Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
Как отмечалось в предыдущих параграфах, большую трудность в изобразительной деятельность дети испытывают при рисовании на определенные темы. Учащимся сложно изобразить то, что от них просят – намного охотнее изображают объекты, которые они привыкли рисовать. Однако этот вид изобразительной деятельности не случайно привлек наше внимание: крайне велик его коррекционный эффект в процессе обучения рисованию для развития всех сторон психики младшего школьника.
В начале рассмотрим теоретические вопросы, связанные с тематическим рисованием.
Грошенков И.А. утверждает, что рисование на темы базируется на представлениях, т. е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процесс памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений.
Это наиболее творческий вид рисования, так как от детей требуются значительные усилия, чтобы они смогли выбрать сюжет и решить задачи по композиции рисунка [Грошенков И.А., 1974; Шорохов Е.В., 1975]. Именно поэтому данный вид изобразительной деятельности наиболее тяжело дается умственно отсталому учащемуся.
В тематическое рисование как в один из видов изобразительной деятельности входит изображение по памяти или на основе организационных наблюдений явлений окружающей жизни, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты [Шорохов Е.В., 1975].
Шорохов Е.В. выделил 2 группы общих задач, которые должны решаться на уроках по тематическому рисованию: «задачи в области обучения» и «задачи в области воспитания». В нашем исследовании большую значимость имеет вторая группа задач. В нее входят:
Развитие зрительной памяти;
Развитие пространственных представлений;
Развитие образного мышления;
Воспитание художественного вкуса;
Воспитание интереса и любви к изобразительному искусству;
Развитие творческих представлений;
Развитие навыков «творческой переработки впечатлений, переживаний» [Шорохов Е.В., 1975].
Качество тематических рисунков в основном зависит от прошлого опыта учащихся, поэтому этот вид изобразительной деятельности Грошенков И.А. предлагает разделить в зависимости от сложности выполнения на 3 этапа:
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, ранее не наблюдавшихся и не изображавшихся.
В младших классах следует предлагать такую тематику, которая требует от детей припоминания ранее рассматривавшихся и изображавшихся предметов. Одно из заданий - по представлению нарисовать 2 – 3 хорошо знакомых предмета, учитывая характеристику учителя о цвете, форме и величине [Грошенков И.А., 1974].
В старших классах задания постепенно усложняются: учащиеся должны нарисовать такие предметы, которые ранее только рассматривались, но не изображались. В отдельных случаях возможно перейти к третьему этапу и дать учащимся старших классов такую тему, для раскрытия которой потребуется изобразить предметы, которые школьники ранее не видели и не изображали [Грошенков И.А., 1974].
На каком бы этапе не находилась техника рисования школьников, необходимо проводить соответствующую подготовку, с помощью которой учебно-воспитательные и коррекционные задачи будут решаться эффективнее. Грошенков И.А. перечислил основной перечень направлений по подготовке к тематическому рисованию. Ниже рассмотрим каждое направление и работу, которая по ним проводится.
Определение, разъяснение и уточнение тематики рисунков. При обучении рисованию по теме первостепенное значение имеет содержание тематического рисования. Перед учителем стоит задача, подобрать такое содержание, отражение которого потребовало бы от учащихся определенных усилий. Не менее важно, чтобы предлагаемое задание вызывало желание выполнять рисунок как можно лучше. Для этого перед выполнением задания очень важно не просто сообщить тему, а разъяснить ее сущность, предварительно всесторонне обсудить сюжет. Иначе задание будет носить формальный характер. Учитель подробно сообщает о времени, отведенном на выполнение задания, о материале, в котором будет выполняться работа. Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции [Кузин В.С., 1977].
Перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок. Учащиеся по очереди называют объекты, которые могут найти свое отражение в рисунке.
Дополнительное рассматривание и изучение объектов в натуре и их изображений. После установления основных объектов в рисунке, рассматривают эти объекты в натуре или их изображение для уточнения представлений о внешнем виде. Материалы, специально подобранные по данной теме (фотографии, репродукции, открытки) анализируются учащимися во время беседы [Кузин В.С., 1977].
Изучение различных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета.
Организация комбинированной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисунка в пространстве;
Объяснение порядка выполнения рисунка и показ примеров работы. При этом учитель дает указания, как лучше нарисовать задуманное, где целесообразнее расположить предметы. В некоторых случаях необходимо показать способ рисования того или иного предмета или их расположения. На классной доске учителем демонстрируется 2 – 3 варианта композиционного решения темы. Одновременно могут демонстрироваться лучшие рисунки учеников из методического фонда школы, репродукции картин известных художников [Кузин В.С., 1977].
Использование игровых моментов и игровой ситуации, что является наилучшим способом привлечь внимание школьников к выполнению данного задания [Грошенков И.А., 1974].
При оценке работ учитель должен обращать внимание на следующие моменты:
насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами;
проявил ли творчество школьник в своей работе или действовал шаблонно;
насколько точно передал графический образ тех или иных предметов;
насколько правильно расположил ученик части рисунка на плоскости бумаги;
точно ли соблюдены пространственные характеристики изображенных предметов;
соответствует ли цвет рисунка цвету реальных предметов [Грошенков И.А., 1974].
Соответственно, велик коррекционный эффект рисования на тему. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует. Представления в первую очередь участвуют в процессе совершенствования мыслительных операций детьми с интеллектуальной недостаточностью. Формирование представлений и восприятий обеспечивается наглядно-действенной формой мышления, на основе которой развиваются другие, более сложные формы. Таким образом, занятия тематическим рисованием имеет огромное значение в развитии умственно отсталых школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности [Грошенков И.А., 1974].
Расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные преставления, характерные особенности строения и формы предметов, тематическое рисование способствует скорейшему изживанию схематичности в рисунках школьников [Ананьев Б. Г., 1958].
Кроме того, тематическое рисование решает задачи расстановки предметов в рисунке и передачу их сравнительных размеров. Раскрывает понятия о глубине, о пространственном изображении при расположении предметов на плоскости, дает понятие о двух плоскостях: горизонтальная и вертикальная плоскости. Учет этих понятий сразу дает почву для развития пространственных представлений, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем, понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7 – 8 лет. Таким образом, происходит овладение знаний, умений и навыков, передача в рисунке закономерностей конструктивного строения, пространственного расположения объектов действительности [Ананьев Б.Г., 1958].
Изображая в тематическом рисунке явления, события окружающей жизни, школьник получает возможность активно изучать и познавать характерное, закономерное в этих явлениях, событиях, его знания и представления обогащаются. Следовательно, рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане его общего развития.
Уроки рисования на заданную тему выполняют свою коррекционную функцию, в том случае, если:
Тематическому рисованию предшествует формирование графических образов предметов;
Уроки тематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементы изучения (обследования) объекта и его изображение по представлению («оставленное воспроизведение»);
В связи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умением ориентироваться на «листе бумаги» и ориентировать изображения относительно друг друга;
Учащиеся побуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляцию изобразительной деятельности;
Наряду с рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе их непосредственного восприятия [Дунаева З.М., 1980].
Головина Т.Н. выделила следующие условия, которые нужно учитывать в общей коррекционно-педагогической работе с детьми:
формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
развитие речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности [Головина Т.Н., 1974].
Говоря о тематическом рисовании в школе, целесообразно раскрыть его содержания в каждом классе.
Грошенков И.А. в программе изобразительной деятельности специальных образовательных учреждений VIIIвида отмечает, что содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
В 1 классе необходимо учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом [Воронкова В.В., 2010]. Это осуществляется посредством рисунков на следующие темы: «Снеговик», «Дымковские узоры», «Я ракету нарисую».
Во 2 классе программа призывает учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около) [Воронкова В.В., 2010]. Это может быть рисование на тему «Деревья осенью», «Снеговики», «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими [Воронкова В.В., 2010].
В 3 классе основная задача педагога - учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка [Воронкова В.В., 2010]. Темы могут быть использованы следующие: «Парк осенью», «Нарядная ёлка», «Ёлка зимой в лесу», «Праздник Победы».
В 4 классе тематическое рисование развивает у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учит правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом [Воронкова В.В., 2010] Темы, которые предлагает Воронкова В.В.: «Моя любимая игрушка», «Пришла весна», «Космические корабли в полёте».
Кузьмин В.С. в своей работе предлагает не ограничиваться временными представлениями и проводить иллюстрирование народных сказок «Гуси – лебеди» и «Три медведя», «Дед Мазай и зайцы», «Колобок» [Кузьмин В.С., 1977].
Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что тематическое рисование занимает немаловажное место в развитии умственно отсталого школьника младшего возраста и его психической сферы.
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса