logo
ВКР

Выводы по экспериментальной части

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод в целом о низком уровне временных представлений учащихся с нарушением интеллекта второго класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Представления школьников о частях суток, днях недели, временах года и месяцах оказались непрочными, фрагментарными, недифференцированными, поверхностными. Школьники допускают большое количество ошибок в установлении последовательности частей суток, времен года и месяцев, также не ориентируются в них с помощью временных понятий «до», «после», «между». Наглядный образ частей суток и времени года (сюжетные картинки) учащиеся не соотносят с его вербальным обозначением.

В ходе экспериментального исследования было установлено, что развитие временных представлений в одном классе протекает неодинаково. На основе результатов констатирующего эксперимента нами было выделено три уровня сформированности временных представлений. Ко второму (низкому) уровню было отнесено четыре ученика, к третьему (среднему) и четвертому (высокому) уровню было отнесено по 3 ученика. Это означает, что при обучении школьников необходимо делать упор на дифференцированный и индивидуальный подход.

Результаты констатирующего исследования позволяют утверждать, что трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены не только абстрактностью и относительностью категории времени, нарушениями в их познавательной деятельности, но также несовершенством организации учебно-воспитательного процесса, методики обучения. Одной из основных причин такого положения является отсутствие комплексного характера, специальных условий, обеспечивающих формирование представлений о времени, однообразие используемых средств наглядности, ограничение приемов работы, недостаточное внимание к организации практической деятельности учащихся, которая проявляется непосредственно в изобразительной деятельности.

Исходя из теоретических положений, опираясь на анализ психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего исследования, в следующем параграфе мы предложим некоторые методики изобразительной деятельности для формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта.