logo
ВКР

Заключение

В настоящее время одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема формирования временных представлений. Ее значение, имеющее практическую направленность, возрастает в контексте современного подхода к обучению учащихся с умственной отсталостью.

Важнейшей предпосылкой успешного психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью является наличие определенного уровня временных представлений, который в норме должен быть сформирован к младшим классам в полной мере.

То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в нашем сознании объективного времени, так как специальных органов чувств у нас для этого нет. Для ребенка отражение времени - сложная задача, поскольку это обусловлено как самой природой времени, так и его ролью в жизни детей. Особенно затрудняет восприятие времени детей с нарушением интеллекта.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что школьники с нарушением интеллекта по сравнению с нормально развивающимися испытывают значительные трудности в усвоении способов восприятия и моделирования временных отношений и ориентировки во времени.

Результаты констатирующего исследования позволяют сделать вывод о низком уровне сформированности временных представлений у учащихся с умственной отсталостью. Представления школьников о частях суток, названии дней, временах года и месяцах оказались непрочными, фрагментарными, недифференцированными, поверхностными и недостаточно действенными.

Для учащихся 2 класса сложно понимание временных отношений: «до – между – после», «вчера - сегодня – завтра». Школьники ошибаются в названии частей суток, названии дней, месяцев года, установлении их последовательности. Не замечали ошибок в предложениях на понимание названия дней. Наглядный образ частей суток и времени года (сюжетные картинки) учащиеся не соотносят с его вербальным обозначением.

Исходя из теоретических положений, опираясь на анализ психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего исследования, мы разработали рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта с опорой на тематическое рисование на уроках изобразительного искусства в школе. Наш выбор во многом объясняется большим коррекционно-развивающим потенциалом данного вида деятельности. Тематическое рисование приучает размышлять, повышает уровень осведомленности о предметах и явлениях окружающего мира, развивает пространственно-временные представления, аналитико-синтетическое мышление, зрительную память. Кроме того, обучение школьников будет проходить на положительном эмоциональном фоне, так как рисование наиболее предпочитаемый вид деятельности у учеников с умственной отсталостью.

Вышеперечисленные рекомендации могут быть использованы в практике обучения и будет способствовать решению дидактических и коррекционно-развивающих задач, подготовке учащихся к овладению умениями планировать свою деятельность во времени, их успешной социальной и трудовой адаптации.