2.1. Методика экспериментального исследования.
Для успешного решения задач нашего исследования необходимо изучить особенности временных представлений и отражения их в рисунке школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса и предложить вариант методических рекомендаций по развитию данных представлений у детей на уроках тематического рисования, что и явилось целью нашего констатирующего эксперимента.
Исходя из цели экспериментального исследования, были поставлены следующие задачи:
Подбор диагностического инструментария для изучения временных представлений у школьников с интеллектуальных недоразвитий.
Анализ и сравнение полученных данных.
Разработка направлений коррекционной программы по развитию временных представлений у школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках тематического рисования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 613 Московского района, г. Санкт-Петербург.
В экспериментальную группу вошли 10 школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса:
|
|
Обследование детей проходило в индивидуальном и групповом порядке, полученные результата и характерные для каждого ребенка особенности временных представлений и отражения их в рисунке, фиксировались в протоколах обследования. Работа начиналась с беседы и постепенным переходом на выполнение необходимых и заданий.
В экспериментальной работе предполагалось:
Выявить наличие представлений о частях суток;
Выявить наличие знаний о таких временных понятиях как «вчера», «сегодня», «завтра».
Выявить наличие знаний об основных признаках каждого времени года;
Исследовать наличие знаний о месяцах;
Исследовать наличие знаний об одежде для каждого времени года;
Изучить наличие интереса к рисованию;
Исследовать наличие понимания и передачи темы в рисунке;
Исследовать способность рисования по словесной инструкции;
Исследовать наличие общих знаний о сезонных изменениях природы и способность отражать их в рисунке.
Помимо этого, в процессе прохождения эксперимента за учениками проводилось наблюдение по следующим показателям:
понимание инструкции;
правильность выполнения задания в целом;
целенаправленность выполнения задания;
правильность понимания вербального и невербального материала;
правильность передачи содержания вербального и невербального материала;
способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы;
соответствие выполнения задания заданной инструкции;
самостоятельность выполнения задания;
сосредоточенность на задании на всем протяжении работы; работоспособность;
замечает ли ребенок ошибки;
правильность передачи цветовой гаммы в рисунке;
правильность передачи формы предметов, объектов в рисунке.
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса