logo
Socialnaya_Redagogika_otveti

59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.

Феномен общего здоровья многогранен, включает физическую, психичес

кую и социальную стороны. Понятие социальное здоровье давно вошло

в научный оборот, но в основном под социальным здоровьем подразумевается

общественное социальное здоровье, предметом изучения которого занимает

ся социальная гигиена. Своевременное осуществление воспитательной работы

позволяет вовремя предупреждать возникновение и развитие девиантного

асоциального и антисоциального поведения, а также формирование отрица

тельных личностных черт, асоциальных ценностных ориентаций и отношений,

что в комплексе составляют сущность аномии личного социального здоровья

детей и подростков. Осуществляя функцию психолого педагогического прос

вещения родителей, дошкольные и школьные образовательные и социальные

учреждения способствуют снижению риска развития социальных девиаций

у воспитанников.

Анализ теоретических основ изучения социального здоровья детей пока

зал, что в основе данного феномена лежит концепция о социальном благопо

лучии ребёнка с позиций социальной адаптивности, социализированности и

инкультурированности, социального развития и социального воспитания лич

ности. Изучение проблемы личного социального здоровья несовершеннолет

него, позволило выявить, что понятие личности выражает социокультурное из

мерение человека, которое позволяет рассматривать его в качестве субъекта

деятельности и субъекта социального взаимодействия (К. А. Абдульханова

Славская, Б. Г. Ананьев, Е. Б. Весна, Л. С. Выготский, Р. А. Зобов, В. П. Казна

чеев, Л. Г. Костюченко, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубин

штейн, К. Д. Ушинский, Э. Фромм, А. Фурнхем и другие). Установлено, что глав

ным фактором формирования и развития социально здоровой личности явля

ется культура данного общества (Л. Ф.Алексеева, С. А. Беличева, В. В. Ветрова, И. Э. Вильданов, Д. П. Дербенев, Ш. Зауш Годрон, Т. В. Зозуля, Е. Р. Калитеевс

кая, Л. В. Ковтун, А. А. Налчаджян, Е. М. Пеньков, Л. А. Пергаментщик,

В. Д. Плахов, В. С. Ротенберг, Е. Ю. Рубанова, Т. В. Скрипник, Х. Хартманн и

другие). Данная характеристика условий формирования социально здоровой

личности ребёнка, позволяет заключить, что социокультурная динамика лич

ности проявляется в двух отношениях: во внешнем плане она находит свое вы

ражение в виде механизмов социализации, а во внутреннем плане - выступа

ет в виде свободного выбора и реализации той или иной формы социальной

активности (О. Ф. Больнов, Б. Т. Григорьян, Э. В. Ильенкова, М. Шелер и дру

гие). Методологический анализ проблемы социального здоровья человека

позволяет заключить, что личностное развитие детерминировано внутренним

процессом, социальной ситуацией развития, обусловлено мерой его собствен

ной активности, определено типом ведущей деятельности, зависит от содержа

ния и мотивов деятельности, в которой он участвует (Д. Доллард, Л. Г. Костю

ченко, Н. Миллер, К. К. Платонов).

Нарушения индивидуального социального здоровья школьников - это ха

рактер и результат действий ребенка (временных или постоянных, целенап

равленных или стихийных), направленных на нарушение, непринятие социаль

ных нравственных норм общества, ведущих к социальному дисфункциониро

ванию. Критериями нарушений индивидуального социального здоровья

школьников являются:

1. социально психологическая дезадаптированность (нежелание осознан

но выполнять нормы коллективной жизни; дисгармония взаимоотношений

воспитанника со взрослыми и сверстниками; отсутствие самоконтроля за по

ведением; пассивность в участии жизни класса, школы).

2. неудовлетворительность социального развития (дисгармония личностно

го и социального развития; нарушения процесса общекультурного формирова

ния личности);

3. девиантность поведения (систематичность нарушения социальных

нравственных норм; девиантность поведения, низкий социально культурный

уровень социальных связей; наличие вредных привычек, нежелание вести

ЗОЖ; отказ от активной жизнедеятельности, нежелание и неумение решать

личностные и социальные проблемы; саморазрушающее поведение, повышен

ная конфликтогенность, виктимогенность включать ребенка в общественно по

лезную деятельность).

2. дисгармоничность психической деятельности (неразвитость чувства

собственного достоинства, неадекватность самооценки; недостаточность

качества развития психических процессов; неразвитая способность к самоуп

равлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, за

конами; неумение планировать свою собственную жизнь и реализовывать це ли формировать способность изменять способ поведения в зависимости от ха

рактера жизненных ситуаций).

3. социальная запущенность (недоразвитие социально значимых качеств,

ценностных ориентаций, мотивов поведения; негативный социальный опыт;

недостаточность социальных знаний, умений, навыков; неумение планировать

свои действия с учетом интересов других, заполнять свое свободное время,

планировать свой досуг, неумение советоваться).

4. педагогическая запущенность (труднообучаемость: низкая учебно поз

навательная активность, несформированность основных учебных умений,

трудности в обучении, неуспеваемость; трудновоспитуемость: неразвитость со

циально коммуникативных качеств и свойств, пассивное или активное сопро

тивление педагогическому воздействию, девиантность поведения).

Учитывая негативное влияние патогенеза социального развития ребенка,

подростка на процесс общекультурного формирования необходимо вести про

филактическую работу по их предупреждению. К основным путям, способству

ющим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и

подростков, можно отнести: создание благоприятных условий для ребенка; не

допущение перегрузок в процессе обучения изза несоответствия уровня труд

ностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебно

го процесса; поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них услови

ям; побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жиз

недеятельности, стимулирующих их адаптацию; создание доступной специаль

ной службы социальнопсихологической и педагогической помощи различным

категориям населении, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: телефоны

доверия, кабинеты социально психологической и педагогической помощи,

кризисные центры; обучение родителей, учителей и воспитателей методикам и

технологиям работы по предупреждению социокультурных личностных дефор

маций; подготовка специалистов для специализированных служб социально

психологической и педагогической помощи различным категориям людей

в трудной жизненной ситуации.