§ 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
Только теперь можно содержательно ответить на главный вопрос: что такое методика музыкального образования?
Почему мы не могли сделать этого раньше? Разве нельзя было сразу начать изложение с целей и задач методики, раскрыв через них ее сущность? Но мы уже пытались это сделать в самом начале, и единственное, что смогли — перечислили функции методики как «следствия без причин». Мы так и не выявили сущностные связи методики с другими элементами музыкально-образовательной системы. Надеемся, из всего далее сказанного стало ясно, что любая попытка вывести цели и задачи методики из классификации и систематизации способов, методов и приемов заранее обречена на неудачу как несоответствующая знанию (которое, повторяем, не сводится к обобщению фактов и явлений, и есть как раз обратный процесс: прослеживание того, как их многообразие в исследуемом целом — музыке — рождается единым основанием). Поэтому, утверждаем, раньше было нельзя. И вообще, если методика отвечает на вопрос «как преподавать», то можем ли мы понять это без ответа на вопрос «что преподавать»? Существует ли, в принципе, критерий определения эффективности методики?
На эти и подобные вопросы методология (теория познания) отвечает четко и однозначно: эффективность методики определяется степенью ее адекватности содержанию изучаемого предмета. Это напрямую вытекает из научного положения, согласно которому сам метод изучения объекта определяется содержанием исследуемого объекта. Как бы мы могли говорить о методике, ее целях и задачах на сущностном уровне, если только с рассмотрением тематизма программы Д. Б. Кабалевского мы получили должное представление о содержании музыкального образования, то есть о том, что мы собираемся преподавать детям? Теперь, анализируя содержание предмета, мы сможем понять, какая методика нам нужна.
Итак, какие же сущностные характеристики мы можем выделить в содержании школьного предмета «Музыка», которые и станут требованиями к методике и одновременно критериями ее эффективности?
Экспресс-задание. После анализа тематизма самостоятельно ответьте на этот вопрос.
Основное требование к методике — философско-научный уровень постижения музыкального искусства, целиком и полностью построенный на диалектической логике. Это главное определяет все другие характеристики как свои следствия. Рассмотрим важнейшие.
Во-первых, мы выяснили, что единым основанием содержания школьного предмета «Музыка» выступает Человек, взятый целостно в своей деятельности. Конечно, мы это знали и раньше, ведь любые методические руководства начинаются именно с того, что в музыкальном искусстве отражаются чувства и мысли человека, его духовная жизнь является содержанием музыки. Однако из- за отсутствия необходимого методологического обеспечения мы это знаем эмпирически. В нашем повседневно-практическом мышлении и человек, и методология, и методика существуют как самостоятельные составляющие учебно-воспитательного процесса (см. указанные выше отчуждения), которые надо каким-то образом связать. Происходит это из-за описанного выше понимания методологии как «стеллажа» теорий, концепций, подходов, методологических умений и навыков.
По сути дела, мы привычно «снимали с полки» положение эстетики об отражении в искусстве человека и раскрывали его механически. Т. е. брали это знание в готовом виде, совершенно исключив то, что содержится в тематизме программы Д. Б. Кабалевского: закономерность происхождения самого искусства как выражение сущностных сил человека, воплощение человеческого отношения к миру. В этом случае для нас человек, его духовный мир именно «отражается» в искусстве, но не воспроизводится. А это уже принципиально иное понимание существа дела.
Вдумаемся в определение музыки в концепции Д. Б. Кабалевского — «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное». Оно в концентрированном виде интерпретирует теорию познания: обязывает к изначальной целостности в изучении музыки и тем самым заставляет обратиться к природе искусства. Ведь наивно было бы думать, что сначала родился ритм, затем лад, потом тембр, далее музыка обрела развитие, формы и т.д. Конечно, музыка родилась сразу как целостное явление, какие бы примитивные формы она не имела, — только как целое со всеми своими атрибутами! А теперь будем самокритичны: витает ли эта праоснова изучения искусства в нашем мышлении при рассмотрении явлений и фактов музыки? Прослеживаем ли мы на уроках процесс рождения музыки? Нет. Если же иногда касаемся этого вопроса, то ограничиваемся рассуждениями, которые по большей части только констатируют факт рождения музыки как объективный исторический процесс и смысл которых можно выразить словами «так распорядилась история». Но это безлично.
Мы не случайно на всем протяжении рассуждений старательно подчеркивали, что высшим содержанием методологии является теория познания, диалектическая логика, которая запрещает все разделять. В том числе процесс и результат. Однако в практике мы берем только результат отдельно («к жизни обращенное»), а процесс, который привел к появлению результата (искусства вообще) в таком виде (т. е. человеческую деятельность, в течение которой, по словам К. Маркса, «чувства человека стали теоретиками», обрели способность к художественному отражению мира) остается отстраненным и от нас, и от школьников. «Жизнью рожденное...» — это и надо понимать как указание на необходимость начинать изучение искусства в школе с процесса его возникновения, с выявления «механизма» того, как Человек произвел, сформировал музыкальное искусство и сделал его достоянием цивилизации в таком виде.
Отсюда фундаментальное методологическое требование к методике: надо «перевернуть» устоявшиеся в нашем сознании причинно-следственные связи. Не от музыки идти к человеку, а наоборот — все явления и факты музыки (ее форму) «выводить» из человека.
Это значит: на уроках искусства исследовать духовную жизнь человека, богатство, одухотворенность, гуманистическую возвышенность (а значит, и красоту!) его чувств и мыслей; раскрывать школьникам, как человеческая психика вызвала к жизни музыкальные явления, определила комплекс выразительных средств музыки вообще и в каждом конкретном произведении.
Это и будет организацией детского мышления как мышления теоретического (постигающего) в его движении от содержания к форме! Только так можно добиться, чтобы школьники проникали и природу явления и проживали процесс выведения знания о нем из его генетических (родовых) истоков. Фактически проживать на уроках надо сначала духовную красоту человека (содержание мушки) и уже затем восхищаться, как музыкальные гении разных эпох и народов воплощали ее в конкретных и закономерно необходимых формах.
Во-вторых, человек, его жизнедеятельность в окружающем мире исследуется в диалектической сущности. Это значит, содержание музыки — мир и его эмоциональная оценка человеком — предстает перед школьниками во всем объеме своих противоречий, взаимосвязей, соотношений, взаимопроникновений, взаимопереходов и т.д. Это исключительно важно для осознания исторически закономерного строительства музыки в таком виде. Остановимся на этом положении подробнее.
Что должна раскрывать методика в человеке?
Сможем ли мы ответить на вопросы методологического характера: почему Б. В. Асафьев теорию становления музыкальной формы построил на «тождестве» и «контрасте», а развертывание музыки раскрыл как диалектику «тезисов» и «антитезисов»? Почему ученый пришел к такому определению темы сонатного аллегро: «...и себедовлеющий образ, и динамически взрывчатый элемент... и толчок, и утверждение»?..
Сумеем ли мы также ответить на ряд вопросов более методического характера? Как объяснить детям, почему русская народная песня «Степь да степь кругом» звучит в мажоре, хотя в ней поется о смерти? Пьеса «Бедный сиротка» Р. Шумана построена несколько парадоксально: в восходящих интонациях все время слышится устремленность, энергия, хотя, казалось бы, сиротскому чувству В первую очередь должны быть свойственны сознание безысходности, страдание... Как доказать, что в пьесе отражена правда жизни? Как можно убедить школьников в том, что Ф. Шопен прав, когда в траурный марш вводит мажорную середину?
Для ответа на первую группу вопросов достаточно той методологической мысли В. В. Давыдова, которую мы советовали все время держать в памяти: «Всеобщие законы мышления в конечном счете совпадают со всеобщими законами развития природы и общества, а логика и теория познания — с теорией их развития». Действительно (если «расшифровать» на языке науки), человеческое мышление должно было с самого начала формироваться как адекватное законам развития природы, отражая в своих алгоритмах, фигурах логики сущность взаимозависимостей поистине беспредельного многообразия явлений и фактов объективного мира. Соответственно и теория познания в своей стратегии должна была сложиться как диалектическая логика, воспроизводящая в мышлении сам процесс развития природы и общества в его основных закономерностях, ядром которой стало понятие «противоречие». Это и есть то высшее Знание, к которому человек эмпирически шел на протяжении всей своей истории, которое «нянчил» в различных философских школах и которое на данный момент получило свое относительное завершение в материалистической теории познания. Если бы было иначе, то человек никогда не смог бы получить власть над природой, его продуктивная деятельность в предметном мире была бы невозможна. В искусстве человек опредмечивает это свое Знание, и здесь музыка, благодаря своей процессуально-временной природе, призвана стать моделью диалектики.
Такой же ответ правомерен и на другую группу вопросов. Но!.. Только лишь, как говорится, «в общих чертах» — как раскрытие общего основания. Легко заметить, что для ответа на все «почему» нужна конкретизация этого общего основания. «Отправная точка» здесь та же — диалектика жизни, но уже раскрывающаяся в виде сложности духовного мира человека, неоднозначности его чувств. Попробуем представить себе, как может протекать эта конкретизация.
Экспресс-задание. Прежде чем обратиться к примерам, попытайтесь систематизировать для себя, что вы могли бы сказать детям об этом. Прочитайте еще раз и послушайте «Письмо Татьяны» и решите для себя: человеческие чувства «однополюсные» или нет? Разные чувства, особенно если они противоположны, существуют в нас «по очереди» или все вместе, переходят ли они друг в друга?... Вопросов, которые можно задать себе, как и примеров «парадоксального» протекания эмоций — достаточно много.
Песня «Степь да степь кругом». Думается, можно сначала сыграть ее на инструменте (без названия) и задать вопрос: «Какое может быть содержание песни?». Школьники обычно легко попадаются в эту «ловушку»: песня тихая, мажорная, задушевная, лирическая — значит о любви, о красоте, о природе...
Теперь дадим послушать ее со словами.
После первых трех куплетов (затем запись выключается) попросим детей объяснить такое поразительное несоответствие содержания и формы: ярко выраженный, можно сказать, «разлитой» мажор, — а песня о смерти. Почему?
Очень важно, чтобы дети сами постарались это объяснить. Содержательно они этого сделать не смогут, но надо уловить в их ответах мысль о том, что это должна быть какая-то особая, «красивая смерть», и сам умирающий человек должен быть красивым.
Слушаем песню дальше, чтобы выяснить, чем он красив, какой наказ он оставляет товарищу.
Заметим: дело не в разборе «средств выразительности», а в том, чтобы сразу взять произведение в целом как единство содержания и формы. И рассуждать с детьми о самой сущности красоты человека — о его душевной красоте, нравственном отношении к близким как смысле жизни. Тогда и выяснится, что смерть — это только повод, та взятая народом «критическая» жизненная ситуация, когда человеческая красота мыслей и чувств проявляется особенно ярко. Она в том, что, даже умирая, человек думает о людях. Это и есть самое прекрасное в человеке — его нравственное отношение к людям. Поэтому никакого несоответствия между содержанием и формой в песне нет: о прекрасном в человеке мы просто не имеем права петь в траурном миноре. Теперь и все средства выразительности выглядят закономерными: и мажорный лад, и медленный темп, и пластичный ритм, и сдержанная динамика, и интонации широкого мелодического дыхания. Типичные для русской протяжной песни, они в совокупности создают атмосферу возвышенного благородства.
Пьеса Р.Шумана «Бедный сиротка». Чтобы сосредоточить детей на диалектике чувства (как всеобщем), выраженном в этом произведении, лучше не «программировать» их размышления, не говорить название. Пусть они в своих характеристиках музыки исходят из того, что «кому- то плохо».
- Что с человеком происходит, когда у него какое-то горе? Загляните в себя: вы просто безропотно смиряетесь со своим состоянием или смирение смешивается с потребностью «вырваться» из своего горя?
- Наверное, и то, и другое...
- Это слышно в музыке?
- Да. Она сначала стремится вверх, к мажору, а затем как будто «останавливается», сникает... И так много раз.
- Конечно. А если много раз одно и то же, без всяких просветлений, настойчиво и тревожно — можем мы сказать, что это большое горе, душевная боль, которая ни на секунду не отпускает, заставляет сосредоточиваться только на себе?.. Из-за чего может так страдать человек? Как бы вы назвали произведение (в пьесе раскрыты чувства ребенка вашего возраста)?
Дело, конечно, не в том, чтобы дети угадали название произведения, а чтобы поняли, что в этой музыке нет парадокса: она правдива тем, что показывает нам не одну сторону чувства (которое в практике понимается однополюсно и привычно обозначается словом «грустно»), а раскрывает его диалектическую сложность. И опять, как в предыдущем примере, становится понятным комплекс выразительных средств: все в пьесе выстроено так, чтобы подчеркнуть единство противоположностей в сиротском чувстве, где одна его сторона, прямо продолжая другую (причем, на кратком отрезке художественного времени), заставляет нас острее воспринять энергию страдания (одно через другое).
Аналогичны и рассуждения по поводу мажора в траурном марше. Любое, даже такое, казалось бы, «однополюсное» чувство как переживание трагедии в своей сущности диалектично. Как бы мы ни страдали, провожая в последний путь дорогого нам человека, как бы ни хоронили свои надежды на лучшее, в душе обязательно остается и живет что-то светлое, что навсегда связано с уходящим. Гениальный Шопен, пронеся сквозь всю свою жизнь образ родной Польши, соединиться с которой ему не было дано судьбой, именно в траурном марше посвятил ей одну из самых возвышенных и прекрасных своих мелодий!
Что такое воспитание культуры мышления? Это, как считает философия, движение от рассудка к Разуму. Именно с понимания сложности, противоречивости своего чувства как адекватного отражения сложности явлений жизни и начинается на уроках музыки воспитание самого главного, основополагающего качества, которое только и может в дальнейшем вырасти в подлинную культуру мышления. Это качество — диалектинность ума.
Как методика становится наукой
Подытожим все сказанное и постараемся дать определение методики, раскрывающее ее сущность. Можем ли теперь четко сформулировать положения, которые «делают» методику наукой? После погружения в методологию — можем. Для этого еще раз, в полном согласии со «спиралью» познания, вернемся к самому началу—к функциям методики. Теперь они должны предстать уже не как «следствия без причин», а раскрыться содержательно, детализированно.
Первое. Методика является организатором учебно-воспитательного процесса в целом. Она воплощает логику развертывания содержания предмета и тем самым участвует в планировании всех звеньев и аспектов его изучения. Строго говоря, сама методика («в чистом виде») не может выступить организатором процесса познания музыки, этим занимается методология — она разрабатывает содержание образования и выстраивает логику изучения предмета «Музыкальное искусство» в русле теории познания. Но методика воплощает эту логику, поэтому с полным правом может причислить себя к организаторам учебно-воспитательного процесса. Методика, постоянно корректируя процесс, обеспечивает философско-эстетический уровень познания музыки на всех его этапах. Это значит, что методика «оживляет» методологию, и следовательно:
- является гарантом обеспечения процесса познания музыкального искусства как логико-исторического процесса — от его истоков до современного уровня развития;
- следит, чтобы все (без исключения) факты и явления музыки обязательно «выводились» из ее генетической природы;
- организует деятельность детей на уроках как выявление «механизма» превращения обыденного в художественное и тем самым придает ей одновременно и художественный, и научно-теоретический смысл;
- организует детское мышление при анализе конкретных явлений музыки как движение от общего к частному, от содержания к форме;
- занимается отбором из всех подвластных ей способов, методов и приемов тех, которые наиболее адекватны изучаемому конкретному факту или явлению музыки и т. д.
Если учесть, что остальные функции методики теснейшим образом связаны с философским уровнем преподавания музыки (они буквально «вытекают» из него), то участие методики в организации процесса познания музыки становится очевидным.
Второе. Функция методики быть информатором разумеется сама собой: именно она конкретизирует содержание изучаемого предмета в понятийные формы, в знание как таковое. Из теории познания следует, что методика, в соответствии с требованием диалектики все рассматривать только в движении, в развитии, организует знание как процесс — процесс «выведения единичного из всеобщего». В рамках сложившегося традиционного представления о Знании как сумме отдельных знаний, умений и навыков трудно, но тем не менее принципиально важно (для уяснения сущности методики как науки) понять, что в качестве знания выступает не столько сумма отдельных фактов и явлений музыки, сколько сам процесс выведения знаний о музыке в целом, о се фактах и явлениях во всем многообразии их причинно-следственных связей. Сам процесс прослеживания становления музыки в целом и в отдельных гранях превращается в универсальную в своем роде методику, непосредственно вытекающую из закономерностей музыкального искусства. В большой мере отпадает надобность и в «специальных» методах, призванных придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер.
Вдумаемся в мысль В. В.Давыдова: «...В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения... но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент. Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания (этим термином... мы обозначили единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий)» [1, с. 133].
Отсюда следует, что методика как наука обеспечивает овладение школьниками общими способами мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Решение этой задачи возможно лишь при том условии, если деятельность школьников на музыкальных занятиях осуществляется как учебная деятельность (в отличие от учебной работы), в процессе которой решается конкретная учебная задача — поиск ответа на одно из «ста тысяч почему». Только в процессе деятельности, учебной по форме и художественной по содержанию, осуществляющейся как проникновение в природу конкретного музыкального факта, явления, обеспечивается не запоминание какого-либо знания, а именно его «трансплантация» («вживление») в сознание учащихся. В целях организации учебно- художественной деятельности методика:
- следит за тем, чтобы познание музыки осуществлялось как анализ через синтез, и обеспечивает энергию процесса познания (т. е. мышления) путем «столкновения понятий» (К. Маркс), подчас весьма далеких друг от друга;
- формирует у школьников навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- участвует в обобщении и каталогизации «частных» знаний (т. е. терминологически оформленных явлений и фактов музыки);
- обеспечивает формирование необходимых для художественной деятельности умений и навыков путем специализированных методик;
- вводит все «частные» знания, умения и навыки в процесс познания таким образом, чтобы он не прерывался ни в одной фазе, чтобы в нем постоянно сохранялась гармония противоречий, чтобы он по сути осуществлялся как «прерывность постепенности» (В. И. Ленин).
Для этого:
каждое отдельное знание рассматривается двояко — как суммарный, интегрированный результат предшествующего познания и как предпосылка развития его в дальнейшем углублении в закономерности музыкального искусства (метод «за-
любой факт или явление музыки берется только в его при- чинно-следственных связях со всем множеством элементов изучаемого объекта (фактически прослеживается: как система музыка рождает все многообразие фактов и явлений, вплоть до противоположных, из единого основания) и т.д., в свете положений теории познания.
Третье. Функция методики быть интегратором учебно-воспитательного процесса органически вытекает из целостности самого процесса познания, где взаимосвязано абсолютно все. После экскурсов в методологию можем заключить: целостность процесса познания музыки складывается из того, что на высшем «этаже» всеобщности и окружающая нас природа, и природа художественного творчества, и природа научного поиска, и даже человеческие эмоции имеют одну и ту же основу — диалектическую. В свете этого «материального единства мира» любое разделение процесса познания выглядит противоестественным.
Однако в традиционной музыкальной педагогике все обстоит иначе. Как пример: деление урока музыки на виды деятельности, разделение задач урока на обучающие, воспитывающие и развивающие, воспитание каких-либо отдельных качеств личности «средствами музыки» и пр. При этом у каждого «фрагмента» занятий бывают еще и свои цели и задачи (как правило, утилитарно-практические).
Поступая так с учебным процессом, мы фактически, как писал еще А. И. Герцен, расчленяем живое тело на мертвые кусочки, исследуем эти кусочки изолированно от тела и друг от друга (констатирующее, «застывшее» знание), а затем снова пытаемся восстановить из кусочков живое тело — процесс познания музыки. В свете этой мысли вернемся к приведенному выше примеру анализа песни «Степь да степь кругом» и представим себе, как протекало бы его поэтапное планирование в рамках устоявшеюся понимания методики, традиционного учительского мышления.
Итак, сначала слушаем музыку (предварительное ознакомление с изучаемым музыкальным материалом). Затем, как бы во вступительной беседе, определяем комплекс средств выразительности (непременно комплекс — ведь мы ратуем за целостность анализа) с попутным закреплением понятий «лад», «ритм», «темп», «динамика». Потом, после повторного слушания, формулируем «проблемный вопрос» (с акцентом на «чем его задать?»). Далее рассуждаем о духовной красоте человека (решаем задачи нравственного воспитания и, если еще подчеркнем, что это русская народная песня, — то и патриотического воспитания). Еще надо ввести в урок и пропевание мелодии с пластическим интонированием — освоение музыки в различных видах творческой деятельности (это значит прибавляется еще и работа по формированию у школьников вокально-хоровых навыков и ритмическому воспитанию).
Как во всем этом разобраться. Что раньше, что позже? Как определить, когда мы решаем обучающую задачу (что узнаем), когда воспитательную (что воспитываем), когда развивающую (что развиваем)? Самое главное: как увязать все это в рамках проблемы целостности урока музыки?
А нужна ли вообще такая регламентация учительского мышления? Ведь проблему целостности мы создаем сами, искусственно: заставляем учителя решать множество отдельных задач (кстати, какие из них первостепенные?), и для каждой отдельной педагогической ситуации (фрагмента урока) искать на «стеллаже» методических знаний, умений и навыков соответствующие способы, методы и приемы. Все гораздо проще. Нужно только, как в примере с песней «Степь да степь кругом», взять одну теоретическую проблему — единство содержания и формы в музыкальном произведении — и проследить, как содержание песни (отражение в народной психике представления о прекрасном и нравственном в человеке) закономерно рождает форму своего выражения. Тогда все отдельные знания, умения и навыки впишутся в этот целостный процесс как бы между прочим — естественно.
И второе, на чем надо остановиться, говоря об интегрирующей функции методики, — это проблема единства эмоционального и рационального в познании музыки (в традиционной методике она формулируется более упрощенно — единство художественного и технического). Она заслуживает особого разговора, и начнем его с вопроса, который может вызвать недоумение: имеет ли вообще данная проблема смысл?
Экспресс-задание. После всех методологических рассуждений, в целях «самоконтроля» попытайтесь дать на этот вопрос предварительный ответ:! «да» или «нет» — и обязательно аргументируйте почему?
Однако постановка вопроса в таком виде имеет серьезные обоснования в научной литературе. «...Необходимо оговорить, что само расчленение мыслительных и эмоциональных процессов допустимо лишь в теоретической абстракции, да и тут не должно быть метафизически жестким, — говорит М. С. Каган, опираясь при этом на точку зрения, сложившуюся в психологии. — Рубинштейн в этой связи отмечал, что "когда мы говорим об интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессах, речь, собственно, идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе компоненту"» [7, с. 156—157].
Ученые установили, что стратегия научно-творческого и художественно-творческого процессов как различных форм познания,
при всей их специфике, совпадает во многих компонентах, поскольку «цель всякого истинного искусства в своей основе близка к цели науки — путем анализа жизни понять ее, понять ее законы» |8, с. 38].
Если теперь обратиться к практике, т. е. к собственному опыту восприятия музыки, то и здесь легко убедиться, что ни эмоциональные реакции на звучащую музыку, ни попытки осознать смысл щучащего не осуществляются нами отдельно, «друг за другом», а только вместе (не случайно при характеристике музыкального мышления используется термин «эмоциональное мышление»), В силу того что содержанием музыки являются человеческие эмоции и что музыке присущи механизмы, по выражению В. В. Медушевского, «заражения» и «внушения» слушателям эмоций, это единство присутствует всегда, даже независимо от «правильной» или «неправильной» методики.
Следовательно, с точки зрения методологии, единство эмоционального и рационального оказывается атрибутом музыкального восприятия. И с этой стороны нет особых оснований выделять достижение на уроках музыки единства чувства и мысли в специальную для методики проблему. Однако практика заставляет это сделать.
Легко понять, что именно от «правильной» или «неправильной» методики зависит, на каком уровне протекает это единство — на интуитивном (спонтанном) или на «знаниевом». И здесь в музыкальной педагогике реальность такова: в течение многих лет считалось, что наука, оперирующая понятиями, не должна «занаучивать» художественное мышление, оперирующее образами. Поэтому теория познания не допускалась на уроки музыки. В силу эмпирического подхода к методике произошло разделение процессов эмоционального восприятия на «переживание» содержания музыки и «осмысление» услышанного и пережитого. Первое прочно закреплялось за отдельным разделом урока, именуемым «Слушание музыки», а осмысление услышанного проводилось и проводится до сих пор также отдельно и протекает как анализ «комплекса средств выразительности», в процессе которого, как считается, школьники приобретают «теоретические знания о музыке».
Ирония истории в том, что все это произошло в то время, когда Б. В. Асафьев предупреждал об опасностях, связанных с «представлением о формах как о схемах, безразличных к свойствам материала и как бы извне наполняемых содержанием», указывая, что это представление «довело до абсурда дуализм формы и содержания». В результате, в зависимости от абсолютизации учителем содержания или формы, в практике можно наблюдать либо урок «прекраснодушия», когда много и красиво говорится о возвышенном содержании музыки, влиянии ее на людей и пр., но формальная сторона музыки остается почти без внимания; либо наоборот — урок в стиле профессионального музыковедения с акцентом на структурный анализ выразительных средств, проводимый к тому же на низком, констатирующем, уровне. Легко понять, что в первом случае на передний план выходит эмоциональная деятельность учащихся, а их интеллект занят в малой степени. Во втором же случае эмоциональное восприятие музыки детьми часто вообще сводится на нет его предварительным «программированием» на формальный анализ, и на уроках главенствует аналитическая деятельность. Это застарелая «болезнь» музыкальной педагогики, ее еще в 20-е годы определяли так: «технологизм» вместо живого искусства.
Итак, интегрировать эмоциональную и интеллектуальную деятельность учащихся в единый процесс — это и функция методики, и одновременно ее важная практическая задача. Но это еще не глубинная сущность интегрирующей функции методики. Ведь, если подойти к проблеме единства строго научно, речь идет не о каком-либо особенном творчестве, а всего лишь о том, чтобы восстановить в естественном виде процесс, который, как уже говорилось, предопределен изначально самой природой человеческого познания мира — мысль через эмоциональную оценку и наоборот.
Подлинная сущность проблемы и интегрирующей функции методики в том, чтобы обеспечить единство эмоций, вызываемых музыкой, с собственно эмоциями познания. Это удивление, сомнение, эмоции эвристического поиска, удовлетворение от догадки и пр. — те эмоции, которые сопровождают человека на пути искания истины. Для этого существует только один всеобщий путь (всеобщий — потому, что адекватен исторически сложившемуся процессу художественного познания): организовать изучение музыкального искусства таким образом, чтобы оно осуществлялось как художественная деятельность по содержанию и как теоретическая — по уровню мышления. Это значит, преподавать искусство так, чтобы каждая конкретность в музыке (ее проблема, явление, факт, форма и пр.) представлялась сознанию школьников как художественная необходимость. Понятно, что такое возможно лишь в том случае, когда основой организации учебно-воспитательного процесса выступает теория познания.
На этом пути открывается широкий простор для творчества учителя. Какие использовать уже известные методы и приемы, модифицировать старые или придумать свои собственные для того, чтобы эмоциональное переживание музыки детьми было максимальным? Как добиться, чтобы это переживание слилось воедино с проживанием процесса выведения знания? Какие в аналитической деятельности детей предусмотреть «ходы», чтобы стимулировать развитие таких качеств интеллекта, как диалектичность, критичность, гибкость, логичность, образность, доказательность изложении своей точки зрения и пр.? (Многое из перечисленного будет раскрыто в виде «практических алгоритмов» в параграфе, посвященном содержательному анализу музыкальных произведений.) Как видим, в таком содержательном значении интегрирующая функция охватывает весь учебно-воспитательный процесс, фактически становится основным содержанием методики.
Четвертое. Функция методики быть контролером результативности учебно-воспитательного процесса напрямую вытекает из перечисления формируемых в процессе обучения качеств интеллекта. Но вытекает по отношению к традиционному пониманию контроля, прямо скажем, в противоположную сторону.
Дело в том, что традиционная направленность методики на формирование «застывших» знаний, умений и навыков неизбежно ограничивает эту ее функцию разработкой элементарных заданий, вопросников, анкет и пр., позволяющих проверить усвоение изучаемого материала. По большей части такие задания предусматривают (как и на других школьных предметах) однозначные ответы. Критерием оценки ответов выступает четкость и точность «попадания в истину». Изменение сущности самой методики (перенесение акцента с результата на процесс) коренным образом меняет и существо «контроля»: теперь сформированность конкретных знаний, умений и навыков (их качество и количество) выступает хотя и необходимым, но формальным критерием. Содержательным же критерием оценки результативности учебно-воспитательного процесса становится уровень эмоционального и интеллектуального развития школьников на уроках музыкального искусства.
Что за этим стоит? Прежде всего то, что на первый план выходит не развитие «специальных» музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих навыков и пр.), а развитие фундаментальных человеческих способностей — «искусства думать», «искусства чувствовать», «искусства слышать». При этом (в идеале) школьники в собственной художественно-творческой деятельности реализуют генетическую способность человека осваивать мир эстетически. Что касается «специальных» умений и навыков, то они развиваются внутри воспитания этой способности и вместе с ней, как формы ее проявления в богатстве человеческой чувственности.
Но, самое главное, коренным образом изменяется статус учителя музыки. Он из учителя-«научателя», учителя-«информатора» превращается в учителя-исследователя, т. е. его задачей становится наблюдение за динамикой развития детского мышления и чувственности. Для этого он ищет самые различные пути: разрабатывает специальные методики, творческие задания, формулирует проблемы, учебные задачи, расставляет в рассуждениях логические «ловушки» и пр. — все, что позволяет проявиться уровню музыкальной культуры школьников.
Учитель-исследователь, учитель-философ, учитель-просветитель. Это триединство ролей становится и требованием, которое предъявляет к учителю музыки философский уровень преподавания искусства, и обязательным условием реализации этого уровня преподавания музыки.
Теперь, после погружения в методологию, возвращения к функциям методики на новом уровне их осмысления, у нас есть все основания, чтобы дать научное определение методики. Каким оно может стать? Здесь каждый исследователь (а мы именно исследовали процесс преподавания музыки) обязательно сталкивается с диалектической сложностью такого порядка.
Прежде всего научное определение всегда формулируется в категориях философии (теории познания, эстетики), поэтому оно не может быть «перечислительным», т. е. сводиться к сумме элементов, составляющих исследуемое явление, или к сумме качеств, характеристик и т. д. Одним словом, оно должно быть абстрактно- всеобщим определением, в котором выражается основная сущность явления. Но, с другой стороны, это абстрактно-всеобщее может быть выведено только на основе данных анализа, другими: словами, как обобщение конкретных характеристик изучаемого объекта. Следовательно, научное определение — это оформление в понятиях сущностных данных анализа и синтеза, их гармонизация, приведение к «общему знаменателю».
С абстрактно-всеобщей стороной определения методики у нас не должно возникнуть трудностей, поскольку все рассуждения были] сознательно выстроены так, чтобы подойти к логическому выводу: методика относится к методологии как форма к содержанию, т. е. методика есть форма методологии.
Эти соображения заставляют пересмотреть «старословарное» определение методики — «совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отдел педагогики, излагающий правила, методы преподавания», и попытаться дать иное определение, уже не эмпирико-констатирующего уровня, а выражающее концентрированную характеристику ее сущности. Исходя из того, что методология — это, по сути, философское содержание пред-, мета «Музыка», выраженное в понятиях (пример — тематизм программы Д.Б.Кабалевского), а методика — реализация этого содержания, организованная как процесс выведения знания, можем заключить: подлинное отношение этих «двух» наук состоит в том, что методика есть процессуальная форма конкретизации философского содержания музыки.
Однако это определение, выражающее только самую общую характеристику сущности методики, страдает абстрактной одноторонностью: в нем только подразумеваются, но пока не отражены (хотя бы кратко) содержательные характеристики основных составляющих целостный процесс познания музыкального искусства. А это, как минимум, во-первых, характеристика философского содержания музыки — человеческий опыт нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественных образах специфическим для данного вида искусства языком. Во-вторых, самостоятельная деятельность учащихся, которая протекает как научно-исследовательская деятельность по выявлению того, как обыденное становится художественным. И в-третьих, деятельность учителя — его методическое творчество в организации деятельности школьников как деятельности исследовательской. Попробуем все суммировать:
Методика как форма конкретизации методологии есть творчество учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения нравственно-эстетического содержания музыкального искусства и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
Однако данное определение не есть непреложная истина. Кому как ни будущим учителям музыки постоянно расширять и углублять понимание методики как науки, а значит и совершенствовать любые ее определения. Именно с этой целью попробуйте дать свое собственное и сравнить с данным на содержательном уровне.
Теперь осталось определить цель методики. Так как речь идет лишь о конкретной области музыкальной педагогики, она, естественно, уже, чем цель музыкального образования. Наиболее логичным определением цели методики, вытекающим из ее методологической сущности, представляется следующее:
цель методики — формирование у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, овладение ими общими способами художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности.
Не слишком ли «высоко»? Ведь речь идет все же о школьниках, о будущих слушателях, а не о музыкантах-профессионалах?..
Не высоко. Потому что (как уже говорилось), во-первых, только теоретический уровень адекватен для понимания законов становления музыкального искусства, о чем прямо и определенно говорят ученые:
«...наиболее выпуклым проявлением замечательной способности музыки... может служить сонатная форма... сонатное аллегро с контрастным сопоставлением (противопоставлением) главной и побочной партий в экспозиции, с их напряженным драматическим развитием в разработке и тем или иным разрешением конфликта в репризе — концентрирует в себе суть диалектики, ее ядро, и наиболее ярко свидетельствует о наличии в музыке философского содержания» [6, с. 28—29].
И во-вторых, этого уровня мышления требует современная педагогическая психология, становящаяся разделом философии образования (без всякого преувеличения, теория развивающего обучения выступает именно в такой роли). А требует она его не потому, что так «решила наука», а потому, что мышление человека, в отличие от мышления животного, становится человеческим только тогда, когда оно диалектическое. Именно так сформулирована эта общечеловеческая «педагогическая задача» у классиков материалистической философии. Нам ее и решать!
Закончить размышления над сущностью методики музыкального образования хочется мыслью великого педагога-музыканта Г. Г. Нейгауза:
«...Я убежден, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одаренности — от музыкально дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка — орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального. Если методическая мысль сосредоточивается на малом отрезке действительности («середняке»), то она ущербна, неполноценна, недиалектична и поэтому неправомочна. Если уж быть методистом (а методист обязан исследовать действительность), то быть им до конца, охватывать весь горизонт, а не вертеться в заколдованном кругу своей узкой системочки!.. Всякая художественная методика должна быть в какой-то мере интересна и поучительна и для мастера, и для ученика, и для начинающего, и для «кончающего», иначе вряд ли она сможет себя оправдать» [9, с. 21].
Попробуйте о методике сказать лучше.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные функции методики и раскройте их содержательное значение.
Дайте характеристику взаимоотношения методологии музыкального образования и методики преподавания музыки.
Сравните понятия «эмпирическое мышление» и «теоретическое (постигающее) мышление», сформулируйте коренные отличия.
Определите статус учителя музыки в современной школе.
Дайте собственное определение методики общего музыкального образования, обоснуйте его.
Список литературы
1.. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.
2.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 1972.
3.Абдуллин Э.А. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М., 1990.
4.Преподаватель: Журнал Совета по педагогическому образованию. — М., 1999. -№ 4.
5.Ильенков Э.В. Философия и культура: Мыслители XX века. — М., 1991.
6.Ладыгина А.Б., Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. — М., 1986.
7.Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974.
8.Мейлах Б.С., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества: Проблемы комплексного подхода. — М., 1983.
9.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. — М., 1961.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников