logo
ВКР

Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта

Как отмечалось в предыдущих параграфах, большую трудность в изобразительной деятельность дети испытывают при рисовании на определенные темы. Учащимся сложно изобразить то, что от них просят – намного охотнее изображают объекты, которые они привыкли рисовать. Однако этот вид изобразительной деятельности не случайно привлек наше внимание: крайне велик его коррекционный эффект в процессе обучения рисованию для развития всех сторон психики младшего школьника.

В начале рассмотрим теоретические вопросы, связанные с тематическим рисованием.

Грошенков И.А. утверждает, что рисование на темы базируется на представлениях, т. е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процесс памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений.

Это наиболее творческий вид рисования, так как от детей требуются значительные усилия, чтобы они смогли выбрать сюжет и решить задачи по композиции рисунка [Грошенков И.А., 1974; Шорохов Е.В., 1975]. Именно поэтому данный вид изобразительной деятельности наиболее тяжело дается умственно отсталому учащемуся.

В тематическое рисование как в один из видов изобразительной деятельности входит изображение по памяти или на основе организационных наблюдений явлений окружающей жизни, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты [Шорохов Е.В., 1975].

Шорохов Е.В. выделил 2 группы общих задач, которые должны решаться на уроках по тематическому рисованию: «задачи в области обучения» и «задачи в области воспитания». В нашем исследовании большую значимость имеет вторая группа задач. В нее входят:

Качество тематических рисунков в основном зависит от прошлого опыта учащихся, поэтому этот вид изобразительной деятельности Грошенков И.А. предлагает разделить в зависимости от сложности выполнения на 3 этапа:

  1. Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся;

  2. Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;

  3. Рисование предметов и явлений, ранее не наблюдавшихся и не изображавшихся.

В младших классах следует предлагать такую тематику, которая требует от детей припоминания ранее рассматривавшихся и изображавшихся предметов. Одно из заданий - по представлению нарисовать 2 – 3 хорошо знакомых предмета, учитывая характеристику учителя о цвете, форме и величине [Грошенков И.А., 1974].

В старших классах задания постепенно усложняются: учащиеся должны нарисовать такие предметы, которые ранее только рассматривались, но не изображались. В отдельных случаях возможно перейти к третьему этапу и дать учащимся старших классов такую тему, для раскрытия которой потребуется изобразить предметы, которые школьники ранее не видели и не изображали [Грошенков И.А., 1974].

На каком бы этапе не находилась техника рисования школьников, необходимо проводить соответствующую подготовку, с помощью которой учебно-воспитательные и коррекционные задачи будут решаться эффективнее. Грошенков И.А. перечислил основной перечень направлений по подготовке к тематическому рисованию. Ниже рассмотрим каждое направление и работу, которая по ним проводится.

При оценке работ учитель должен обращать внимание на следующие моменты:

Соответственно, велик коррекционный эффект рисования на тему. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует. Представления в первую очередь участвуют в процессе совершенствования мыслительных операций детьми с интеллектуальной недостаточностью. Формирование представлений и восприятий обеспечивается наглядно-действенной формой мышления, на основе которой развиваются другие, более сложные формы. Таким образом, занятия тематическим рисованием имеет огромное значение в развитии умственно отсталых школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности [Грошенков И.А., 1974].

Расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные преставления, характерные особенности строения и формы предметов, тематическое рисование способствует скорейшему изживанию схематичности в рисунках школьников [Ананьев Б. Г., 1958].

Кроме того, тематическое рисование решает задачи расстановки предметов в рисунке и передачу их сравнительных размеров. Раскрывает понятия о глубине, о пространственном изображении при расположении предметов на плоскости, дает понятие о двух плоскостях: горизонтальная и вертикальная плоскости. Учет этих понятий сразу дает почву для развития пространственных представлений, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем, понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7 – 8 лет. Таким образом, происходит овладение знаний, умений и навыков, передача в рисунке закономерностей конструктивного строения, пространственного расположения объектов действительности [Ананьев Б.Г., 1958].

Изображая в тематическом рисунке явления, события окружающей жизни, школьник получает возможность активно изучать и познавать характерное, закономерное в этих явлениях, событиях, его знания и представления обогащаются. Следовательно, рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане его общего развития.

Уроки рисования на заданную тему выполняют свою коррекционную функцию, в том случае, если:

Головина Т.Н. выделила следующие условия, которые нужно учитывать в общей коррекционно-педагогической работе с детьми:

Говоря о тематическом рисовании в школе, целесообразно раскрыть его содержания в каждом классе.

Грошенков И.А. в программе изобразительной деятельности специальных образовательных учреждений VIIIвида отмечает, что содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.

В 1 классе необходимо учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом [Воронкова В.В., 2010]. Это осуществляется посредством рисунков на следующие темы: «Снеговик», «Дымковские узоры», «Я ракету нарисую».

Во 2 классе программа призывает учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около) [Воронкова В.В., 2010]. Это может быть рисование на тему «Деревья осенью», «Снеговики», «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими [Воронкова В.В., 2010].

В 3 классе основная задача педагога - учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка [Воронкова В.В., 2010]. Темы могут быть использованы следующие: «Парк осенью», «Нарядная ёлка», «Ёлка зимой в лесу», «Праздник Победы».

В 4 классе тематическое рисование развивает у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учит правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом [Воронкова В.В., 2010] Темы, которые предлагает Воронкова В.В.: «Моя любимая игрушка», «Пришла весна», «Космические корабли в полёте».

Кузьмин В.С. в своей работе предлагает не ограничиваться временными представлениями и проводить иллюстрирование народных сказок «Гуси – лебеди» и «Три медведя», «Дед Мазай и зайцы», «Колобок» [Кузьмин В.С., 1977].

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что тематическое рисование занимает немаловажное место в развитии умственно отсталого школьника младшего возраста и его психической сферы.