Список литературы
Аронов Р.А. К истокам концепции нефизических форм пространства и времени / Р.А.Аронов, В.В.Терентьев. - М.: Просвещение. 1986.-180 с.
Большая энциклопедия дома и семьи / Ю. Ф. Боданов и др.; ред. совет: В. И. Кичин: в 2 томах. Москва: ОЛМАпресс, Т. 1. 2000. - 479 с.
Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: курс лекций: учебное пособие для студентов / Б. П. Брунов; Федерал. агентство по образованию, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 353 с.
Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – Москва: Знание, 1968. – 22 с.
Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. – Москва, 1989 // Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия: учебное пособие / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1989. –57-64 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М: Просвещение, 1974. - 119 с
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Грошенков В. И. – М.: Издат. Центр: ''Академия”, 2002 – 205 с.
Грошенков И.А. Тематическое рисование на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе//Дефектология. - 1974. - №4.
Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Дефектология. - 1980. - № 2. - 26-30 с.
Изобразительное искусство в школе: из опыта работы / Е.Е. Рожкова. Москва: Просвещение, 1976. - 120 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192с.
Константинова С.А. Развитие временных представления глубоко умственно отсталых школьников / С.А. Константинова//Проблемы современной науки и образования. – 2014. - №6. – 24 с.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. – Москва: Просвещение, 1977. – 208 с.
Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. – Москва: Высшая школа, 1974. – 280 с.
Методика обучения изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 42 с.
Мусихина С.А. Формирование пространственных представлений у дошкольников с органическим поражением ЦНС посредством дидактических игр / С.А. Мусихина, Е.В. Самаpина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — 164-166 с.
Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореферат докт. диссерт. - М., 1972. – 40 с.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1965.
Первоначальное обучение и воспитание детей. Первый класс, под ред. Б.Г. Ананьева, А.И. Сорокиной, 1958 г. – 672 с.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
Пономарева, Т.Х. Формирование пространственных представлений у младших школьников на уроках математики / Т.Х. Пономарева, Е.А. Корнилова // Начальная школа. - 2004. - N 8. - 37-41 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание. – М.: Просвещение, 2010 г. – 192 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1 - 608 с.
Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка//Школьный психолог. – 2003. – № 35. – 8–9 с.
Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка//Избр. психол. тр.: В 2 т. - М, 1987. - Т. 1. - 250 с.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. – Памятники исторической мысли, 1995. – 96 с.
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
Тематическое рисование в школе / Шорохов Е.В., 2е изд. М.: Просвещение, 1975. - 72 с.
Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. - Учебное пособие по ред. Е.Л. Солдатовой. Челябинск: издательство ЮУрГУ, 2005. - 71 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Протокол обследования
Номер задания Учащиеся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Олеся Г., 8 лет. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Слава С., 8 лет. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Леша Н., 8 лет. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 1 |
Мария К., 8 лет. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Миша С., 10 лет. | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Соня П., 9 лет. | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Коля П., 8 лет. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Андрей Я., 9 лет. | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 |
Саша М., 10 лет. | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Аня Б., 10 лет. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Уровни сформированности временных представлений у школьников с интеллектуальной недостаточностью второго класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида.
Имя ребенка | полнота временных представлений | умения отражать временные представления в рисунке | Баллы/уровни |
| 31 | 4 | 35/IV |
| 11 | 1 | 12/II |
| 35 | 1 | 36/IV |
| 17 | 2 | 19/II |
| 17 | 1 | 18/II |
| 20 | 3 | 23/III |
| 13 | 1 | 14/II |
| 29 | 0 | 29/III |
| 20 | 1 | 21/III |
| 35 | 3 | 38/IV |
Приложение 2
Задание 1.
Задание 2
Задание 6
Задание 8
Задание 9
Приложение 3
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса