Пояснительная записка
Фундамент успешной теоретической, методической и практической подготовки в системе профессионально-педагогического образования закладывают педагогические дисциплины. Одной из них является история образования и педагогической мысли.
Предмет истории образования и педагогической мысли как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
История педагогики давно (с XIX в.) включена в содержание педагогического образования, благодаря ряду деятелей педагогики, воспринявших известное положение немецкого философа Гегеля, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее.
Эта дисциплина тесно связана с дисциплинами: «Теория обучения», «Теория воспитания», «История психологии», «Философия», «Педагогические технологии» и др.
Цель курса – расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение знанием педагогических идей прошлого, составляющих общетеоретическую основу педагогики.
Основные задачи курса:
– изучение педагогических идей в различные периоды истории;
– изучение отечественных и зарубежных воззрений в современном мире;
– изучение процесса интеграции национальных систем образования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
генезис и основные этапы развития педагогики как составной части общечеловеческой и национальной культуры;
содержательно-технологические характеристики и философско-мировоззренческие основы важнейших отечественных и зарубежных образовательных систем, учений и концепций, определивших главные стратегические линии исторического развития педагогики;
роль и место образования в современном мире, его проблемы, движущие силы и тенденции развития;
подходы к образованию и вопросы образовательной экологии;
ценностно-целевые основания мировой и отечественной педагогики;
основы педагогической антропологии и персонологии, образовательной парадигматики и методологии.
понимать:
сущность, закономерностей и логику развития образования как исторического и современного феномена;
глубокую органическую взаимосвязь прошлого, настоящего его в историко-педагогическом процессе, различных образовательных культур и ценностей;
прогностическую функцию истории образования и педагогической мысли и эвристическую роль философии образования,
уметь:
видеть причинно-следственные связи между историко-педагогическими, а также образовательными явлениями, тенденции и направления их развития;
выявлять их генетические корни, социокультурные и мировоззренческие основы;
раскрывать связь цепей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;
мыслить и оперировать категориями педагогической науки и философии при анализе историко-педагогических, философско-педагогических и собственно педагогических явлений, соединять педагогические и философские подходы при этом;
Ориентироваться в разнообразии историко-педагогических и образовательных ценностей, выявлять среди них наиболее значимые и перспективные при одновременном учете принципов историзма; использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.
- Содержание
- Раздел 1
- Раздел 2
- 4. Инструкции к самостоятельным работам
- Раздел 3
- Пояснительная записка
- 2. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Тематическое планирование
- Лекция 1. История педагогики и образования как область научного знания. Методологические подходы к курсу. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса
- Лекция 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
- Тема: Развитие педагогической мысли в Древнем мире (Воспитание и школа в античном мире)
- Лекция 5. Развитие педагогических идей в истории зарубежной педагогики хуii – XIX вв.
- Семинар: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале XX века Лекция 7. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами
- Лекция 6. Школа и педагогика России второй половины XIX и начале хх века
- Лекция 7. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны
- 3. Указания по выполнению самостоятельных работ
- 4. Инструкции к самостоятельным работам Самостоятельная работа № 1
- 1. Биография и деятельность
- Самостоятельная работа № 6 Педагогика России в конце хiх начала хх века.
- 1. Составьте конспект работы д. Дьюи «Школа и общество».
- 2. Составьте конспект работы а. Лая «Школа действия».
- Самостоятельная работа №9 Советская школа и педагогика XX-XXI вв.
- Самостоятельная работа № 10 Образование и педагогика России конца хх в. И нач. XXI в.
- Раздел 3 Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
- Оглавление
- Конца XIX начала XX в.
- Тема: 2. Современный взгляд на «Великую дидактику» я.А. Коменского
- Тема: 3. Типы образования в современной школе
- Семейного воспитания на личность ребенка
- Темы рефератов, курсовых работ
- 12. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная