logo
ВКР

Уровни сформированности представлений о временах года.

Таблица 12

Общее количество учащихся

0

уровень

1 уровень

Очень низкий

2 уровень

Низкий

3

уровень

Средний

4

уровень

Высокий

10 человек

-

3

2

3

2

Актуальными уровнями оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний), к которым было отнесено по 3 учащихся.

Первый уровень (очень низкий): называет времена года с наводящими вопросами экспериментатора. Неверно по картинкам определяет время года, путает сезонные явления каждого времени года. Располагает картинки в неправильном порядке, не пользуясь наводящими вопросами или подсказками экспериментатора. Знает и называет время года, которое сейчас идет; не знает месяц, который сейчас идет. Не знает остальных месяцев в году. Не видит ошибок в нелепице - утверждает, что на рисунке все правильно, даже после наводящих вопросов и подсказок экспериментатора.

Третий уровень (средний): Верно называет времена года, которые знает. Верно указывает на картинки с тем временем года, который попросил экспериментатор, адекватно обосновывает свой выбор. Картинки раскладывает только с наводящими вопросами. Плохо ориентируется в сезонах относительно друг друга. Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет, называет остальные месяцы весны. Путается в назывании остальных месяцев, называет их с наводящими вопросами. Находит ошибки в рисунке, перечисляет их с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Не всегда верно исправляет ошибки.

Серия 4. «Представления о сезонной одежде».

Задание 1. «Соответствие одежды определенному сезону».

Уровни сформированности умений определять соответствие одежды определенному сезону.

Таблица 13

Общее количество учащихся

0

уровень

1 уровень

Очень низкий

2 уровень

Низкий

3

уровень

Средний

4

уровень

Высокий

10 человек

-

3

2

3

2

Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по четырем уровням. Преобладающими оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний) уровень, к которым было отнесено по 3 ученика от общей массы испытуемых. На 2 (очень низком), 4 (высоком) уровне учащиеся распределились по 2 на каждый уровень. Школьников, соответствующих 0 уровню не оказалось.

Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:

Подводя итоги по заданию четвертой серии можно выделить и охарактеризовать следующие актуальные уровни сформированности.

Актуальными уровнями оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний), к которым было отнесено по 3 учащихся.

Первый уровень (очень низкий): не находит левую – правую сторону на листе бумаги, но хорошо ориентируется в левой и правой стороне своего тела. Не определяет время года по фотографиям. Неверно классифицирует одежду по временам года; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).

Третий уровень (средний): Верно ориентируется в левой – правой стороне своего тела и листа бумаги; делает обобщение понятий; верно определяет время года по фотографиям; к каждой серии одежды находит свой сезон года с наводящими вопросами; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).

Серия 5. «Рисование сезонных изменений»

Задание 1. «Отражение в рисунке сезонных изменений». (Рисования на тему: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой»).

Уровни сформированности умений отражать сезонные изменения

в рисунке.

Таблица 14

Общее количество учащихся

0

уровень

1 уровень

Очень низкий

2 уровень

Низкий

3

уровень

Средний

4

уровень

Высокий

10 человек

1

5

1

2

1

Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по пяти уровням. Преобладающим оказался 1 (очень низкий) уровень, к которому было отнесено 5. На 0, 2 (низком), 4 (высоком) уровне оказалось по 1 ученику. На 3 (среднем) уровне –2 школьников.

Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:

Подводя итоги по заданию пятой серии можно выделить и охарактеризовать следующий актуальный уровень сформированности.

Первый уровень (очень низкий): не проявляет интерес. Не передает полностью смысл данного задания. Правильно отражается только одно сезонное изменение. В других рисунках преобладают объекты, не связанные с заданием. Цвета использует неадекватно. Рисование не сопровождаются речью, даже по вопросам экспериментатора.

Подводя итоги по десяти заданиям, суммируя полученные детьми баллы, можно определить уровни сформированности временных представлений у школьников с интеллектуальной недостаточностью второго класса и охарактеризовать их актуальность.

0 уровень – 0 баллов

1 уровень (очень низкий) – 1 - 10 баллов

2 уровень (низкий) – 11 - 19

3 уровень (средний) –20 - 29 баллов

4 уровень (высокий) –30 - 40 баллов

Общее количество учащихся

0

уровень

1 уровень

Очень низкий

2 уровень

Низкий

3

уровень

Средний

4

уровень

Высокий

10 человек

-

-

4

3

3

Анализ полученных данных показал, что преобладающим уровнем по десяти заданиям оказался второй (низкий) уровень. На нем оказались 4 учащихся.

Второй уровень (низкий): характеризуется тем, что большинство учеников не могут назвать части суток самостоятельно, однако с некоторой помощью верно перечисляют все. При выборе определенной части суток из предложенных картинок и фотографий выбирает только ночь и утро (самые характерные), при этом адекватно обосновывает свой выбор. Однако акцент делает на несущественных деталях картинки с той или иной частью суток. В остальных картинках и фотографиях путается. Если экспериментатор попросил разложить картинки с изображением мальчика в разные режимные моменты, ученик не выполняет задание правильно даже с помощью экспериментатора. Так же не ориентируется в понятиях «за», «перед», «между». При просьбе экспериментатора закончить предложения, связанные с временем суток, по большему счету дополняет верно. Не дифференцируют понятия «вчера», «сегодня», «завтра» или могут путать их с частями суток. Соответственно, неверно заканчивают предложения за экспериментатором. Так же не видят ошибки в предложениях, в которых употреблены понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и утверждают, что в предложениях все правильно.

Верно называет времена года, которые знает, однако путается в картинках при просьбе экспериментатора показать определенный сезон. Также как в случае с режимными моментами, обосновывает свой выбор по несущественным признакам рисунка. При разложении картинок времен года, выполняет это задание с подсказками экспериментатора. Не ориентируется в сезонах относительно друг друга.

Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет; путается или не называет остальных месяцев. Сложности при определении времени года по фотографиям. Неверно классифицирует одежу по временам года; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).

При изображении времен года интерес к рисунку понижен. Рисует отдельные детали, не передает полностью смысл данного задания. Правильно отражается только два сезонных изменения. Цвета использует неадекватно. Ученик сопровождает рисование речью только по вопросам экспериментатора.

В ходе эксперимента были выделены особенности каждого из учеников при выполнении заданий экспериментатора.

Олеся Г., 8 лет.

Слава С., 8 лет.

Леша Н., 8 лет.

Мария К., 8 лет.

Миша С., 10 лет.

Соня П., 9 лет.

Коля П., 8 лет.

Андрей Я., 9 лет.

Саша М., 10 лет.

Аня Б., 10 лет.

Анализ полученных данных показал, что у второклассников с интеллектуальным недоразвитием наблюдается широкий диапазон сформированности временных представлений от низкого до высокого уровня.

При проведении эксперимента нами был выделены следующие трудности:

Среди вышеперечисленных трудностей наблюдались и успехи при выполнении определенного рода заданий. Наиболее доступным оказалось:

Таким образом, из всего вышеперечисленного нами были сформулированы особенности временных представлений учащихся второго класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида, которые заключались в следующем: