Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
Задание 1 «Отражение в рисунке сезонных изменений».
Цель: выявить наличие умений отражать в рисунке сезонные изменения.
Оборудование: 4 листа с изображением дерева без листьев для последующего дорисовывания учащимися; протокол обследования.
Задание 1.
Ход исследования: учащемуся предлагается дорисовать дерево, которое растет весной; летом; осенью; зимой.
Инструкция: «Посмотрите, какое дерево я для вас приготовила. Поможете мне дорисовать его? Нарисуйте мне, пожалуйста, весеннее дерево; летнее дерево; осеннее дерево; зимнее дерево».
Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:
Оценка выполнения задания:
Баллы | Качественная оценка | Уровни сформированности |
0 | Не приступает к выполнению задания; не проявляет интерес; не понимает смысла задания; рисует объекты, не относящийся к заданию. | 0 уровень |
1 | Не проявляет интерес; не передает полностью смысл данного задания; правильно отражается только одно сезонное изменение; цвета использует неадекватно; рисование не сопровождаются речью, даже по вопросам экспериментатора. | 1 уровень Очень низкий |
2 | Интерес к рисунку понижен; рисует отдельные детали, не передает полностью смысл данного задания; правильно отражается только два сезонных изменения; цвета использует неадекватно; рисование сопровождается речью по вопросам экспериментатора. | 2 уровень Низкий |
3 | Самостоятельно рисует по заданию, но передает не все существенные элементы каждого времени года; цвета использует адекватно; рисунок сопровождается речью по вопросам экспериментатора. | 3 уровень Средний |
4 | Самостоятельно рисует по заданию; проявляет активность, интерес; адекватно использует цвета; рисунок сопровождает речью, поясняя, что рисует сейчас, что нарисует потом. | 4 уровень Высокий |
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса