logo
Быстриченко ВКР (2)

Выводы по первой главе

Теоретический анализ литературы позволил сделать выводы о своеобразии развития рисунка умственно отсталых детей. Несмотря на то, что в большинстве своем он проходит все те же стадии развития, что и рисунок нормально развивающихся детей, все же заметы существенные отличия. Во-первых, этапы развития сдвинуты во времени. Во-вторых, умственно отсталые дети не выходят из стадии схематичного изображения предметов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью, с которыми не проводилась специальная работа, направленная на формирование изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотичные действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не связываются детьми с окружающими предметами. Предметное изображение появляется лишь к 6-7 годам только под влиянием специального обучения.

Исследование рисунков умственно отсталых детей показало, что у них не встречаются связного содержания или определенных, даже самых простых сюжетов. В рисунках более старших школьников почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изобразительного творчества. Предметные изображения содержат ошибки в пространственном расположении частей предмета, в них отсутствуют существенные детали при наличии второстепенных, неправильно отражено количество деталей. Искажается форма частей и деталей объектов. Рисунки отличаются фрагментарностью, неполнотой.

Кроме всего вышеперечисленного, из-за особенностей психики, в частности восприятия, у детей с интеллектуальной недостаточностью не формируются в достаточной степени временные представления, которые являются частью ориентировки человека в пространстве.

Работа по формированию временных представлений, как рассматривалось в первой главе, происходит на уроках изобразительного искусства, в частности во время тематического рисования. Оно развивает пространственные представления и пространственную ориентировку младших школьников, знакомит с временными представлениями через рисунки на определенные темы в зависимости от времени года и времени суток.

Таким образом, уроки тематического рисования с умственно отсталыми школьниками служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции пространственного и временного представления.

В следующей главе данной работы мы опишем эксперимент по установлению уровней сформированности временных представлений в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.