logo
Socialnaya_Redagogika_otveti

37. Социальное воспитание как функция общества.

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально соз­данных воспитательных организациях в процессе планомерного создания ус­ловий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Государство формулирует задачи социально­го воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержа­ние. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, группо­вые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориен­тации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные корректи­вы в реализацию требований общественных норм и государственных устано­вок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые явления, с другой - воспитатели и воспитуемые проявляют консерва­тизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому, например, в рамках одной системы воспи­тания складываются различные стили педагогического руководства и взаи­модействия (200).

Современное взаимодействие между государственными и обществен­ными институтами воспитания уже не может строиться по тем же правилам, которыми руководствовалась обширная и многоуровневая система воспита­ния в советское время. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъ­екты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом от­носительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка. Нередко они преследуют противопо­ложные воспитательные цели.

Статус воспитания как социального феномена определяется конкретно-историческими особенностями государственной политики в сфере воспита­ния. Поскольку воспитание - совокупность относительно автономных про­цессов взращивания человека в различных социумах: в семье, в государственных и общественных организациях, - характер, содержание, уровни и ка­чество взаимодействия государства с различными социальными институтами воспитания существенно различается по целям, задачам, способам и результатам. Общими и достаточно традиционными являются направления взаимо­действия органов государственной власти с институтами воспитания, обусловленные функциями государственного управления: законодательное и нормативное правовое регулирование воспитания, осуществляемое на двух уровнях государственного управления: федеральном и региональном; кадро­вая политика в сфере воспитания; финансовое и материальное обеспечение воспитательных организаций; - при существенных различиях наполнения каждого направления в отношении различных институтов воспитания.

В государственных документах последних лет выдвинут комплекс идей, отвечающих как насущным потребностям сегодняшнего дня, так и определяющих тенденции государственной политики в области воспитания на ближайшую перспективу (Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральные целевые программы «Дети России» (2003-2006 гг.«Молодежь России» (2001-2005 гг.); Государственная программа «Пат­риотическое воспитание граждан РФ на 2003-2005 гг.»; Концепция модерни­зации российского образования на период до 2010 г.; Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг, и др.)

Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г,, в редакции 1996 г.), принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лич­ности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение лич­ных интересов общественным.

Законодательно установив в качестве руководящей идеи государствен­ной образовательной политики свободу и плюрализм в образовании, Россия пошла по пути многообразия в воспитательной сфере, закрепляемого, в частности, принципом автономности образовательных учреждений и устранени­ем из государственной и муниципальной образовательной системы организа­ционных структур политических партий, общественно-политических объе­динений.

Сохранение в Семейном кодексе Российской Федерации (1995) поло­жений относительно воспитания детей, хоть и сопровождалось обновлением прежних и частичным введением новых формулировок, все же не разрешило ряда спорных вопросов правового характера. Фактически в Семейном кодек­се используется несколько значений понятия «воспитание». Некоторые важ­ные аспекты правовой регламентации в области воспитания детей содержит Федеральный закон «Об основных гарантиях реализации прав ребенка в Рос­сийской Федерации» (1998). Существенны положения ст. 13, содержащей га­рантии защиты прав и законных интересов ребенка при формировании соци­альной инфраструктуры для детей (последнее понятие, определение которого содержится в ст. 1, включает и вопросы воспитания детей). После принятия Конституции Российской Федерации законотворче­ский процесс развернулся в регионах. В ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, вопросы воспитания детей нашли определенное нормативное закрепление, прежде всего в законодательстве об образовании. Они представлены также в законах о правах детей, принятых в Республике Карелии, Псковской, Свердловской областях; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (отдельные законы или главы, статьи в законах, регулирующих вопросы государственной молодеж­ной политики) - в республиках Алтай, Башкортостан (здесь также законом от 31 октября 1996 г. такая поддержка оказывается и детским, подростковым, молодежным клубам и центрам), Коми, Мордовия, Татарстан, в Чувашской Республике, в Астраханской, Костромской, Липецкой, Московской, Орен­бургской, Ростовской, Саратовской областях, в Приморском, Ставрополь­ском краях, в Ханты-Мансийском автономном округе и многих других субъектах Российской Федерации. В Москве и на Сахалине приняты региональ­ные документы, существенно дополняющие Федеральный закон о благотво­рительных организациях, и они отличаются также существенно друг от дру­га, а в других регионах такого Закона нет, но есть, например, Закон о соци­альном заказе (Тюмень и др.), который не принят на федеральном уровне.

Особое место в иерархии нормативной правовой документации зани­мают ведомственные документы, значимые для специалистов в области вос­питания и сферы их профессиональной деятельности. Имеются ведомствен­ные нормативные правовые акты, выводящие на повышенное внимание к тем или иным актуальным направлениям и аспектам воспитания, чаще всего но­сящие ситуативный характер.

Таким образом, вопросы воспитания затрагиваются в актах законода­тельства и федерального, и регионального уровней, в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, но качество воспитания и ответст­венность за его результаты в системе образования законодательно не опреде­лены. В целом же правовая регламентация по вопросам воспитания детей ос­тается бессистемной, неполной, противоречивой. В концептуальном отноше­нии не установлены роль и приоритеты государства в воспитательном про­цессе. В правовом отношении не определены содержание понятия «воспита­ние» и юридические границы его применения.

Особая роль принадлежит проектированию программ, разработке эф­фективных механизмов в области воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; координации действий различных субъектов вос­питания на программно-целевой основе с учетом специфики, программиро­вания воспитательной деятельности в новых условиях в соответствии с но­выми подходами к воспитанию социальной инициативности детей и молоде­жи.

Личностно-ориентированное взаимодействие институтов государства и гражданского общества в воспитании детей и молодежи, оказывая влияние на социальное формирование личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех структур и со­циальных субъектов, имеет социально-педагогическую основу. В определении теоретико-методологических оснований воспитания де­тей и молодежи ведущую роль играет идея социально-педагогической соли­дарности, разрабатываемая Л.Е, Никитиной и автором. Социально-педагогическая солидарность проявляется на различных уровнях взаимодей­ствия отдельных граждан, общества и государства. Речь идет о взаимовлия­нии государственных и общественных интересов, когда индивид может проя­вить себя как личность на уровнях:

Социально-педагогическая солидарность позволяет каждой конкретной растущей личности  ощущать  себя значимым  злементом  государственно общественного строительства, социально инициативным и ответственным че­ловеком. С позиций социально-педагогической солидарности созданное взрослыми воспитательное пространство (школа, детский лагерь, обществен­ная организация и др.) становится фактором развития ребенка, молодого че­ловека, когда воспитаннику предоставляется возможность выступить созида­телем, творцом. В этом случае среда принимается ребенком как «своя», соз­данная своими силами, при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения, желания разрушать, противопоставлять себя другим. В теоретическом обосновании социально-педагогической солидарности определенную роль играет религия, обладающая большим потенциалом в об­ласти развития духовности, культуры и справедливости. Ориентируясь на общественные ценности, самопомощь и взаимопо­мощь, социально-педагогическая солидарность как идейно-теоретическая платформа воспитания социальной инициативности позволяет каждого ини­циатора рассматривать как полноценную личность вне зависимости от физи­ческих или иных недостатков.