27. Влияние городского образа жизни на социализацию
Различные альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.
Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей.
Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.
Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно.
В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».
В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная связь представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять» их на себя.
В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.