25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
Естественное движение, как и миграции[70], определяют возрастную и половую структуру населения — важнейшие экономико-социально-демографические показатели, представляющие, в частности, исходную базу для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров, воинских призывных контингентов и т. д. Наиболее важно деление людей по возрасту на несколько категорий: а) исходя из репродуктивных способностей людей: до 15 лет — поколение детей; 15—49 лет — поколение родителей; 50 лет и старше - поколение прародителей; б) исходя из способностей людей того или иного возраста к трудовой деятельности, т.е. население в дорабочем, рабочем (трудоспособном) и послерабочем возрасте. В разных странах контингенты трудоспособного населения определяются по-разному, часто в зависимости от сроков обязательного школьного обучения и границ пенсионного возраста (по старости). В нашей стране трудоспособный (рабочий) возраст для мужчин 16—60 лет, для женщин — 16—55 лет. В США к трудоспособному населению относят лиц с 16 лет, в Англии и Канаде — с 15, в Мексике и Португалии — с 12 и т. д. Пенсионный возраст для мужчин в большинстве развитых стран установлен с 65 лет, а в некоторых слаборазвитых странах он вообще не определен, так как пенсионное обеспечение отсутствует. В международной статистике трудоспособным (рабочим) населением принято считать людей в возрасте от 15 до 64 лет, обычно 55-65% всего населения.
Возрастной состав людей территориально очень различается. Страны с «рациональным» режимом воспроизводства населения, с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей (ФРГ, Япония), что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения. В странах с высокой рождаемостью и смертностью и низкой продолжительностью жизни, наоборот, выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста.
Таблица 33
Возрастной состав населения в некоторых странах мира (1998 г., %)
Страны | Возрастные категории людей: | ||
до 1 5 лет | 15-5 9 лет | 60 лет и старше | |
Весь мир | 30,0 | 60.0 | 10,0 |
Ливия | 39,0 | 55.0 | 6,0 |
Эфиопия | 46,0 | 49.0 | 5,0 |
Кувейт | 36,0 | 61,0 | 3,0 |
Индия | 36,0 | 57,0 | 7,0 |
Китай | 26,0 | 74,0 | 10,0 |
Россия | 20,0 | 62,0 | 18,0 |
США | 22,0 | 67.0 | 11,0 |
Германия | 16,0 | 62,0 | 22,0 |
Япония | 15,00 | 63,0 | 22,0 |
Италия | 14,0 | 62,0 | 24,0 |
Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения или даже превышает его (Ливия), что ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем (расходы на питание, обучение, охрану здоровья детей и т. п.) и одновременно обусловливает высокую рождаемость. Более гармоничны, ближе к оптимальным, современные возрастные структуры населения в США, Японии, Китае.
В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Так, медианный (средний) возраст жителей Земли в 1985 г. был 23,4 года (в России — 30 лет, в Африке — 17, в Великобритании — 35,5), в 2000 г. — 26,5, а к 2050 г., по оценкам ООН, он составит 36,2 года. В эти же сроки в мире процент людей в возрасте 65 лет и старше увеличится с 5,1 до 9,7%, что значительно опережает рост численности всего человечества. Подсчитано, если усилия, направленные на снижение роста населения в Китае, окажутся успешными, то в середине XXI в. 40% жителей этой страны будут старше 65 лет.
Старение населения меняет соотношение когорты людей в трудоспособном и пенсионном возрасте в пользу последних.
Так, в 1950 г. в мире на каждого 65-летнего и старше приходилось 12 человек в возрасте от 15 лет до 64-х, а в 1985 г. это соотношение уменьшилось до 10 человек; к 2000 г. оно сократилось до 8—9 человек. Таким образом, перед обществом будут нарастать социально-экономические и этические проблемы, связанные с обеспечением нужд пожилых людей. В связи с процессом старения человечества растет значение геронтологии (науки о старении человека), которая опирается на исследование образа жизни долгожителей (людей в возрасте 80 лет и старше) и социальных причин старения.
Большое, разностороннее значение имеет половой состав населения. Знание соотношения мужчин и женщин в целом и разного возраста важно для анализа процесса воспроизводства населения как в прошлом и настоящем, так и в будущем, для расчета мужских и женских трудовых ресурсов и т. д. В частности, на уровне рождаемости сказывается соотношение мужчин и женщин в возрасте 20—30 лет, когда заключается основная часть браков и рождаемость максимальна; анализируя рождаемость, важно учитывать процент женщин в детородном возрасте (15—49 лет). Для характеристики полового состава населения обычно используют два показателя: процент мужчин и женщин и их соотношение.
Главные причины, определяющие соотношение полов в мире, следующие.
1. Мальчиков рождается на 5—6% больше, чем девочек. Однако, так как смертность среди первых выше, чем у вторых, то к 18-20 годам обычно соотношение полов выравнивается.
2. Различия, нередко существенные, в средней продолжительности жизни мужчины и женщины, о чем уже было сказано выше. В связи с тем, что женщины имеют в этом отношении приоритет, то численное преобладание женщин нарастает с возрастом.
3. Войны, на которых гибнут преимущественно мужчины. Так, существующая ныне большая диспропорция полов в нашей стране сложилась в основном из-за больших потерь мужского населения в результате Первой мировой войны и Гражданской войны, и особенно — в Великой Отечественной войне.
4. Миграция населения. Обычно мужчины более подвижны, поэтому там, где наблюдается массовый отток (выезд) людей, повышен процент женщин, а в местах с большим положительным сальдомиграции часто увеличена доля мужчин. Но под влиянием разных социально-экономических факторов половой состав мигрантов может сильно изменяться.
5. Характер экономики и разный спрос на мужской и женский труд. Так, в районах, специализированных на тяжелой промышленности, и в местах крупных новостроек доля мужчин выше средней, а там, где большое значение имеют функции непроизводственной сферы, обычно больше женщин.
По оценке ООН, на Земле в 2000 г. мужчин на 51 млн больше, чем женщин. Однако в большинстве государств, особенно в Европе, преобладают женщины. В экономически развитых странах мужчины составляют 48,5% населения, а в развивающихся — почти 51%. Общее преобладание мужчин на планете объясняется их «избытком» в самых многолюдных странах мира: Китае и Индии — в каждом случае более чем на 30 млн человек в 2000 г. Такая же ситуация в Пакистане, Бангладеш, Афганистане, Египте. По доле мужчин одна из первых стран в мире — Кувейт (58%). Это результат того, что тут весьма значительная часть жителей — рабочие-мигранты. В будущем, по-видимому, наука позволит людям активнее регулировать половой состав населения. В США уже разработаны методы обеспечения преимущественного рождения детей желаемого для родителей пола.
Преобладание женщин особенно велико в странах, которые больше всего пострадали от войн и, кроме того, там, где выше показатель продолжительности жизни женщин: Россия, ФРГ, Австрия (более 1100 женщин на 1000 мужчин).
В формировании населения США издавна была велика роль иммиграции. Поэтому до 1950 г. здесь наблюдался мужской перевес. Но теперь в США женщин на 8 млн больше, чем мужчин. Это следствие относительного сокращения доли иммигрантов в общем приростенаселения, изменения полового состава иммигрантов и увеличивающегося разрыва в продолжительности жизни людей разного пола.
Графически возрастная и половая структуры населения, многие ее особенности, хорошо отображаются на половозрастных пирамидах, анализ которых позволяет судить о демографических последствиях важнейших событий в истории стран и народов, и вместе с тем позволяет сделать важные выводы о современной демографической ситуации и перспективах ее эволюции.
Главные правила построения пирамид следующие: нужно соблюдать единство масштабов по вертикали и горизонтали для всех половозрастных групп, откладывая по горизонтали величины, пропорциональные численности отдельных возрастных групп, а по вертикали — возраст (в абсолютных величинах или в процентах), причем влево от оси пирамиды — масштабы для мужского пола, а вправо — для женского. Чаще всего пользуются пятилетними когортами, но точнее, конечно, использовать годичные данные. Обычно статистические сведения оканчиваются в графе «70 лет и старше» или «80 лет и старше». Чтобы исключить искажение действительности следует верхнюю возрастную категорию разбить на 2—3 части, исходя из принципа: а) каждая последующая когорта оценивается в два раза меньше предыдущей; б) сумма всех условно рассчитанных когорт должна соответствовать исходным данным.
В идеале такие пирамиды должны быть близки по очертаниям к равностороннему треугольнику, но в зависимости от демографической истории, разных режимов воспроизводства, социально-экономической и политической ситуации в прошлом и в последнее время пирамиды могут иметь самую разнообразную форму. Так, половозрастная пирамида ФРГ типична для стран с «современным» режимом воспроизводства, на ней хорошо видны последствия мировых войн. Показатели Индии характерны для стран с «традиционным» режимом воспроизводства и с малой средней продолжительностью жизни людей, а пирамида Кувейта — для стран со значительной мужской иммиграцией. Половозрастная пирамида иллюстрирует нарушения в соотношении численности полов, вызванные войнами, сокращением рождаемости в военные годы, послевоенные расширенные когорты и другие отклонения, которые порождают долгосрочные «демографические волны».
Полезно использовать так называемые сложные пирамиды, в которых общие контуры половозрастных когорт сочетаются с показом других величин, например, семейной структуры или доли работающих в каждой из когорт.
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.