logo
ВКР

Введение

Важную роль в процессе обучения рисованию детей в школе отводится тематическому рисованию. Обучение детей умению отражать явления окружающей жизни - одна из наиболее трудных задач всей работы по формированию изобразительной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием. Это связано с тем, что этот вид занятий базируется на впечатлениях, представлениях, то есть на воспринятых ранее наглядных образах объектов, а у умственно отсталых детей имеются специфические особенности психического развития, влияющие на их познавательную деятельность.

Наиболее важным условием дальнейшего развития изобразительной деятельности – сформированность временных представлений у ребенка. Однако временные представления детей с умственной отсталостью нарушены. Они развиваются значительно позже и медленней. Причина этому - затруднения усвоения понятий о времени: несформированность познавательных процессов, неспособность к образованию отвлечённых понятий, речевые нарушения. Полученные знания, умения и навыки они применяют с трудом, как заученные штампы. Они путают названия месяцев, их последовательность, не могут определить время по часам. У детей с умственной отсталостью нет реальных представлений о единицах измерения времени. Они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные на десятки лет.

В настоящее время недостаточно изучены качественные особенности передачи временных представлений в тематических рисунках младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Целью исследования явилосьизучение тематического рисования младших школьников с интеллектуальным недоразвитием с последующей разработкой оптимального пути развития у них умений передавать временные представления в рисунке.

Объект исследования: изобразительная деятельность школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Предметом исследования являются особенности передачи временных представлений в тематических рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса.

Предварительное изучение психолого-педагогической и специальной литературы, анализ тематических рисунков умственно отсталых школьников второго класса позволили сформулировать следующую гипотезу исследования, которая состояла из предположения, что трудности передачи временных представлений в тематических рисунках умственно отсталых школьников второго класса, связаны со скудным запасом имеющихся у них неточных зрительных образов, недостатками наблюдательности, зрительной памяти, воображения и схематических приемов изображения.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачиисследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

  2. Выявить особенности тематического рисования младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

  3. Изучить динамику тематического рисования у умственно отсталых школьников.

  4. Разработать методические рекомендации к коррекционной работе, направленной на формирование умения рисовать на темы у школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования, важнейшими из которых являются:

Научная новизна исследования заключается в том, что получены данные о тематическом рисовании младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. На основании теоретического и экспериментального изучения разработаны методические рекомендации к организации коррекционной работы по формированию умений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, необходимых в тематическом рисовании.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика, позволяющая выявить особенности тематического рисования школьников с интеллектуальным недоразвитием младших классов.

Организация исследования. Исследование проводилось в III этапа:

  1. На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. На втором этапе разрабатывалась программа экспериментального исследования.

  3. Третий этап включал в себя проведение экспериментального исследования, анализ и обобщение имеющихся материалов, оформление дипломного исследования.