звуковысотную формулу. Предложенный текст дает ритмически определенный импульс (равномерность или рифмованное чередование «коротко — длинно» — 11111... I... I). В процессе распевания текста выявляется теперь уже основная интонация, а не просто звуковысотная формула, и необходимость ее ритмического и интонационного варьирования. Так возрождается вариационный стиль, способ, смысл народной песни и ее исполнения.
Попробуйте сделать это сами.
Экспресс-задание. Сравните фольклорный образец с авторским вариантом.
На поиски музыкальной правды
В продолжение предшествующей мысли, и переходя к следующей, приведу еще одну цитату Б. В. Асафьева о роли вокального начала в творчестве композитора: «Поразительна чуткость, с которой Мусоргский оплодотворяет звуком именно самое существенное, глубокое, необходимое из того, что дает текст».
Просьба исполнить песню в тех местах, где еще сохранилась фольклорная традиция, звучит так: «Заигрывай!» В этом, как и во всем народном творчестве, проявляется синкретичная природа музыкального фольклора. Сыграть песню — это значит перевоплотиться, преобразиться, переключиться на общение с другими голосами и личностями. Народное пение — дело прежде всего коллективное. Сыграть песню — это значит перейти в другое жизненное измерение, оторваться от повседневности. Тот, кто наблюдал, как организуется исполнение песни, например, по просьбе фольклористов, тот знает, каких душевных сил это стоит. И какое удивительное чувство большого события ощущают все — и исполнители, и слушатели — если песня складывается, сыгрывается! Это необходимо сейчас удержать в сознании для того, чтобы понять, как родился, как бы заново, главный этический и эстетический принцип великого М.П.Мусоргского «Хочу правды!» в преломлении к детскому творчеству.
«Давайте опустимся на землю» — приходится часто слышать в учительской среде, когда речь заходит о проблемах, пока еще не привычных для общего образования. Давайте опустимся на землю, но в руках у нас при этом пусть будут ноты вокального цикла «Детская» М. П. Мусоргского! Предлагается следующий эксперимент: необходимо приготовиться к завтрашнему уроку музыки, на котором нужно будет работать с одной из частей этого цикла «В углу». Вот ноты раскрыты и... становится совершенно ясно, что этот музыкальный текст освоить музыканту категории «учитель музыки» невозможно. И дело здесь даже не в малом сроке — и аккомпанемент, и вокальная партия для разучивания покажутся непомерно трудны. Вывод: если уж учитель не может это спеть и сыграть, то что же говорить об учениках? Но эксперимент продолжается. Как и водится при разучивании, необходимо, по крайней мере, многократное повторение незнакомого материала. На первый, привыкший к романсовому и песенному складу взгляд, он кажется неудобным, даже корявым, и как раз абсолютно не романсовым, и не песенным, а следовательно, и партия — не вокальной. Подвижная, стремительная фортепианная фактура, неожиданные гармонические обороты. Вряд ли в таком случае возможен переход от количества исполнений к качеству. Вряд ли получится органичной, адекватной художественному замыслу результат, даже если выделить особо трудные места, проанализировать их с точки зрения интервалов, гармонии и других составляющих музыкальной ткани. Не говоря уже о том, что при разучивании произведения на практике и такой анализ, носящий констатирующий характер, не находит себе применения. Попробуем отказаться от привычной работы с вокальным произведением! Какого же рода усилия понадобятся, чтобы «присвоить» это произведение, чтобы оно вошло в сознание. Возможно ли это? В точном понимании далеко «неточно изученного» процесса творчества, конечно, нет. Но вот однажды Л. Н. Толстой в письме к Н. Н. Рериху, опираясь на сюжет его картины «Гонец», высказал мысль о том, что, переплывая в челне быструю реку, нужно всегда вести выше того места, которое вам нужно, иначе отнесет. Так и в сфере моральных побед нужно держать всегда выше — жизнь все равно отнесет.
Такой ориентир дает нам основание, «правя выше» разучивания музыкального произведения, т. е. пробуя нащупать путь его создания, воспроизвести его, как можно более содержательно.
О чем же в пьесе «В углу» идет речь?
- Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял. Ахти! Все петли спустил! Чулок весь забрызгал чернилами. В угол! В угол! Пошел в угол! Проказник.
- Я ничего не трогал, нянюшка.
(Это нянюшка, вот кто! Какая?)
- «А няня злая, старая...»
(Она старая и злая, а он, проказник, как раз бедный!) И вот в облике и интонации рождается старушка.
И так далее, шаг за шагом, весь текст, все реплики-состояния получают свои интонационные черты, которые прожиты, сыграны и потому правдивы. И в таком случае, несомненно, зафиксированный мелодический абрис принципиально совпадет с авторским, а интонационно-образное содержание прочно останется в сознании. И вот уже после такой работы авторский текст будет выглядеть, как давно знакомый. Остается только всю эту работу перенести в класс и, проделав этот скрупулезный, интонационно-содержательный анализ вместе с детьми, убедиться в его увлекательности и пользе.
Детское авторство или, вернее, соавторство (поскольку детские интонации были подслушаны и буквально «застенографированы» в свое время М.П.Мусоргским) прокладывает дорогу к недоступному долгое время для детского творчества вокальному циклу «Детская». Множество раз повторенное слово «детская» лишь подчеркивает для знатоков этого произведения его неординарность. Удивительно мелодически изысканная пластика, интонационная обостренность, речитативный склад, довольно сложный рисунок взаимодействия аккомпанемента и вокальной партии, свободное решение формы каждой миниатюры и... дети как главные персонажи! Это совершенно новый, ранее неведомый в музыке детский мир — подвижный, изменчивый, импульсивный, трогательный, непредсказуемый и страшно правдивый. «Страшно», потому что тонко психологичен и хрупок, а значит — легко разрушаем. Но это взрослым М.П.Мусоргский открыл детей. А сами дети про себя знают все гораздо лучше. Поэтому заново сочиненная ими сцена «В углу» по словесной и ситуативной канве оригинала удивительно совпадает с основным музыкальным содержанием. Потому что сказав: «В угол!» — при этом указав резко и решительно рукой так, что нельзя не послушаться, обязательно проинтонируешь нисходящей септимой. А возрастающая степень раздражения обязательно скажется в полутоновом увеличении интервала при повторе:
И так на протяжении всего произведения постепенно проявляется, «сочиняется сочиненное» от нянькиного гнева через притворно хнычущие интонации до осмелевшего «Вот что!»
Экспресс-задание. Попробуйте сами зафиксировать свою речитативную партитуру другой части цикла «Детская», например, «С няней». Постарайтесь проследить становление интонационно-образных характеристик от речитативного произнесения до пропевания вокальной партии.
Можно сказать, пожалуй, что процесс сочинения, в виде представленного метода «сочинение сочиненного», дает нам своего рода урок того, как без привлечения посторонних для изучаемого произведения средств и околопедагогических приемов, как бы заново сочиняя, ученики с легкостью и огромным интересом усваивают то, на что ушла бы масса времени, репетиций, зубрежки и закончилось, соответственно, нивелированием в детском сознании музыкально-художественных достоинств шедевра.
Все рассмотренные аспекты метода имели отношение к наиболее демократичному способу самовыражения — певческому. Попробуем раскрыть и другие его возможности, например: как можно было бы использовать его в жанре инструментального музицирования.
Инструмент игры
Как известно, в кабинете музыки находится один инструмент и, как правило, это фортепиано.
Организовать учебный процесс с целым классом за одним инструментом очень сложно, но можно...
Первую интонацию (можно использовать всего две ноты, но очень характерные, образно, ярко окрашенные) учитель посылает в класс. Принявший ее ученик (сумевший подобрать на инструменте в нужном регистре и образном ключе) посылает свою интонацию другому однокласснику и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока весь класс не перебывает за инструментом опять и не настанет очередь учителя, задача которого не проста. Выигрыш его возможен лишь в том случае, если в финале он сможет собрать максимально большое количество всех услышанных интонаций в единое смысловое целое. В этой игре не возможен шум и сумятица Ведь каждому надо придумать свою интонацию, принять чужую, да еще узнать свою в финальной импровизации учителя. Максимальная концентрация внимания!
А вот как происходит музыкальная беседа двух за одним инструментом. И публика — весь класс, и основные участники следят за тем, чтобы выполнялись главные условия игры. Первое, оговоренное еще И.С.Бахом, — говори тогда, когда есть что сказать.
Второе — беседу необходимо поддерживать, и если собеседники люди воспитанные, то всегда найдут, что сказать или ответить, пусть коротко, но не глупо и «в строку», пока предмет беседы не будет исчерпан. Третье — можно поспорить и нелицеприятно высказаться, но главное — не обидеть собеседника неуместной выходкой.
Роль учителя может сводится к ненавязчивой регулировке интонационных взаимоотношений и формообразованию звучащей беседы:
Обобщая сказанное, можно отметить, что наше внимание было сконцентрировано на методах (исходящих из главного метода «сочинение сочиненного»): а) беседа-импровизация, б) интонационно-содержательное «прочтение» и обобщение в процессе импровизации и сочинения.
С общепедагогической точки зрения, метод «беседы-импровизации» призван готовить восприятие учащихся и создает необходимую атмосферу для появления главной идеи урока и ведущей образной проблемы, которой может стать в дальнейшем, например, «Пер Гюнт» Г. Ибсена и Э. Грига или III концерт С. В. Рахманинова. И в этой связи совместные с учениками музыкальные размышления-импровизации — «интонационно выраженные» вопросы, мнения, взгляды, предположения, «интонационно понятые» и нашедшие «интонационное продолжение» в мысли собеседника — явятся как бы предисловием к будущему восприятию музыкальной драматургии. Подобная предварительная работа с точки зрения процесса музыкального сочинения и импровизации готовит и воспитывает ученика к поиску и выражению сущностных связей огромного мира человеческих идей языком музыки, музыкально- интонационным способом.
Второй метод следует понимать так, что педагогам-музыкантам предлагается развивать свои творческие способности не только для самого процесса музыкальной импровизации и сочинения музыки, но и для организации работы на уроке и общения с учениками при помощи самого же музыкального искусства. Так, совместно с учениками или пользуясь их интонационными заготовками, учитель «прочитывает» (сочиняет — сочленяет, аранжирует, интерпретирует и т.д.) сюжетное целое, наблюдая за развитием музыкальной ткани и одновременно драматургией урока, оставляя за учениками право заключительного слова — интонационного обобщения, вычленения или выведения основной, с их точки зрения, идеи произведения.
Таким образом, начиная буквально с первых шагов в музыке, дети привыкают к тому, что думать музыкой — удивительное свойство человека, наслаждение, способ решения проблем, возможность воздействия на окружающую среду. Это лишь некоторые немногие грани метода «сочинение сочиненного», внутри которого таятся огромные возможности для творческого развития. Такой подход к образованию человека музыкой — поиск музыкальной правды, угадывание музыкой вечной красоты природы, разгадывание загадок, оставленных предками, умение играть и побеждать при помощи интеллектуальных усилий, развитие коммуникативного чутья и душевной чуткости, способности любить и выражать свои чувства в красоте, — залог вечного бытия, человеческого творчества и рождения музыки.
Вопросы и задания
1.Ощущаете ли вы в себе присутствие композиторского «чутья»?
2.Попробуйте выстроить для себя максимально емкую систему взаимосвязей в триаде «Композитор—исполнитель—слушатель».
3.Что вы можете сказать о своих музыкальных способностях?
4.Подумайте над тем, в какой диалектической взаимосвязи находятся музыкальные и творческие способности?
5.Что, по вашему мнению, является принципиально важным для работы над творческим развитием при помощи импровизации и сочинения музыки? Выбрали ли бы вы для своей работы метод «Сочинение сочиненного»? Укажите на те причины, которые решительно влияют на ваш выбор или отказ.
6.Попробуйте найти свой «алгоритм программы» импровизации, предполагая будущий дуэт с учеником.
7.Назовите не менее трех признаков, выделяющих метод «Сочинение сочиненного» из ряда общепринятых методов музыкального обучения и развития.
8.Попробуйте сами найти текстовые идеи (фольклор, классическая и современная поэзия — источники могут быть самые разнообразные) для работы в русле метода «Сочинение сочиненного» и, работая над ними, поразмышлять, что явилось определяющим для вашего выбора, о чем можно «думать музыкой».
Литература
Асафьев Б.В. Речевая интонация. — М.; Л., 1965.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
Валери П. Об искусстве. — М., 1976.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников