Заключение
В настоящее время одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема формирования временных представлений. Ее значение, имеющее практическую направленность, возрастает в контексте современного подхода к обучению учащихся с умственной отсталостью.
Важнейшей предпосылкой успешного психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью является наличие определенного уровня временных представлений, который в норме должен быть сформирован к младшим классам в полной мере.
То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в нашем сознании объективного времени, так как специальных органов чувств у нас для этого нет. Для ребенка отражение времени - сложная задача, поскольку это обусловлено как самой природой времени, так и его ролью в жизни детей. Особенно затрудняет восприятие времени детей с нарушением интеллекта.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что школьники с нарушением интеллекта по сравнению с нормально развивающимися испытывают значительные трудности в усвоении способов восприятия и моделирования временных отношений и ориентировки во времени.
Результаты констатирующего исследования позволяют сделать вывод о низком уровне сформированности временных представлений у учащихся с умственной отсталостью. Представления школьников о частях суток, названии дней, временах года и месяцах оказались непрочными, фрагментарными, недифференцированными, поверхностными и недостаточно действенными.
Для учащихся 2 класса сложно понимание временных отношений: «до – между – после», «вчера - сегодня – завтра». Школьники ошибаются в названии частей суток, названии дней, месяцев года, установлении их последовательности. Не замечали ошибок в предложениях на понимание названия дней. Наглядный образ частей суток и времени года (сюжетные картинки) учащиеся не соотносят с его вербальным обозначением.
Исходя из теоретических положений, опираясь на анализ психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего исследования, мы разработали рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта с опорой на тематическое рисование на уроках изобразительного искусства в школе. Наш выбор во многом объясняется большим коррекционно-развивающим потенциалом данного вида деятельности. Тематическое рисование приучает размышлять, повышает уровень осведомленности о предметах и явлениях окружающего мира, развивает пространственно-временные представления, аналитико-синтетическое мышление, зрительную память. Кроме того, обучение школьников будет проходить на положительном эмоциональном фоне, так как рисование наиболее предпочитаемый вид деятельности у учеников с умственной отсталостью.
Вышеперечисленные рекомендации могут быть использованы в практике обучения и будет способствовать решению дидактических и коррекционно-развивающих задач, подготовке учащихся к овладению умениями планировать свою деятельность во времени, их успешной социальной и трудовой адаптации.
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса