Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
I Общие сведения о школьнике
1. Фамилия, имя. Дата рождения. Школа, класс. 2. Общефизическое развитие, состояние здоровья: а) здоровье ребенка (здоровый или ослабленный); б) рост (нормальный, отстает в росте, очень рослый); в) вес (нормальный, избыточный, недостаточный); г) есть ли недостатки слуха, зрения, нарушения осанки; д) соответствие физического развития возрасту. 3. Условия семейного воспитания: а) общие сведения о родителях (возраст, образование, место работы, должность); б) структура семьи (полная, неполная, сводная); в) состав семьи (всего членов семьи, сколько детей, их возраст); г) материальная обеспеченность (доход на одного члена семьи); д) культурно-бытовые условия (наличие библиотеки, газет, журналов; взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку, позиция ребенка в семье, забота о воспитании, стиль воспитания, организация досуга и др.).
Методы. Анализ документации, наблюдение, беседа с родителями, учителями, школьным врачом, учеником.
Выводы и рекомендации
Как влияют физические особенности школьника на развитие его личности? В чем это проявляется? Если влияние негативное, существует ли возможность коррекции? Как ее осуществить?
Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребенка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?
II Общая характеристика школы и класса, где учится школьник
Состав, общее развитие обучающихся, успеваемость, дисциплина, роль классного руководителя и учителей.
Методы: беседы с администрацией школы, классным руководителем, учителями-предметниками.
Выводы и рекомендации
Положительные и отрицательные стороны, оказывающие влияние на формирование личности школьника.
III.Учебная деятельность школьника
1. Успеваемость по различным предметам, преобладающие оценки, по каким предметам есть наиболее значительные пробелы в знаниях, их причины? К каким предметам проявляет склонность? 2. Отношение к учебе: а) общий интерес к учению, отношение к различным предметам, интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, не желает учиться); б) реакция на отметку и оценку (чаще соглашается или не оглашается с оценкой, отношение к помощи, к контролю, одобрению и порицанию); в) основные мотивы учения. 3. Старательность в учебной работе (есть ли привычка к длительной учебной работе, пунктуальность выполнения уроков, аккуратность в введении тетрадей, добросовестность, прилежание). 4.Организованность в учебной работе (есть ли привычка ежедневно готовить уроки, планировать время, выполнять все назначенное в срок и т.п.) 5. Волевые качества (умение проявлять в учебной деятельности целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, инициативность). 6. Учебные умения (умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы, конспекты, рационально организовывать заучивание, находить дополнительную литературу, контролировать себя и др.). 7. Удовлетворенность достижениями в учебе. 8. Типичная реакция на неудачу (в чем или в ком видит их причину, что делает для исправления допущенных ошибок, переживает неудачи или равнодушен к ним). 9. Отзывы учителей об отношении к учебной деятельности.
Методы: анализ документации, наблюдение, беседа с учителями, родителями, учеником, анкетирование. Методики по выявлению мотивов учебной деятельности.
Выводы и рекомендации
Проанализировать причины того или иного отношения к учению. Возможные пути перестройки отрицательного или активизации положительного отношения. Какие учебные умения необходимо сформировать у школьника? Какими способами?
IV. Интеллектуальные особенности школьника
1. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль, образность речи и др.). 2. Особенности мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, отличать существенное от второстепенного, делать выводы, быстро находить пути решения); 3. Особенности памяти (объем, быстрота, прочность и эффективность запоминания, легкость воспроизведения, преобладающий тип памяти, индивидуальные особенности памяти). 4. Характеристика восприятия и наблюдательности (осмысленность восприятия, быстрота осмысления). 5. Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития воссоздающего и творческого воображения, преобладающие приемы построения образов). 6. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его объем, концентрация, распределение, способность к переключению).
Методы: наблюдение, экспериментальные методики.
Выводы и рекомендации
Рекомендации по формированию недостаточно развитых приемов мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения умственного развития, коррекция имеющихся остатков внимания, памяти, мышления, воображения. Учет интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.
V. Трудовая деятельность школьника
1.Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, результат труда или овладение навыком работы). 2. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли их приобретает. 3. Предпочитаемые виды труда.
4. Организованность и дисциплинированность в труде (планирует вначале свою деятельность либо берется за работу сразу, без подготовки, доводит ли начатое дело до конца, работает аккуратно или небрежно, равномерно или урывками, имеет ли привычку к длительным трудовым усилиям).
Методы: наблюдение, беседы с учителями, родителями, учеником, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Выводы и рекомендации
Проанализировать причины того или иного отношения к труду. Возможные пути перестройки отрицательного и активизации положительного отношения. Какие трудовые умения и навыки необходимо сформировать у школьника? Какими способами?
VI Взаимоотношения ученика со сверстниками
1. Социальный статус и социальная роль ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу. Кого считает другом и почему? К кому благосклонен? С кем конфликтует и по каким причинам? 2.Отношение к ученику одноклассников (какие положительные и отрицательные черты отмечают). 3. Совпадает ли оценка одноклассников с оценкой учителя? 4. Имеет ли друзей вне класса? Дружит со сверстниками, со старшими или с младшими? 5. С кем и как общается вне школы? Каков характер этих взаимоотношений?
Методы: наблюдение, беседа с учителем.
Выводы и рекомендации
Сделать вывод о том, благоприятна ли позиция ученика в классе и как это сказывается на развитии его личности. Чем определяется эта позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника?
Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.
VII. Направленность личности школьника
1. Тип направленности (на себя, на взаимные действия или деловая направленность). 2. Интересы (перечислить и отметить их глубину, широту, устойчивость и активность). 3. Взгляды, убеждения, мечты, идеалы, стремления. 4. Наличие специальных способностей (к музыке, рисованию, пению, спорту, к определенному виду труда, организаторские и др.) и пояснение, в чем они проявляются.
Методы: экспериментальные методики, наблюдение, беседа с учеником, учителями, родителями, методики по определению самооценки, уровня притязаний, типа темперамента и его отдельных свойств.
Выводы и рекомендации
Рекомендации по реализации интересов в учебной деятельности. Учет интересов при распределении поручений. Возможные пути коррекции негативной направленности личности.
IX Дисциплинированность. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
X. Общие выводы и рекомендации. Сделать выводы о сильной и слабой сторонах личности школьника, показать возможные пути коррекции и определить перспективы дальнейшего развития данного ребенка. Написать рекомендации родителям, учителю.
В заключение характеристики необходимо описать проведенную студентом во время изучения ученика индивидуальную работу с ним, указать, какие умения и навыки удалось у него сформировать. Удалось ли достичь поставленной цели?
Приложение 11
- Организация практики в начальной школе
- Оглавление
- Введение
- 1. Роль практики в условиях многоуровневого образования
- 2. Основные требования к организации практики в университете
- 2.1. Место учебной и производственных практик в структуре общеобразовательной программы университета
- 2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик
- 2.3. Формы и место проведения практики
- 2.4. Основные требования к организации практики по направлению подготовки
- Организация работы студента-практиканта
- 2.4. Функции руководителя практики, групповых руководителей и методистов.
- 3. Учебная практика на 2 курсе
- 3.1. Содержание учебной практики
- Виды учебной работы на практике
- II. Основной этап
- Раздел 1. Методическая и профориентационная работа
- Раздел 2. Научно-исследовательская работа студентов
- III. Заключительный этап
- 3.2. Отчетная документация
- 4. Производственная (педагогическая) практика на 3 и 4 курсах
- 4.1. Содержание производственной практики на 3 курсе
- Раздел 2. Профориентационная работа
- III. Заключительный этап
- 4.2. Отчетная документация
- 4.3. Содержание производственной практики на 4 курсе
- 4.4. Отчетная документация
- 5. Методика переаттестации практики (для студентов заочной и заочной (сокращенной) форм обучения)
- 6. Требования к критериям оценки студентов-практикантов
- 7. Приложения. В помощь студенту-практиканту
- 7.1. Требования к ведению педагогического дневника
- Примерная схема информационной справки о школе
- Примерная схема информационной справки о классе
- 7.2. Требования к заполнению индивидуального плана
- 7.3. Структура конспекта зачетного воспитательного мероприятия
- 7.4. Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия
- 7.5. Методические рекомендации к анализу воспитательного мероприятия
- 1. Общие сведения:
- 2. Анализ подготовки мероприятия
- 3. Анализ содержания и методики проведения мероприятия
- 4. Общая оценка мероприятия.
- 7.6. Критерии оценки письменных работ и устных ответов младших школьников
- Оценка письменных работ и устных ответов по математике
- Оценка письменных работ по русскому языку
- 7.7. Подготовка студента-практиканта к уроку и структура конспекта зачетного урока Подготовка к уроку складывается из двух органических между собой этапов:
- Алгоритм подготовки студента к конкретному уроку.
- Тема урока по … «…»:
- 7.8. Методические рекомендации к анализу уроков Методические рекомендации к анализу урока русского языка.
- Методические рекомендации к анализу урока математики
- Методические рекомендации к анализу урока окружающего мира
- Методический анализ урока трудового обучения (технологии)
- 7.9. Критерии оценки за зачетный урок студента-практиканта
- 7.10. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности ребенка
- Требования к характеристике личности ребенка
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
- 7.11 Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
- 7.12. Примерная схема отчета студента по итогам педагогической практики
- 7.13. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.14. Список литературы