Права детей и их защита
11 ноября в 11-00 состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по пра-вам человека в Калужской области Зельниковым Юрием Ивановичем.
Тема: "Права детей и их защита".
Организаторы – Аппарат Уполномоченного по правам человека в Калужской области, ООО "Компания ТЕКТОН", ИА "ГАРАНТ".
Интернет-интервью приурочено к Всемирному дню ребенка (20 ноября) и 21-ой годовщине принятия Конвенции о правах ребенка.
Ведущая – Майор Марина (ООО "Компания "Тектон")
Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость - Зельников Юрий Иванович, уполномо-ченный по правам человека в Калужской области. Тема нашей беседы "Права детей и их защита". Юрий Иванович, первый вопрос. Федеральный закон от 24 июля 1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" устанавливает основные цели государственной политики в защите интересов детей. Насколько эффективно работает данный закон в России?
Зельников Ю.И: Этот Федеральный закон является рамочным, т.е. в нем обозначена только компетенция федеральных органов исполнительной вла-сти и компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, а сами вопросы регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 16 Закона).
Законодательство субъектов РФ не может противоречить Федеральному законодательству. В случае, если это происходит, то прокуратура может опротестовать такой нормативный правовой акт. Также прокуратура следит за исполнением законов и соблюдением прав детей.
В ст. 23 прописан судебный порядок разрешения споров в случае неис-полнения настоящего Федерального закона. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспита-нию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.
Эффективность действия настоящего закона в России я не отслеживал.
Ведущая: Вопрос от Аловой Е. С., г. Обнинск. В обществе ведутся дебаты по поводу введения ювенальной юстиции. Каково ваше мнение по данному вопросу?
Зельников Ю.И: Действительно, российское общество сейчас раскололось на сторонников и противников ювенальной юстиции.
Противники ювенальной юстиции называют ее действие "вмешательст-вом государства во внутреннюю жизнь семьи", приводящим при определен-ных обстоятельствах к изъятию детей из семьи (по причине ненадлежащего воспитания и содержания их родителями). Еще одно мнение – противоречие ювенальной юстиции христианской догме "чти отца своего и мать" и патри-архальности российского общества, приведет к разрушению семьи: дети будут жаловаться и "стучать" на родителей в социальные службы за наказание, полученное ими от родителей (например, папа всыпал шалуну ремнем по заднему месту).
На мой взгляд, можно выделить следующие плюсы ювенальной юстиции в России.
Для ребенка это - повышение степени защищенности, возможность ока-зания ему помощи, реабилитации, приближенность этой помощи к конкретному ребенку, а для совершивших преступление – возможности вернуться в нормальную жизнь без криминального "продолжения". Цель ювенальной юстиции - не покарать ребенка за совершенное преступление, а дать ему возможность восстановиться в обществе, перевоспитать, предотвратить возможность продолжения им криминального пути. Кроме того, ювенальный суд, в отличие от "взрослого" суда, учитывает особенности личности несовершеннолетнего, его семейные, социальные и бытовые условия, более тщательно анализирует причины совершения преступления и, в рамках, установленных уголовным законом, не назначает наказание, а применяет меры воспитательного воздействия к нарушителю. Кроме того, ювенальная юстиция способна "воспитывать" и родителей: повышать их ответственность за детей и выбор методов их воздействия на ребенка; изменить отношение родителей к детям (восприятие ребенка как самостоятельную личность, обладающую правами и достоинством).
Создание системы ювенальной юстиции станет шагом в создании с и с т е м ы защиты прав детства (которой у нас в России нет), в том числе – будет способствовать лучшему взаимодействию различных ведомств, занимаю-щихся детьми, более четкому распределению их обязанностей.
Полагаю, что при разработке и принятии закона о ювенальных судах и ювенальной юстиции необходима тщательная общественная экспертиза, доступность законопроекта для всех, возможность обсуждения, учет различных мнений. Внедрять ювенальные технологии надо постепенно, они должны быть адаптированы к нашей, российской действительности.
Ведущая: Будет ли в регионе учреждена должность "Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области?"
Зельников Ю.И: Думаю, да. Скорее всего, Уполномоченный по правам ребенка начнет действовать в нашем регионе с начала 2011 года. В настоящее время готовятся необходимые законопроекты.
Ведущая: В этом году в России Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится общенациональная информа-ционная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Принимаете ли вы участие в данной кампании? Если да, то какие мероприятия Вы проводите в ее рамках? Работали ли вы раньше в этом направлении?
Зельников Ю.И: В плане повышения осведомленности детей о своих правах, о том, куда им обратиться в случае их нарушения мы активно работаем уже несколько лет. Уполномоченный по правам человека в Калужской области включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.
В рамках плана мероприятий этой компании мы взяли на себя задачу издания памяток по правам и безопасности детей, а также – дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, например, на вторую половину декабря 2010 года намечено проведение семинара-практикума для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: "Конфликты в школе. Помощь детям при насилии".
Ведущая: Вопрос от Шевченко Б., г. Калуга. Юрий Иванович, куда может обратиться ребенок, подвергшийся сексуальному насилию? Почему в Калужской области нет "горячей линии" или "телефона доверия", на который может позвонить потерпевший?
Зельников Ю.И: С 1 сентября 2010 года в России работает единый "теле-фон доверия" для детей, подростков и их родителей - бесплатный и анонимный. Номер телефона: 8-800-2000-122. Если поступает звонок из нашего региона, то абонента автоматически переключают на местный "телефон доверия". Этот телефон работает круглосуточно.
Ведущая: Анонимный вопрос. Потрясены фактом издевательства над детьми в монастырях. Имели ли место подобные случаи в Калужской области? Или власти предпочитают об этом молчать, чтобы не сориться с церковными иерархами?
Зельников Ю.И: О таких случаях в Калужской области мне неизвестно.
Ведущая: Вопрос от Гараниной С.В., г. Калуга. Юрий Иванович, что де-лать, если ребенка регулярно бьют в школе? Обращались к админист-рации, те говорят "он сам во всем виноват". Родительский комитет тоже никаких мер не принимает.
Зельников Ю.И: Такое отношение недопустимо. Нужно оперативно и тщательно разбираться, почему это происходит. Администрация не должна самоустраняться от решения вопроса, когда речь идет о жизни и здоровье детей, дисциплинарных моментах. К этому нужно привлечь и самих участников конфликта, а также школьного инспектора от органов внутренних дел (если такой в школе есть), вынести данный вопрос на Совет профилактики.
Найдите свидетелей избиения, обратитесь к врачу и зафиксируйте следы побоев. Кстати, избиения, вымогательство денег, грабеж – это уголовные преступления, и виновных в этом могут серьезно наказать (с 11 лет отправить в спецшколу, с 14 лет подвергнуть штрафу, приговорить к принудительным работам, отправить в исправительную колонию). Собрав свидетельства побоев, Вы можете обратиться с заявлением в милицию.
Ведущая: Вопрос от Степановой Ю. И., г. Калуга. Вы заявили тему защиты прав ребенка. А кто защитит взрослого от навета ребенка? Участились случаи отстранения от занимаемых должностей педагогов, которых ученики, заведомо ложно (в целях сведения счетов), обвиняли в "насилии" и "причинении морального вреда"?
Зельников Ю.И: На основании п. 64 Постановления Правительства РФ от 19.03.01 г. № 196 "Об утверждении типового положения об общеобразова-тельном учреждении" работники образовательных учреждений имеют право защищать свою честь и достоинство.
На основании ст. 152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требо-вать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от органи-зации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
Ведущая: Вопрос от Усовой Ж., г. Калуга. Юрий Иванович, хотелось бы знать Вашу позицию в следующем вопросе: Вы "за" или "против" уже-сточения мер наказания (вплоть до стерилизации) лицам, уличенным в педофилии?
Зельников Ю.И: Ужесточать наказание педофилам необходимо. Такой по-зиции придерживаюсь не только я, как Уполномоченный по правам человека. В 2009 году был внесен ряд поправок в Уголовный кодекс в плане ужесточе-ния наказания педофилам, изменения вносятся и сейчас. Доказано, что педо-филия – это заболевание, а как всякое заболевание ее надо лечить. Тюрьма здесь не является панацеей. Выходя на свободу, педофил в 90 % случаев воз-вращается к болезненной склонности снова и снова. Преступную болезнь или склонность необходимо лечить. Как – об этом должны думать специалисты. Но насильственная стерилизация это уже за рамками цивилизованного общества.
Решение данного вопроса не только в ужесточении наказания. Нужно активнее работать и на другом "фронте": усилить воспитательную и разъяснительную работу среди детей, родителям – быть внимательнее к своим детям, сделать так, чтобы каждый ребенок знал номер "Телефона доверия" (общефедеральный номер: 8-800-2000-122), куда он может обратиться в случае совершения насилия над ним так далее. Без работы с семьей, с детьми здесь не обойтись. Сейчас мы в аппарате готовим соответствующие памятки для детей, помогающие им избежать нежелательных встреч.
Ведущая: Вопрос от Тумилович А., г. Калуга. Школа перевела наших де-тей на обучение во вторую смену. Это очень неудобно, да и успеваемость понизилась. Имеем ли мы право, собрав более 50% подписей родителей учащихся, заставить администрацию поменять расписание?
Зельников Ю.И: Во вторую смену однозначно не должны учиться первые, пятые и одиннадцатые классы. А также классы компенсирующего обучения, классы с углубленным изучением отдельных предметов и все классы в лицеях и гимназиях (СанПиНы, ст. 2.9.8). Если ваши дети обучаются в вышеперечисленных классах, то права их нарушаются. В этом случае рекомендуем вам обратиться в органы управления образования по месту жительства.
Ведущая: Давали ли вы свои рекомендации по формированию окончательной редакции закона "О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию"?
Зельников Ю.И: Нет, не давал, так как с редакцией закона я был согласен.
Ведущая: Вопрос от Саркисян А., г. Обнинск. Кто уполномочен осуще-ствлять представительство ребенка, чьи права нарушены, в органах власти и суде?
Зельников Ю.И: На основании ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а также органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ).
Ведущая: Вопрос от Козиной Е.Б., г. Тверь. Дети-сироты и дети, остав-шиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Каким образом данные права защищаются в Калужской области?
Зельников Ю.И: На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.
Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.
На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впер-вые была выделена весьма значительная сумма - 114,5 млн. руб., из них - 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год - 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспе-чено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 - 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.
Данное увеличение денежных средств стало возможным при непосред-ственном участии Уполномоченного.
На 01.12.2009 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в об-ластном бюджете на 2010 год.
В 2010 году для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и на-править 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Ведущая: В последние годы резко увеличилось количество разводов. Каким образом суд, разводя родителей, защищает интересы несовер-шеннолетних детей рожденных в совместном браке?
Зельников Ю.И: На основании ст. 24 Семейного кодекса РФ при расторже-нии брака в судебном порядке, в случае, если отсутствует соглашение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение на-рушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: - определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; - определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются али-менты на их детей; - по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; - по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.
Ведущая: С 1 января 2011 года на территории Калужской области вступает в силу закон о дополнительных социальных гарантиях малообеспеченным одиноким матерям. Расскажите, пожалуйста, о данном нормативном акте.
Зельников Ю.И: 21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области получил поддержку законопроект о доплатах матерям-одиночкам.
В соответствии с этим законом предлагается установить пособие в 5000 рублей одиноким матерям, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области (за III квартал 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения составляет 5038 рублей). Пособие будут платить до достижения ребенком 7-летнего возраста.
Дополнительно социальную поддержку также получили малообеспе-ченные семьи, имеющие двух и более детей. Им планируется установить пособие по уходу за ребенком на второго и последующих детей от 1,5 до 3 лет в размере 4000 рублей. Данной социальной поддержкой смогут воспользоваться матери, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области.
Ведущая: Это последний вопрос интернет-интервью с Уполномоченным по правам человека в Калужской области Зельниковым Ю. И. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных инфор-мационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "ГАРАНТ".
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.