2.1. Место учебной и производственных практик в структуре общеобразовательной программы университета
Основная образовательная программа бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование предусматривает организацию учебной и производственной (педагогической) практик.
При разработке и реализации образовательной программы была определена единая стратегия построения данных видов практики. Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что:
различные виды практик являются составной частью программы подготовки будущих педагогов и представляют собой целостную систему;
практики отражают существенную (а именно - практическую) составляющую общей образовательной программы, наряду с теоретической подготовкой;
выделение двух видов практик (учебной и производственной) на разных этапах подготовки бакалавра предполагает установление взаимосвязей между этими видами с учетом усложнения задач и содержания;
определение общей стратегии при построении различных видов практик не исключает того, что каждая из них является завершенным элементом образовательного процесса, имеет свои определенные цели и задачи, а также ожидаемые результаты.
Системный (взаимосвязанный) характер практикам придает и ориентация современного педагогического образования на реализацию компетентностного подхода.
Исходными принципами построения содержания практик выступают:
- связь с теорией: содержание и виды деятельности бакалавров определяются кругом теоретических дисциплин, изучаемых на данном этапе вузовского обучения;
- развивающая направленность: ведущей задачей практической подготовки является развитие педагогических компетенций и индивидуальных творческих возможностей будущих педагогов, способных в дальнейшем осуществлять работу с детьми младшего школьного возраста в современных учебных заведениях различного типа.
Основные виды деятельности, в которые включаются студенты в процессе прохождения практики – педагогическая; культурно-просветительская.Базой для всех видов деятельности служат теоретические знания, полученные в университете. Изучение психологии, педагогики, специальной педагогики, анатомии и физиологии, основ преподаваемых наук и методик преподавания русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения, музыкального и физического воспитания обеспечивают психологическую, педагогическую и методическую подготовку будущего учителя начальных классов.
Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности - обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
В ходе практики студент должен научиться решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в ФГОС ВПО и обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
Система выделенных компетенций даст возможность бакалаврам в будущем успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в школе.
Практика по направлению 50100.62 Педагогическое образование в структуре образовательной программы университета носит комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер. Она проводится в определенной системе:
- учебная практика на 2 курсе;
- производственная (педагогическая практика) на 3 и 4 курсах.
В рамках учебного плана ГОУ ВПО ЧГУ на освоение учебной практики отводится 3 зач. ед. (2 недели) в течение 4 семестра. Содержание учебной практики непосредственно готовит бакалавров к прохождению производственной практики.
На освоение производственной (педагогической) практики в рамках учебного плана ГОУ ВПО ЧГУ отводится 9 зач. ед. (6 недель) в течение 6 семестра, 6 зач. ед. (4 недели) в течение 7 семестра, 6 зач. ед. (4 недели) в течение 8 семестра (очная форма обучения).
Таким образом, учебная и производственная практики отражают существенную (а именно - практическую) составляющую общей образовательной программы наряду с теоретическим обучением бакалавров и являются важным этапом в подготовке будущих педагогов.
- Организация практики в начальной школе
- Оглавление
- Введение
- 1. Роль практики в условиях многоуровневого образования
- 2. Основные требования к организации практики в университете
- 2.1. Место учебной и производственных практик в структуре общеобразовательной программы университета
- 2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик
- 2.3. Формы и место проведения практики
- 2.4. Основные требования к организации практики по направлению подготовки
- Организация работы студента-практиканта
- 2.4. Функции руководителя практики, групповых руководителей и методистов.
- 3. Учебная практика на 2 курсе
- 3.1. Содержание учебной практики
- Виды учебной работы на практике
- II. Основной этап
- Раздел 1. Методическая и профориентационная работа
- Раздел 2. Научно-исследовательская работа студентов
- III. Заключительный этап
- 3.2. Отчетная документация
- 4. Производственная (педагогическая) практика на 3 и 4 курсах
- 4.1. Содержание производственной практики на 3 курсе
- Раздел 2. Профориентационная работа
- III. Заключительный этап
- 4.2. Отчетная документация
- 4.3. Содержание производственной практики на 4 курсе
- 4.4. Отчетная документация
- 5. Методика переаттестации практики (для студентов заочной и заочной (сокращенной) форм обучения)
- 6. Требования к критериям оценки студентов-практикантов
- 7. Приложения. В помощь студенту-практиканту
- 7.1. Требования к ведению педагогического дневника
- Примерная схема информационной справки о школе
- Примерная схема информационной справки о классе
- 7.2. Требования к заполнению индивидуального плана
- 7.3. Структура конспекта зачетного воспитательного мероприятия
- 7.4. Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия
- 7.5. Методические рекомендации к анализу воспитательного мероприятия
- 1. Общие сведения:
- 2. Анализ подготовки мероприятия
- 3. Анализ содержания и методики проведения мероприятия
- 4. Общая оценка мероприятия.
- 7.6. Критерии оценки письменных работ и устных ответов младших школьников
- Оценка письменных работ и устных ответов по математике
- Оценка письменных работ по русскому языку
- 7.7. Подготовка студента-практиканта к уроку и структура конспекта зачетного урока Подготовка к уроку складывается из двух органических между собой этапов:
- Алгоритм подготовки студента к конкретному уроку.
- Тема урока по … «…»:
- 7.8. Методические рекомендации к анализу уроков Методические рекомендации к анализу урока русского языка.
- Методические рекомендации к анализу урока математики
- Методические рекомендации к анализу урока окружающего мира
- Методический анализ урока трудового обучения (технологии)
- 7.9. Критерии оценки за зачетный урок студента-практиканта
- 7.10. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности ребенка
- Требования к характеристике личности ребенка
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
- 7.11 Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
- 7.12. Примерная схема отчета студента по итогам педагогической практики
- 7.13. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.14. Список литературы