2. Составьте конспект работы а. Лая «Школа действия».
Выделите ключевые понятия из прочитанного материала.
Отразите в конспектах ответы на следующие вопросы:
а) Каковы причины зарождения экспериментальной педагогики, раскройте ее исходные положения?
Б) Каковы особенности организации экспериментальной школы, содержания обучения и методов работы в ней?
В) Оцените экспериментальную школу.
Назовите еще двух представителей экспериментальной педагогики. Перечислите их основные педагогические взгляды.
Составьте конспект работы Г. Кершенштейнера «Трудовая школа».
Чем можно объяснить повышенное внимание Г. Кершенштейнера к проблеме гражданского воспитания?
Каковы причины зарождения реформаторской педагогики, раскройте ее основные положения.
Проанализируйте основные педагогические идеи представителей реформаторской педагогики: Эмиль Шартье, Овид Декроли, Януш Корчак, Мария Монтессори.
После проделанной работы заполните таблицу 6.
Эпоха | Педагог | Чем знаменит? Что сделал? | Значимые педагогические труды | Ведущие педагогические идеи | Мои комментарии |
Проанализируйте основные педагогические идеи представителей социальной педагогики: Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер.
После проделанной работы заполните таблицу:
Эпоха | Педагог | Чем знаменит? Что сделал? | Значимые педагогические труды | Ведущие педагогические идеи | Мои комментарии |
Рекомендуемая литература:
Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг.- М.: Работник просвещения, 1925.
Кершенштейнер Г. избранные. Сочинения. / Пер с нем. – М.: Тихомиров. – 1915.
Кильпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.
Лай А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. / Пер с нем. Е. Пашуканиса. – Пг., 1920.
Лай А. Экспериментальная педагогика. – М.: Л., 1927.
Монтессори. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка /Пер с итал. – 4-е изд. М.: Задруга, 1920.
Наторп П. Философия как основа педагогики. /Пер с нем. Спб.: Клочков, 1910.
Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 16-20 вв. – М.: педагогика, 1976.
Информационный материал с методическими указаниями
Под словом реформа (от латинского reforme – преобразование) в наши дни обычно понимает радикальные изменения в той или иной области жизни, носящие прогрессивный характер. А потому понятие «реформаторская. педагогика» можно рассматривать как историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации.
Говорить о реформе как прогрессивном преобразования вообще нельзя. Это можно делать лишь по отношению к чему-то, либо в сравнении с чем-то. Поэтому неслучайно, что термин «реформаторская педагогика» всегда соседствует с такими терминами, как «официальная педагогика» или «нормативная педагогика». В ситуациях, когда официальная педагогика отстает от темпов социокультурных изменений и развития науки и, соответственно, перестает отвечать требованиям современности, создается благоприятная почва для произрастания различных реформаторских педагогических идей и опыта воспитания и обучения. Здесь следует обратить внимание на то, что все новое постепенно становится привычным, традиционным, а порой и устаревшим. Примеры этого можно найти во всех областях жизни и отраслях знания. То же самое происходит и с реформаторскими педагогическими идеями, концепциями и моделями (Привести примеры из истории педагогики).
При изучении понятия «реформаторская педагогика можно провести групповую работу со студентами с использованием словарей, научной литературы и пик-бодов, в ходе которой попытаться выявить смысловую суть других важных и связанных с данной проблемой понятий (свобода, свободное воспитание, традиция, новация и т.п.).
Как показывает анализ историко-педагогического процесса, усиление педагогических исканий и реформы в образовании неразрывно связаны с происходящими историческими событиями, социо-культурными изменениями и прогрессом науки, особенно в области человекознания.
В периоды исторических изломов, когда происходит переход от войны, революции и другие социальные катаклизмы„приносящие людям много несчастий и бед, человечество всегда обращает внимание на образование, видя в нем средств для улучшения ситуации в обществе путем воспитания нового человека.
При подготовке к семинарскому занятию студентам следует порекомендовать обратиться не только к историко-педагогической, но и к исторической литературе, чтобы получить наиболее полную картину об исторических (новое перекраивание карты Европы, начало распада колониальной системы, войны, революции), социальных (завершение промышленного переворота, переход экономических развитых стран к индустриальному этапу своего развития, технократизации среды обитания и разрушение многочасового патриархально – крестъянского уклада жизни у бопшинства населения западной Европы, востребованность в новых профессиях и знаниях) и научных (появления взглядов и знаний о человеке благодаря бурному развитию философии, психологии, биологии, антропологии, медицины) предпосылках появления реформаторской педагогики в Западной Европе в конце XIX – начале ХХ вв.
Для выявления педагогических предпосылок реформаторской педагогики рассматриваемого периода следует обратиться к анализу ранее изученного материала. Такой экскурс должен показать, что данные предпосылки имеют общую основу и отражают объективно сложившиеся в историческом плане гуманистическую и индивидуалистическую традиции в развитии педагогической теории и практики в которых человек рассматривается как высшая ценность, признается свобода его личности, ее право на всестороннее развитие сущностных сил и удовлетворение своих запросов и потребностей. Историко-культурные корни этих традиций находятся в античном мире (софисты, Сократ, Эпикур, Цицерон, Квинтилиан) и получают сильное развитие в эпоху Возрождения (Вивес, Веджерио, Мор, Монтань, Рабле, де Фельтре) и Нового времени (Локк, Руссо, филантрописты). В ходе занятия необходимо показать их содержательное наполнение в теории и практике образования и различные проявления в изучаемых реформаторских концепциях и моделях.
Реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ вв. была весьма полифонична и представлена различными направлениями. На семинарском занятии нужно постараться выявить их общие и отличительные черты.
В качестве интегрирующей основы для различных направлений внутри реформаторской педагогики выступают общие историко – педагогические истоки и вытекающие из них идеи педоцентризма и свободы, находящие свое выражение в отношении к ребенку (вера в ребенка, в доброе в нем, признание его уникальности и права на индивидуальное развитие), в цели воспитания (создание условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его природой), в организации учебно – воспитательного процесса (строится в соответствии с развитием детской природы и учитывает индивидуальный жизненный ритм каждого воспитанника) в организации внутришкольной жизни (основывается на принципах «справедливого сообщества», предполагающего равноправное участие детей, родителей и учителей в демократическом процессе управления), в позиции учителя (выступает в роли друга, старшего товарища, наблюдателя, консультанта и советчика), во взаимоотношениях с муниципальными и государственными органами управления образованием (не допускают государственно – бюрократического регламентирования своей жизнедеятельности).
Отличительные особенности во взглядах и деятельности различных педагогов-реформаторов во многом обусловлены спецификой доминирующих научно – философских идей, оказавших наиболее сильное влияние на формирование их мировоззрение и нашедших отражение в созданных ими педагогических концепциях.
Педагоги-анархисты (П. Робен, С. Фор, Д. Гильо, Г. Лейн, Ф. Раух и др,), основываясь на идеях либерализма и анархизма, особый акцент в своих работах делают на социально – трудовой аспект воспитания, самостоятельность воспитанников, полное самоуправление и исключение любого диктата со стороны взрослых.
Педагоги – индивидуалисты – эстеты (Г. Гансберг, Г.Гаудиг, Л. Гурлитт, Э. Линде, Г. Шаррельман и др.), опираясь на идеи философии жизни В. Дильтея и экзистенциализма, смотрят на педагогику как на свободное художественное творчество, ищут и культивируют в ребенке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.
Педагоги – психоаналитики (А. Нейлл), используя идеи З. Фрейда и его последователей при реализации принципа свободы, обеспечивают условия для самореализации воспитанником своего психического и самотического развития и одновременно создают опыт корригирующий заботы о нем, оберегая его внутренний мир, освобождая от страхов и помогая в познании самого себя.
Педагоги – естествоиспытатели (О. Декроли, М. Монтессори и их последователи) применяют достижения экспериментальной психологии и антропологии для всестороннего изучения ребенка и адаптируют методы лечебной педагогики к воспитанию здоровых детей.
Педагоги – прагматисты (европейские последователи Д. Дьюи, включая Г. Кершенштейнера), основываясь на идеях либерализма и философии прагматизма 9который в варианте Дьюи получил название «инструментализма»), рассматривают образование как непрерывный процесс реконструкции опыта через обучение «путем деления» с опорой на личный социальный опыт и интерес ученика.
Педагоги – антропософы (Р. Штайнер и его последователи), опираясь исключительно на антропософское учение, реализуют, разработанную на его основе Штайнером педагогическую концепцию, направленную на создание полноценных кармосообразных предпосылок для развития человеческой индивидуальности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Раздел 1
- Раздел 2
- 4. Инструкции к самостоятельным работам
- Раздел 3
- Пояснительная записка
- 2. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Тематическое планирование
- Лекция 1. История педагогики и образования как область научного знания. Методологические подходы к курсу. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса
- Лекция 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
- Тема: Развитие педагогической мысли в Древнем мире (Воспитание и школа в античном мире)
- Лекция 5. Развитие педагогических идей в истории зарубежной педагогики хуii – XIX вв.
- Семинар: Зарубежная школа и образование в конце XIX начале XX века Лекция 7. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами
- Лекция 6. Школа и педагогика России второй половины XIX и начале хх века
- Лекция 7. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны
- 3. Указания по выполнению самостоятельных работ
- 4. Инструкции к самостоятельным работам Самостоятельная работа № 1
- 1. Биография и деятельность
- Самостоятельная работа № 6 Педагогика России в конце хiх начала хх века.
- 1. Составьте конспект работы д. Дьюи «Школа и общество».
- 2. Составьте конспект работы а. Лая «Школа действия».
- Самостоятельная работа №9 Советская школа и педагогика XX-XXI вв.
- Самостоятельная работа № 10 Образование и педагогика России конца хх в. И нач. XXI в.
- Раздел 3 Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
- Оглавление
- Конца XIX начала XX в.
- Тема: 2. Современный взгляд на «Великую дидактику» я.А. Коменского
- Тема: 3. Типы образования в современной школе
- Семейного воспитания на личность ребенка
- Темы рефератов, курсовых работ
- 12. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная