logo
Socialnaya_Redagogika_otveti

49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению [11].

По данным Государственного комитета статистики Украины, общее число детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине составляет 100678 человек. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые воспитываются и обучаются в школах- интернатах для детей-сирот, увеличилось в 1,4 раза [3].

Следует отметить, что в последние годы проблемы социальной и правовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без внимания государства и общественных учреждений. Свидетельствуют об этом государственные документы: Закон України «Про охорону дитинства» від. 24.06. 2001р., Указ Президента України № 1153 від. 17 жовтня 1997р. «Про затвердження заходів щодо поліпшення становища дітей сиріт та дітей, які залишились без піклування батьків» и т.д. Также в нашей стране наряду с такими традиционными формами семейной заботы о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, как усыновление и опека над детьми, расширяется система детских домов семейного типа как альтернатива интернатным учреждениям воспитания. С 1998 года начата работа по организации и дальнейшему становлению института приемной семьи[3].

Сегодня в Украине наблюдается тенденция к увеличению количества детей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направить на воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основной формой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остается государственная система интернатного воспитания [3].

Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования (И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье [8].

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы [5].

В связи с этим детские дома и школы-интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

Общая проблема особенностей социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В.Васильковой, Т.И.Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Проблемами психолого-педагогических особенностей детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в отечественной и зарубежной науке занимались Ж.Пиаже, Л.И. Божович, Н.Н. Толстых Б.Д. Эльконин, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, И.А. Залысина, Е.У.Смирнова, А.И. Захарова, А.Б. Добрович, А.Ю. Панасюк и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интренатного типа, представлены в работах Т.И.Шульги, Л.Я. Олиференко., А.В. Быкова и др.

Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений интернатного типа, формирование системы социальных ценностей приобретает особую важность, именно поэтому существенное значение здесь приобретает роль педагога-социального работника. Теория ценностей, воплотившая в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода, стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики и рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И. С. Кона, В. М. Кузнецова, И. С. Артюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, А. С. Шарова и др.

Однако ряд вопросов, связанных с социализацией детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа остается недостаточно разрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной проблемы. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования«Специфика работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа».

Объект исследования - деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Предмет исследования - формы и методы работы социального педагога с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

Цель исследования - изучить особенности профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях интернатного типа.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Изучить формы и методы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

3. Разработать рекомендации для социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.

В исследовании применялись следующие методы: анализ социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и обобщение опыта работы в данном направлении.