Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
Таблица 7
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 4 | 2 | 2 | 2 |
Актуальным уровнем оказались 1 (очень низкий), на котором было обнаружено 4 учащихся от общей массы обследуемых.
Первый уровень (очень низкий): выслушивают задание экспериментатора, но не определяют день; неверно заканчивают предложения. В предложениях с нелепицами не видит ошибки, не реагируют на подсказки экспериментатора.
Серия 3. Знания о временах года(зима, весна, лето, осень)».
Задание 1. «Определение времени года».
Уровни сформированности умений определять временах года.
Таблица 8
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 2 | 1 | 5 | 2 |
Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по четырем уровням. Преобладающим оказался 3 (средний) уровень, к которому было отнесено 5 учеников. На 1 (очень низком) уровне оказалось 2 ученика. На 2 (низком) уровне –1 учащийся. С 4 (высоким) уровнем развития было обнаружено 2 учеников. Школьников, соответствующих 0 уровню не оказалось.
Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:
Выраженный, стойкий интерес к данному заданию – учащихся привлекали яркие картинки и возможность ими манипулировать, поэтому при объяснении инструкции и на всем протяжении задания был заметен интерес учащихся к выполнению работы;
Понимание инструкции экспериментатора – учащиеся понимали, что от них требуется выбрать картинку с определенным временем года, ответить, почему именно эту картинку они выбрали; разложить картинки с временами года по порядку;
Частично верное выполнение задания – учащиеся выбирали нужные картинки и раскладывали в нужной последовательности. Однако большинство школьников аргументировали свой выбор объектами или явлениями на картинке, которые не являются характерными показателями того или иного времени года;
Выраженная целенаправленность при выполнении задания; активное и целенаправленное действие в соответствии с инструкцией – задание было выполнено целенаправленно от начала и до конца. Учащиеся самостоятельно и активно делали выбор в пользу той или иной картинки, аргументировали свой выбор, самостоятельно раскладывали картинки в определенной последовательности;
Правильное понимания вербального материала – учащиеся верно понимали смысл задания, его инструкции и вопросы, обращенные к ним. Правильное понимание невербального материала – учащиеся верно определяли время года по картинкам, верно описывали, что на них изображено;
Неправильная передача содержания вербального материала – учащиеся, делая выбор в пользу той или иной картинки со временем года, неверно обосновывали свой выбор или акцент делали на несущественных деталях картинки;
Способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы; учащиеся сохраняли в памяти задание до конца его выполнения – учащихся не нужно было на протяжении всего задания пояснять инструкцию и стимулировать активность. Школьники выбирали картинки, обосновывали свой выбор, раскладывали их по порядку;
Соответствие выполнения задания заданной инструкции. Учащиеся верно следовали алгоритму задания - выбирали картинки, объясняли выбор, раскладывали их по порядку;
Работоспособность учащихся сохранялась до конца задания;
Самостоятельно начинают и выполняют задание без помощи взрослого;
Допущенные ошибки замечают и исправляют самостоятельно.
Задание 2. «Определение месяца года».
Уровни сформированности умений определять месяца года.
Таблица 9
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 3 | 2 | 3 | 2 |
Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по четырем уровням. Преобладающими оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний) уровни, к которым было отнесено по 3 ученика от общей массы обследуемых. На 2 (низком) и на 4 (высоком) уровнях оказалось по 2 учеников. Школьников, соответствующих 0 уровню не оказалось.
Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:
Поверхностный слабый интерес к данному заданию, ничем не компенсируемый, так как его материал – вербальный. Интерес учащихся не подкреплялся никакой наглядностью;
Понимается только общая цель задания, элементы задания – учащие знали, что им нужно перечислить месяцы, однако они не могли назвать все;
Неверное выполнение задания – большинство учащихся не смогло назвать всех месяцев в году;
Очень инертная бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией или разъяснением работа; отсутствие целенаправленности при выполнении задания – учащиеся не называли все месяцы самостоятельно, даже с подсказками;
Правильное понимание вербального материала – учащиеся поняли, что им нужно перечислить все месяцы в году;
Неправильная передача вербального материала – учащиеся вместо месяцев называли времена года;
Способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы –учащиеся придерживались алгоритма выполнения задания до конца – пытались перечислить месяцы до тех пор, пока экспериментатор не закончил задание;
Соответствие выполнения задания заданной инструкции – учащиеся пытались назвать все месяцы в году;
Отсутствие самостоятельности при выполнении задания;
Работоспособность низкая – у учащихся наблюдается истощение деятельности уже с середины задания);
Не замечают свои ошибки.
Задание 3. «Нелепицы».
Уровни сформированности понимания нелепиц в изображении
одного из времен года.
Таблица 11
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 3 | 3 | 2 | 2 |
Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по четырем уровням. Преобладающим оказались 1 (очень низкий) и 2 (низкий) уровень, к которым было отнесено по 3 ученика от общей массы обследуемых школьников. На 3 (среднем) и на 4 (высоком) уровне оказалось по 2 ученика. Школьников, соответствующих 0 уровню не оказалось.
Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:
Выраженный интерес к заданию вначале, но пропадающий из-за неудач – учащихся привлекла яркая интересная картинка, инструкцию они выслушивали так же с интересом и активно приступили к выполнению задания;
Понимание только общей цели задания; непонимание самой инструкции экспериментатора – учащиеся не понимали, что им необходимо найти ошибки в изображении, так как полагали, что в изображении все верно;
Неверное выполнение задания – учащиеся не находили ошибки либо находили их с помощью экспериментатора и исправляли их, но неверно;
Отсутствие целенаправленности выполнения задания; активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач – учащиеся не могли самостоятельно назвать ошибки или исправить их;
Неправильное понимание вербального и невербального материала – учащиеся не поняли, что им необходимо найти ошибки; в рисунки их найти не могли;
Неправильная передача содержания вербального материала – учащиеся исправляли ошибки неверно (грибы растут весной, деревья цветут летом, овощи и фрукты спеют весной);
Неспособность придерживаться инструкции на всем протяжении работы – учащиеся не видят ошибок и после подсказок экспериментатора начинают просто перечислять все, что видят на картинке;
Несоответствие выполнения задания заданной инструкции – учащиеся не исправляют ошибки, а перечисляют все изображенные объекты либо исправляют ошибки неверно;
Отсутствие самостоятельности при выполнении задания – учащиеся не могут в полной мере выполнить задание из-за неумения строить программу действий;
Работоспособность учащихся умеренная – наблюдается истощение деятельности к концу задания);
Ошибок своих не замечаю, даже если на них указать; не исправляют собственные ошибки.
Подводя итоги по третьей серии заданий можно выделить и охарактеризовать следующие актуальные уровни.
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса