Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы позволил сделать выводы о своеобразии развития рисунка умственно отсталых детей. Несмотря на то, что в большинстве своем он проходит все те же стадии развития, что и рисунок нормально развивающихся детей, все же заметы существенные отличия. Во-первых, этапы развития сдвинуты во времени. Во-вторых, умственно отсталые дети не выходят из стадии схематичного изображения предметов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, с которыми не проводилась специальная работа, направленная на формирование изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотичные действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не связываются детьми с окружающими предметами. Предметное изображение появляется лишь к 6-7 годам только под влиянием специального обучения.
Исследование рисунков умственно отсталых детей показало, что у них не встречаются связного содержания или определенных, даже самых простых сюжетов. В рисунках более старших школьников почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изобразительного творчества. Предметные изображения содержат ошибки в пространственном расположении частей предмета, в них отсутствуют существенные детали при наличии второстепенных, неправильно отражено количество деталей. Искажается форма частей и деталей объектов. Рисунки отличаются фрагментарностью, неполнотой.
Кроме всего вышеперечисленного, из-за особенностей психики, в частности восприятия, у детей с интеллектуальной недостаточностью не формируются в достаточной степени временные представления, которые являются частью ориентировки человека в пространстве.
Работа по формированию временных представлений, как рассматривалось в первой главе, происходит на уроках изобразительного искусства, в частности во время тематического рисования. Оно развивает пространственные представления и пространственную ориентировку младших школьников, знакомит с временными представлениями через рисунки на определенные темы в зависимости от времени года и времени суток.
Таким образом, уроки тематического рисования с умственно отсталыми школьниками служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции пространственного и временного представления.
В следующей главе данной работы мы опишем эксперимент по установлению уровней сформированности временных представлений в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса