Тематическое рисование как средство формирования
временных представлений у младших школьников
с умственной отсталостью.
Научный руководитель:
доцент кафедры
олигофренопедагогики
Кузнецова Л. А.
Санкт-Петербург,
2015
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………….. …3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы изобразительной деятельности детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
1.1. Развитие детского рисования……………………………………………......6
1.2. Особенности изобразительной деятельности и рисунков детей с интеллектуальным недоразвитием…………………….………………………..17
1.3. Тематическое рисование как средство развития школьников с недоразвитием интеллекта…………………………………………………….....25
Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием……………………………………….………………………….....33
2.1. Цель, задачи и методика экспериментального исследования…………….33
2.2. Уровни сформированности тематического рисования у детей с интеллектуальным недоразвитием………………………………………………52
2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
Приложение………………………………………………………………………..
Введение
Важную роль в процессе обучения рисованию детей в школе отводится тематическому рисованию. Обучение детей умению отражать явления окружающей жизни - одна из наиболее трудных задач всей работы по формированию изобразительной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием. Это связано с тем, что этот вид занятий базируется на впечатлениях, представлениях, то есть на воспринятых ранее наглядных образах объектов, а у умственно отсталых детей имеются специфические особенности психического развития, влияющие на их познавательную деятельность.
Наиболее важным условием дальнейшего развития изобразительной деятельности – сформированность временных представлений у ребенка. Однако временные представления детей с умственной отсталостью нарушены. Они развиваются значительно позже и медленней. Причина этому - затруднения усвоения понятий о времени: несформированность познавательных процессов, неспособность к образованию отвлечённых понятий, сильные речевые нарушения. Полученные знания, умения и навыки они применяют с трудом, как заученные штампы. Они путают названия месяцев, их последовательность, не могут определить время по часам. У детей с умственной отсталостью нет реальных представлений о единицах измерения времени. Они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдалённости событий. Им трудно представить отрезки времени, удалённые на десятки лет.
В настоящее время недостаточно изучены качественные особенности передачи временных представления в тематических рисунках младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Целью исследования явилось изучение тематического рисования младших школьников с интеллектуальным недоразвитием с последующей разработкой оптимального пути развития у них умений передавать временные представления в рисунке.
Объект исследования: изобразительная деятельность школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Предметом исследования являются особенности передачи временных представлений в тематических рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса.
Предварительное изучение психолого-педагогической и специальной литературы, анализ тематических рисунков умственно отсталых школьников второго класса позволили сформулировать следующую гипотезу исследования, которая состояла из предположения, что трудности передачи временных представлений в тематических рисунках умственно отсталых школьников второго класса, связаны со скудным запасом имеющихся у них неточных зрительных образов, недостатками наблюдательности, зрительной памяти, воображения и схематических приемов изображения.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Выявить особенности тематического рисования младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Изучить динамику тематического рисования у умственно отсталых школьников.
Разработать методические рекомендации к коррекционной работе, направленной на формирование умения рисовать на темы у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования, важнейшими из которых являются:
Метод теоретического анализа проблемы исследования.
Экспериментальные методы исследования.
Метод количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что получены данные о тематическом рисовании младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. На основании теоретического и экспериментального изучения разработаны методические рекомендации к организации коррекционной работы по формированию умений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, необходимых в тематическом рисовании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика, позволяющая выявить особенности тематического рисования школьников с интеллектуальным недоразвитием младших классов.
Организация исследования. Исследование проводилось в III этапа:
- на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- на втором этапе разрабатывалась программа экспериментального этапа исследования.
- третий этап включал в себя проведение экспериментального исследования, анализ и обобщение имеющихся материалов, оформление дипломного исследования.
- Тематическое рисование как средство формирования
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- Развитие детского рисования.
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
- . Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования.
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования.
- Приложение
- Рисунки школьников 2-го класса