§ 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
Наблюдение за педагогической деятельностью Д. Б. Кабалевского, исследование стенограмм его уроков выявили, с одной стороны, четкую линию развития чувства стиля учащихся, их интонационно-стилевого опыта, начиная с первых уроков первого класса; с другой стороны, неадекватность отражения данной установки п программе музыкальных занятий, методических рекомендациях. По мере дальнейшего совершенствования методики музыкального воспитания стало очевидным наличие противоречия между направленностью музыкально-педагогической концепции на решение основных задач музыкального воспитания: развитие интереса и любви учащихся к миру большого музыкального искусства, их вкуса, музыкального мышления (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова) и ее реализацией в широкой педагогической практике. И связано это противоречие прежде всего с недооценкой целенаправленного формирования и развития музыкально-слухового опыта школьников как опыта интонационно-стилевого.
В музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского слуховой опыт детей интерпретируется как единство интуитивного и сознательного восприятия музыки и в таком качестве становится естественной предпосылкой ее интонационного слышания. По мысли А. Шенберга, в бессознательном спрятан клад накопленного знания, а это говорит о важности интуиции как способа познания художественного образа.
Признаком цельности и органичности музыкального произведения (Б.В.Асафьев считал объединение «трех интонационных постоянств: показательного интонационного содержания эпохи и народа, породивших данное произведение; «личного почерка» — постоянства свойственных музыке именно данного композитора интонаций... и постоянства групп интонаций, возникающих из замысла, идеи, программы, сюжета, психического тонуса и т. п.» [1, с. 141. Выделено мною. — Е.К.).
Это те интонационные постоянства, которые определяют образную характеристику стиля как особенности мышления музыкально-образными представлениями. Они кристаллизуются в интонационном опыте как результате многократных музыкальных восприятий.
Опрос младших школьников свидетельствует, что определение принадлежности произведения тому или иному композитору, национальности или эпохе, т. е. слуховая атрибуция стиля, с успехом осуществляется на интуитивной основе. Учащиеся схватывают различия ярко контрастных произведений на уровне:
- стиля эпохи (старинная или современная музыка) — 85% детей;
- национальной культуры (русская и нерусская, с возможной конкретизацией: грузинская, японская и т.д.) — до 90% детей;
- соотношения народного и профессионального искусства — 70-85% детей.
Внутри этих общих различий дети достаточно свободно ориентируются в функционально-стилевой окраске музыки:
- духовная или светская (определяемая ими как церковная и концертная) — свыше 70%;
- серьезная или легкая — до 90%;
- танцевальная, маршевая или песенная — свыше 90%.
Приведенные данные позволяют говорить о функционировании интуитивного музыкально-слухового опыта, системообразующим фактором которого выступают интонационно-стилевые характеристики чтобы высоко художественные произведения стали достоянием школьников, они должны оказаться неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их «музыкального быта» как «конкретного проявления музыки».
Активность «музыкального быта» обусловливается творческим опытом эпохи, поколения, среды, личности. Этот опыт, который осваивается каждым в процессе повседневной деятельности, представляет собой жизненный совокупный опыт ребенка. Он является предметом педагогической деятельности. В процессе специального музыкально-эстетического, художественного образования осуществляется организованное освоение слухового общественного опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. Эти две формы находятся в постоянном взаимодействии, образуя целостное мировосприятие человека, формируя его ценностные ориентации. И упускать возможность целенаправленного становления музыкально-слухового опыта младших школьников на интонационной основе значит сознательно отказываться от воспитания их музыкальной культуры. Следовательно, необходимо найти методы, способы личностного осмысления интонационно-временной природы музыки, заложить соответствующие интонационные зерна, которые станут «памятными мгновениями музыки», мимо которых в дальнейшем ни подросток, ни юноша, ни взрослый не смогут пройти.
Обозначенный нами метод интонационно-стилевого постижения музыки может быть назван общехудожественным. Суть его — постоянное осмысление памяти и контроль за этим, что, по выражению Б. В. Асафьева, способствует становлению «пытливого слуха» — слуха, который понимается как художественно-познавательная деятельность (а не акустическая, физиологическая данность). Его развитие помогает находить опорные точки, по которым располагаются музыкально-слуховые впечатления ребенка. «Сознание закрепляет несколько ритмических, мелодических или гармонических стержней (чаще всего короткие напевы). Они становятся своими» [2, с. 313]. Применение метода интонационно- стилевого постижения музыки и направлено на решение этой задачи. Его действие начинается с реализации метода наведения — целенаправленного отбора учителем художественных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений различных эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Другая сторона метода наведения связана с отбором и применением совокупности способов и приемов, обеспечивающих целостность восприятия школьников. Развитие интонационно-слухового опыта учащихся лежит не в исторически систематическом ознакомлении с музыкальной литературой, — как писал еще в 20-е годы А. А. Шеншин, — «а в углубленном проникновении в каждое произведение, что и должно явиться единственным критерием при выборе материала» [3, с. 15].
Художественно полноценное произведение искусства «содержит для всех видящих и слышащих полный курс музыкальной науки» [4, с. 116]. С этой точки зрения, познание общих, музыкально-эстетических закономерностей, обобщенных в тематизме программы (например, «Музыкальная речь», «Песенность, танцевальность, маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки», «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия» и др.), вытекает из восприятия-постижения конкретных музыкальных сочинений. Каждое из них — оригинально, неповторимо. И чем ярче для детей будет высвечено индивидуально-стилевое своеобразие музыки, тем активнее у них будет воспитываться чувство музыки, чувство стиля, формироваться собственный стиль мышления. При этом, по мнению А. А. Шеншина, атмосфера занятий должна носить живой, творческий характер, всякая грань, разделяющая преподавателя и ученика, должна быть стерта, чтобы остались только люди, живущие общей музыкальной жизнью.
Интонационно-стилевое постижение музыки ориентировано на личностную интерпретацию музыкальной речи и предполагает целенаправленный отбор произведений различных индивидуальных, национальных или эпохальных стилей (предполагающих обязательное участие в исполнении)1. Вслушивание, вживание в музыкальную речь того или иного композитора формирует потребность в знаниях. При этом дети, основываясь исключительно на интонационно-образном восприятии музыки (своего рода непосредственном знании), осуществляют такой анализ, основополагающей характеристикой которого является целостность, эмоциональная выраженность. Стиль обращен к слуху в его широком и узком значении, к музыкальности как способности переживать музыку. Стилевая атрибуция имеет дело не с суммой частей, а с переживанием и воспроизведением целостных «процессов-состояний», что
______________
Асафьевское понимание сущности метода наведения не может быть раскрыто в рамках поэлементного подхода — установки на определение средств выразительности, на формирование вокально-хоровых и др. навыков, — при котором отбор репертуара осуществляется по видам деятельности.
обеспечивается единством эмоционального и логического, интуитивного и сознательного при ее восприятии'. Интонационно настроенный слух позволяет непосредственно воспринимать смысловые характеристики, сопряжение тем-образов, то есть постигать логику музыкальной композиции.
Обратимся к пьесе Э.Грига «Шествие гномов». Учащимся предлагается прослушать первую часть пьесы, дать название прозвучавшей музыке, предположить — целое это произведение или только его часть.
Возникают разные мнения детей: одни считают, что пьеса прозвучала целиком, большинство же ожидает продолжения. (Основанием для этого является окончание первой части на чередовании поднимающихся вверх I и V ступеней и остановке на замирающем, долго тянущемся, как бы повисающем звуке.) Интересным для учащихся окажется сравнение фортепианной пьесы с ее симфоническим звучанием (из Лирической сюиты, соч. 54). Более очевидной становится необходимость ее продолжения.
____________
1 Методическая трактовка принципа единства эмоционального и рационального (эмоционального и сознательного) нередко приводит к тому, что сфера эмоционального ограничивается определением настроения музыки, обозначением эмоций («музыка веселая, грустная...»), а под сферой рационального (сознательного) подразумевается, прежде всего, осознание средств музыкальной выразительности. Целостность восприятия при этом оказывается нарушенной.
Далее учитель может разучить с детьми несколько мелодий, родственных или контрастных первой части «Шествия гномов», среди которых будет и вторая часть пьесы. Это могут быть мелодия канта неизвестного автора XVIII в. «Радуйся, Росско земле», вторая часть «Шествия гномов», «Утро», «В пещере горного короля» Э.Грига, вторая часть «Попутной песни» М.Глинки, тема феи Сирени из балета «Спящая красавица». И зависимости от продвинутости класса и от задач, которые ставит учитель, возможны и многие другие варианты. Например, из произведений П. И.Чайковского («Мелодия», пьесы из «Детского альбома» — «Сладкая греза», «Старинная французская песенка»; тема любви из оперы Пиковая дама»); М. И. Глинки (тема канона «Какое чудное мгновенье» Из оперы «Руслан и Людмила» или тема хора «Родина моя» из интродукции оперы «Иван Сусанин») и мн. др. Может ли какая-либо из выученных мелодий стать продолжением таинственного, сказочного начала пьесы? Поиск ответа на этот вопрос, обоснованность его, с одной стороны, развитости у учащихся чувства стиля, чувства формы, с другой стороны, способствуют развитию этих чувств. Учащиеся как бы сочиняют различные вариты возможного произведения, ориентируясь на свое чувство музыки.
Для многих основанием объединения выученных мелодий в одно произведение становится сходство музыкальных образов первой части «Шествия томов» и темы «В пещере горного короля» (таинственное сказочное шествие, слышна равномерная поступь сопровождения, ясно ощутимо мелодическое родство зерна-интонации, особенно при пропевании учащимися и их тем — активный подъем мелодии и хроматическое ее ниспадание).
Но оправдано ли, интересно ли будет такое звучание произведения: сначала одни сказочные существа, потом другие, и пьеса кончается? Или опять первые появятся, вновь вторые и т.д. и так без конца? Тут же возникают другие мнения. Попутно учитель может заметить, что ребята молодцы, не случайно выбрали второй музыкальный фрагмент — почувствовали, что это музыка одного композитора («Григ завораживает наше воображение норвежскими народными сказками о подземном мире и его хитроумном населении»).
Дети высказывают новое предположение: музыка будет интереснее, если прозвучит совсем другая мелодия — светлая, напевная, красивая, Какая же именно? Учащиеся поют мелодии повторно, пытаясь о пред с лить, какие из них явно принадлежат другому композитору.
Так же естественно учащиеся обнаруживают сходство и различие образов музыки Чайковского, Глинки, Грига. Активное постижение каждого из примеров, которое осуществляется в процессе пения, позволяй ощутить общность лирического песенного начала, личностно близкого каждому ребенку и, вместе с тем, различие нюансов психического тонуса представленных мелодий: задушевность, мечтательность мелодии Чайковского; поэтичность, безыскусность мелодии Грига; открытость, таинственность канона и восторженность мелодии из «Попутной песни» Глинки, торжественность русского канта и т.д.
В категории «стиль» наиболее полно схватывается единство непосредственного и опосредованного отражения мира. Стиль — это «высшее художественное единство» (С. С. Скребков). Он связан с представлением о музыке как интонационно-образном мышлении, действительности и мысли о ней, выраженной в звуках и ставших интонацией (Б. В. Асафьев). Речь идет о проживании музыкального произведения (процессов-состояний), личностном ее присвоении и общении каждый раз с новым человеком, различным мировосприятием. «Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, вот что такое стиль в музыке» (Е. В. Назайкинский).
«Стиль есть фактор, объединяющий в акте творения цель и средства выразительности», «идею-концепцию и приемы мастерства», «как и посредством чего и отчего именно данный смысл так, а но иначе выражен», это «свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинение одного композитора от другого или произведение одного исторического периода... от другого», это «некоторое постоянство средств выражения и технической манеры» и одновременно — «постоянство «музыкально-интонационного почерка» эпохи, народа и личного композиторского», Именно это «обусловливает характерные повторяющиеся черты музыки как живого языка, на основании которого мы и восклицаем при восприятии: «Вот Глинка, вот Чайковский!..», — с такими определениями мы встречаемся в работах Б. В. Асафьева.
Важно направить внимание детей на своеобразие почерка каждого композитора. Ничто так не развивает тонкость слуха, как внимание к деталям. Ребята, вслушиваясь в детали изложения, осознают музыкальный текст как единство содержания и звукового ею оформления. Тем самым предметом целенаправленного восприятия становится отношение внешнего и внутреннего. В итоге преодолевается автономность как смысла, так и формы, что часто можно наблюдать при иллюстративно-описательных методиках. Принципиально становятся невозможными разговоры о музыке как таковые, вне опоры на ее звучание, а с другой стороны, смысл музыкально- 11) высказывания не сводится к анализу средств выразительности.
«Воспринимается музыка в целом, — писал Б. В. Асафьев. — Элементы не дифференцируются, если только в замысел композитора не входит сознательное выделение и подчеркивание значения одного из элементов (ритма, как это бывает у Бетховена, мелодии, гармонии или тембра, как комплекса)» [5, с. 189]. Для Глинки, к примеру, характерны небольшие интонационные ячейки с малой секстой и секундой («варианты секстовой интонации из «Не искушай»), Огромное значение для облика всей музыки Грига имеет, по выражению Б. В. Асафьева, «атом, мал мала меньше», он для портрета Грига есть «несомненность, без которой нет григовской существенной черты» [2, с. 315]. Речь идет о такой особенности григовской мелодии, как движение голоса с секунды на терцию вниз, которая, как подчеркивает Б. В. Асафьев, особенно характерно звучит при ходе вводного тона вниз в доминанту лада. Эта «григовская (в сущности, северно-народная) попевка-интонация, одна из любимых им... — всегда приятно волнует, как родной приветливый штрих в почерке дорогого человека» [6, с. 254].
Насколько интонационная жизнь художественного произведения уникальна, настолько своеобразен и путь его познания. Для восприятия и оценки художественного произведения чрезвычайно важно понимание стилей как «обычаев», «речений», на которых, подобно словесному языку, держится язык музыкальный. Это те самые «тон-ячейки», «излюбленные музыкальные речения», которые, оказываясь на слуху у большинства, включаются в интонационный («устный») словарь эпохи. Этот «устный музыкально- интонационный словарь» начинает жить как интонируемые каждым ребенком (вслух или про себя) разнообразные «фрагменты» музыки. «На слуху лежащие», «говорящие» ребенку музыкальные интонации становятся ориентиром при слушании новых музыкальных сочинений. «Слушатель через восприятие отдельного музыкального произведения слушает необходимую ему на данной стадии музыку... Слушает музыку, как мысль, как чувство... музыку, питающую его сознание» [5, с. 270—271].
На развитии музыкальной культуры школьников, становлении их музыкального опыта ярко сказывается процесс интонационного перелома, активно происходящий на современном этапе развития общества: широчайшее проникновение в «музыкальный быт» интонаций современной молодежной музыки (рок, бит, поп...), своего рода «американизация» массовой музыкальной культуры, и вместе с тем «переосмысление» массовой песни, возрастание интереса к старинной музыке, возрождение музыки духовной, культовой, народных традиций. Однако, по утверждению Б. В. Асафьева, бытовая музыка представляет, как правило, консервативный и инертный фактор и непосредственного моста от нее к высшим стадиям музыкального мышления, к пониманию музыкальной драматургии, симфонизма как философски обобщенного отражения жизни — нет. Следовательно, мир музыкальной классики для детей остается закрытым.
Изменить такое положение и призван метод интонационно-стилевого постижения музыки, который направлен, с одной стороны, на сопоставление интонационно-образного содержания музыкальных сочинений, сравнение своеобразия индивидуального воплощения «вечных тем искусства» в те или иные исторические эпохи, с другой — на освоение музыки как искусства временного, процессуального.
Существенные свойства музыкального развития максимально раскрываются в симфонизме, который находит проявление в самых различных жанрах и формах. Это и конфликтное драматическое действие, и лирическое или эпическое повествование, вникая в которые школьники учатся устанавливать связи и отношения между различными музыкальными образами, между произведениями различных жанров, форм, стилей. Дети постигают динамику контрастов, противоположностей в музыке Бетховена, Чайковского и др. Наблюдают за внутренним ростом, единством эмоционального развития, вариантностью, прорастанием новых интонационных образований в произведениях Шуберта, Грига, Глинки и др.
Например, сравнивая три фрагмента: «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева и «Контрданс» Л. Бетховена (названия произведений и имена композиторов не называются), — учащиеся ясно ощущают! принадлежность их разным композиторам, разным национальным культурам. Причем, третий фрагмент, как правило, они относят к народной, песенно-танцевальной музыке, по их словам, «какого-то другого народа», первые два определяют как вальсы, но очень отличающиеся друг от друга. Многим музыка Чайковского кажется знакомой.
Мелодии каждого из названных произведений эскизно разучиваются с детьми. Они их напевают, «дирижируют» музыкой вальсов, исполняют на воображаемых инструментах (на скрипке) «пульс» или ритмический рисунок мелодии. Все это позволяет ребятам пережить музыку как своей собственное состояние и вместе с тем перенестись в состояние другого человека, лучше понять его. Вспомним, что Э. Жак-Далькроз в создании гармонии и согласия между бессознательным и сознательным видел цель воспитания искусством, пластикой. В бессознательное, которое он называл «источником, дающим живительные силы», нужно внести порядок, а это может сделать только сознательное «Я». На это и направлено пластическое интонирование музыки.
Первый вальс, по мнению учащихся, как будто захватывает многих людей в едином чувстве, скорее всего, исполняется на балу, передает красоту, плавность движений танцующих. Мелодия дышит широко, выражая светлое, приподнятое настроение. Второй вальс, по мнению детей, «нежный» и вместе с тем «взволнованный». Человек — это, скорее всего, девушка — «как будто волнуется, у нее дыхание прерывается», «мелодия то звучит с остановками (с паузами — уточняет попутно учитель), то кружится». Последнее замечание позволяет привлечь внимание детей как к фактурным особенностям музыки, атрибутивным свойствам жанра вальса, так и непосредственно к особенностям мелодики композиторов: «опевание», характерное для Чайковского и необычные «перемещения» в развернутой мелодической линии Прокофьева. Однако заметим, что внимание это выражается не в усвоении каких-либо терминов, а главное — в повторном исполнении музыки, в активном действовании с ней, погружении в ее образную сферу. Впереди знакомство с Прокофьевым эпическим, дерзостным, волевым, однако чрезвычайно важно, чтобы дети почувствовали и Прокофьева-лирика (познакомились с той линией творчества, на которую сам композитор обращал большое внимание).
Теперь учитель может назвать имена композиторов, сообщить некоторые факты, связанные с «биографией» произведений. Например, рассказать, что третье сочинение — это «Контрданс» — танец, написанный немецким композитором Бетховеным более 200 лет назад (в 1795 г.) для ежегодного бала художников. Что ребята по музыке могут сказать о характере этого праздника, о людях той эпохи? Как мог исполняться этот танец? Отличаются ли и чем бал из сказки-балета «Спящая красавица» от бала, для которого сочинил музыку Бетховен? Ответы на вопросы у детей возникают в процессе непосредственного «проживания» музыки, собственного действования с ней (они сами — «участники» того и другого бала
Важно почувствовать не только характерные черты, жанрово-стилевые особенности этих танцев, но и особенности индивидуального их преломления в творчестве композиторов: романтическую устремленность, полетность вальса, обобщенное поэтизированное выражение представлений о красоте, красоте чувства, ценности жизни в музыке Чайковского, Прокофьева; народность, демократичность «Контрданса» Бетховена (от countydance: деревенский танец — старинный английский танец, известный с XVI в.). Для этого учащимся предлагается еще раз вслушаться в музыку, сравнить аккомпанементы танцев, подчеркивающие «шаг-скольжение, кружение» в вальсе и «шаг-поступь», «притоптывание» в контрдансе (возможно участие детей в исполнении музыки на инструменте в четыре руки с учителем); целесообразно эскизно разучить мелодию и басовый голос немецкого танца.
-
Такое внимание этому сочинению уделяется неслучайно. Учителю, конечно, известно, что к теме контрданса композитор обращается не раз: в 1801 г. она звучит в финальном номере балета «Творения Прометея», в 1802 — становится темой фортепианных вариаций (ор. 35) и приобретает свое обобщающее значение в финале «Героической» симфонии (1804 г.).
В дальнейшем, при знакомстве учащихся с Третьей («Героической») симфонией раскроется значение мотива басового голоса «Контрданса», ставшего не только самостоятельной темой финала, но и родственного главной теме первой части симфонии, второй теме траурного марша (вторая часть) и трио скерцо. Фактически эта тема явилась обобщенным выражением героической решимости, монументальности, торжественности и, вместе с тем, демократичности музыки — как бы введением, развернутым вступлением к основной мелодии «Контрданса», звучащей в финале. Интересно определение общего характера финала В. В. Стасовым: «народный праздник, где разнообразные группы сменяют одна другую: то простой народ, то военные идут, то женщины, то дети...».
Данный пример, в ряду многих других, исподволь, через обнаружение интонационных контрастов и связей приближает учащихся к восприятию симфонического развития. Б. В.Асафьев определял сущность симфонизма как «непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных» и разрабатывал основы теории симфонизма на примерах музыки Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Глинки. В этом плане естественно и закономерно обращение к музыке Бетховена. Симфонизм концентрированно выразился в его творчестве, став основой его художественного мышления. Здесь и симфонизация камерного жанра, и симфонизм как таковой, заключающийся в особенностях драматургии крупной музыкальной формы.
В завершение урока, на котором звучали два вальса и «Контрданс», перед учащимися может быть поставлена принципиально музыкальная проблема: выбрать из музыки, прозвучавшей на уроке, ту, которая может стать продолжением еще одного незнакомого им фрагмента: звучит стремительное вступление финала Третьей симфонии Л. Бетховена. Мнения учащихся бывают различны: иногда они затрудняются с ответом, нередко многие из них предлагают ответ верный — поют уверенно и убежденно басовый голос контрданса как естественное продолжение заключительных фанфарных аккордов вступления.
Если теперь учащимся предложить сравнить, что же следует за этим вступлением в симфонии, то насколько велики их удивление и одновременно радость, когда они слышат напетую ими мелодию, однако звучащую совсем в ином характере: неожиданно затаенно, тихо и отрывисто. С чем это может быть связано?
Момент неожиданности мобилизует слуховую активность детей. Учащиеся переживают своего рода катарсис, который становится движущей силой в постижении единства эмоционального и логического, в развитии интонационно-слухового опыта школьников. «Оформление вещей невидимых и невиданных» Б. В. Асафьев называл истинным творчеством. В этом плане вполне возможно и целесообразно обращение к музыке, содержание которой глубже и богаче жизненного опыта ребенка.
В традициях отечественного музыкального воспитания за основу анализа брать живую практику исполнительства, а не теоретически отвлеченные рассуждения. Из суммы знаний не сложится понимание художественного произведения. «Если музыка не услышана, не надо браться за анализ, — писал Б. В. Асафьев. — Услышать — это уже понять. А слушать, не слыша и потом «анализировать» по поводу музыки, — этого никому не запретишь, но тогда интонационный анализ не при чем» [5, с. 170].
Приведем вариант преломления метода интонационно-стилевого анализа, показывающий возможную последовательность совместных действий учителя и учащихся при знакомстве с тем или иным музыкальным произведением:
- постановка вопроса-задания учителем (по словам Ш.Амонашвили, вопрос — «клеточка педагогического мастерства»);
- прослушивание одного или нескольких сочинений в их сопоставлении (возможно 2—3-х фрагментов, музыкальных тем, их зерна-интонации) и (или) интонирование музыки, способствующее проживанию-переживанию собственного состояния. При этом способ интонирования (вокализация, пластическое интонирование и др.) определяется особенностями самого музыкального сочинения, выявлением его истоков, «интонационного состава» («ме- лосное», моторное, музыкально-речевое, разговорное или декламационное и др.);
- вербализация своего ощущения-чувства музыки и повторное «исполнение» - интерпретация;
- интуитивно-образное определение стиля в самом общем плане (старинная или современная музыка, национальная принадлежность, народная или принадлежащая перу композитора) с тем, чтобы точнее, рельефнее воплотить в своем исполнении музыкальный образ произведения;
- повторное звучание (исполнение, слушание) музыки;
- сравнение музыкальных образов в целом, что их роднит, сближает, что отличает;
- выявление музыкально-языковых особенностей, позволяющих почувствовать своеобразие художественного образа, жанра произведения и в то же время стилевую индивидуальность музыкальной речи композитора;
- повторное слушание или исполнение, в зависимости от жанра произведения и последующих задач, которые будут поставлены перед учащимися.
В результате такой последовательности анализа появляется возможность постигать художественное произведение в постоянной связи и взаимопереходах целого и его части, в единстве восприятия и соинтонирования. Д. Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал педагогическую значимость мысли о соравноценности процессов сочинения-исполнения-слушания, в основе которых лежит восприятие-мышление: «подлинно талантливый музыкант, исполняющий бетховенскую музыку, как бы перевоплощается в этот момент в Бетховена. Если он не сживается с этой музыкой так, словно сам создавал ее, ему трудно будет увлечь ею своих слушателей. Но и каждый хороший слушатель... тоже сможет ощутить в себе частичку Бетховена, если будет вместе с исполнителем жить одной жизнью с этой великой музыкой» [7, с. 9].
Применение интонационно-стилевого метода становится импульсом для развития с первых лет обучения в школе интереса к миру музыкальной классики, для самообразования, самовоспитания учащихся, так как в основе его — позитивный момент — наличие конкретного, достоверного опыта — принадлежности целостного субъекта, а не негативный — отсутствие слуха. При отношении к ребенку как музыкально не развитому вряд ли можно предположить, что в каждом есть (или пробудится) частица Бетховена.
Принципиальная установка на единство, теснейшую взаимосвязь деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на такое общение с детьми, которое строится на уважении к ним, доверии к их силам, возможностям, способностям, уже имеющимся знаниям, в опоре на их жизненно-музыкальный, интонационный, в широком смысле слова, опыт. За этим стоит убежденность учителя в том, что каждый ребенок обладает внутренним слухом, способен слышать музыку мысленно. А это чрезвычайно Важно как в специфически музыкальном, образовательном, так и в широко воспитательном, общечеловеческом отношении.
Накопление живого слухового опыта рассматривается как первый этап процесса познания музыки. Он предполагает воспитание «•способности «с лета», после однократного прослушивания схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений». Параллельно с накоплением слухового опыта школьников осуществляется «оттачивание» их музыкальной культуры, высокого музыкального вкуса, которое заключается, по мнению Д. Б. Кабалевского, в умении «глубоко вникать в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, по многу раз слушая и анализируя их» [8, с. 42]. В результате накопленный слуховой опыт дает вполне достаточную основу для того, чтобы подвести учащихся к ощущению стиля того или иного композитора, выработать в них способность определять автора по ноной музыке, которую они еще не слышали.
Главное заключается в том, чтобы у учащихся развивался «пытливый», инициативный слух, особое интонационное чувство музыки, выражающиеся в стремлении ставить вопросы, в желании многократно обращаться к полюбившимся произведениям, самостоятельно искать способы решения той или иной художественной за дачи. Организованные определенным образом музыкальные впечатления позволяют «схватить» «интонационные слова» композитора, «тон-ячейки» (Б. В.Асафьев). Они, запечатлеваясь в памяти детей, становятся опорными точками при восприятии музыки, ведут к внутренней активности слуха, при которой ученик слушает музыку как мысль. Это и означает учиться музыке у самой музыки, постигать ее законы, постигая конкретные музыкальные произведения.
Последовательное преломление метода интонационно-стилевою постижения музыки начинается на уровне учителя с отбора музыкального материала. Как у различных художников одно и то же явление рождает разные образы, так и у каждого педагога-музы канта, методиста и др. есть свой собственный образ музыкального искусства. И как художественный образ есть субъективная картина объективного мира, так и план-программа каждого музыкальною занятия не может не быть субъективной. Свой образ музыкальною искусства каждый педагог и пытается донести до своих учеником. Интонационно-стилевой подход является отражением индивидуальности педагога-музыканта, его творческого отношения к занятиям с детьми и позволяет подойти к искусству, по мнению Д. С. Лихачева, как «беседе с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени... Люди, общаясь, создают друг друга». «Подлинное постижение культуры прошлого, — пишет он, — возможно лишь при «диалогической встрече двух культур»,' Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» [9, с. 335]. В результате становится возможным в определенной мере «войти в мир композитора», духовно общаясь с Художником-Мастером, осознать художественные достоинства, эстетическую ценность произведения.
Вопросы и задания
1.Назовите этапы интонационно-стилевого анализа музыки.
2.Как Вы понимаете выражение «войти в мир композитора»? Найдите приемы раскрытия детьми духовного облика композитора.
3.Составьте план урока и его методическую разработку на основе интонационного подхода.
4.Определите предпосылки и условия процесса творческого общении учителя и учащихся на уроке.
Литература
1.Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. — М., 1978.
2.Асафьев Б.В. Слух Глинки // Избранные труды. — М., 1952. — Т. 1.
3.Шеншин А.А. Принципы и методы музыкального образования // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. — М., 1921.
4.Серов А. Статьи о музыке. — М.; Л., 1990.
5.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Кн. 2: Интонация // Избранные труды. — М., 1957. — Т. V.
6.Асафьев. Б.В. Фортепианная лирика Грига (Характерное) // Избранные труды. — М., 1955. — Т. IV.
7.Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. — М., 1976.
8.Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. — М., 1986.
9.Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. — Л., 1989.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников