logo
Socialnaya_Redagogika_otveti

3.1. Сущность перевоспитания.

« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет перевоспитание

как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку,

«перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на

исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и

требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все

сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная функция

– изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему

воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение

и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием

построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы

перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании

результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена

так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное

условие и решающий фактор перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова

ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового

опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой

элементов:

- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,

исследование его потребностей, отклонений в поведении.

- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с

последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением

положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в

положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и

способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в

школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки

подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь

требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

- Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в

новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные

качества.

- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется

устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не

будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками

подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации

всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного

фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные

элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в

нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет

строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные

функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и

стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного возвращения

памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. У

трудного подростка не всегда удается восстановить все его духовные силы.

Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой

либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток

усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может

добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые

он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью

изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в

заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах

сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и

компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика

в той области, где проявляются его положительные качества, осудить

отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных.

Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее

освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа исправления,

а стало быть, уничтожения недостатков – опора на положительное. Необходимо

фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая

в нем веру в свои силы и строя свою работу с ним не на подчеркивании того,

что не следует делать, а наоборот, на хороших сторонах характера.