Выводы по экспериментальной части.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод в целом о низком уровне временных представлений учащихся с нарушением интеллекта второго класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представления школьников о частях суток, днях недели, временах года и месяцах оказались непрочными, фрагментарными, недифференцированными, поверхностными. Школьники допускают большое количество ошибок в установлении последовательности частей суток, времен года и месяцев, также не ориентируются в них с помощью временных понятий «до», «после», «между». Наглядный образ частей суток и времени года (сюжетные картинки) учащиеся не соотносят с его вербальным обозначением.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что развитие временных представлений в одном классе протекает неодинаково. На основе результатов констатирующего эксперимента нами было выделено три уровня сформированности временных представлений. Ко второму (низкому) уровню было отнесено четыре ученика, к третьему (среднему) и четвертому (высокому) уровню было отнесено по 3 ученика. Это означает, что при обучении школьников необходимо упор делать на дифференцированный и индивидуальный подход.
Результаты констатирующего исследования позволяют утверждать, что трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены не только абстрактностью и относительностью категории времени, нарушениями в их познавательной деятельности, но так же несовершенством организации учебно-воспитательного процесса, методики обучения. Одной из основных причин такого положения является отсутствие комплексного характера, специальных условий, обеспечивающих формирование представлений о времени, однообразие используемых средств наглядности, ограничение приемов работы, недостаточное внимание к организации практической деятельности учащихся, которая проявляется непосредственно в изобразительной деятельности.
Исходя из теоретических положений, опираясь на анализ психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего исследования, в следующем параграфе мы предложим некоторые методики изобразительной деятельности для формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта.
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса